Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 5 (2015)

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ И ИННОВАЦИЯМИ

30-38 9
Аннотация
В статье описывается опыт создания и работы институтов комплексных междисциплинарных исследований Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) Показано, каким образом данные структуры позволили обеспечить органичное сочетание классической организационной схемы вуза с инновационным кластерным подходом. Создание институтов проходило в рамках реализации Программы стратегического развития университета на 2012-2016 гг.. Они аккумулировали организационные, материальные, финансовые, кадровые условия для эффективной научно-исследовательской работы. Новые организационные формы научной деятельности способству- ют повышению показателей публикационной активности, успешному привлечению дополнительных источников финансирования научно-исследовательской работы, успешному выполнению государственного задания Минобрнауки России в сфере научной деятельности. Институты комплексных междисциплинарных исследований позволили сконцентрировать имеющиеся ресурсы на проведении наиболее перспективных, междисциплинарных исследований, на решении как фундаментальных, так и прикладных научных задач, превратившись в реальный инструмент интенсификации научно-исследовательской деятельности вуза. Институты комплексных междисциплинарных исследований рассматриваются в статье как новаторский метод управления научно-исследовательской работы в университете. Данный опыт может быть полезным для разработки моделей развития науки в других вузах России.
39-44 8
Аннотация
Для решения задач планирования и оценки результатов научных исследований, а также подготовки кадров для выполнения этих научных исследований в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации необходим инструмент, позволяющий за приемлемое время определить принадлежность диссертационного исследования к приоритетным направлениям. Анализ данных из отчетов диссертационных советов показал несостоятельность этих данных для оценки вклада диссертационных исследований в приоритетные направления. Предлагается двухшаговый метод автоматизированного решения поставленной проблемы с использованием структуры информационных материалов, сопровождающих диссертационное исследование, и методов классификации текстов. Для реализации этого метода были построены матрицы соответствия научных специальностей приоритетным направлениям и тезаурус, содержащий для каждого приоритетного направления морфемы, характеризующие тематику научных исследований. На тестовой коллекции диссертаций была проведена апробация методики, показавшая хороший результат. Применение этой методики для пяти приоритетных направлений показало, что около 8% диссертационных исследований, выполненных за последние четыре года, относятся к одному из пяти приоритетных направлений. Представленная методика будет полезным инструментом и для диссертационных советов, созданных на базе образовательных и научных учреждений, и для научных фондов, осуществляющих поддержку приоритетных научных исследований, и для органов управления в экономической и образовательной сфере, например, при рассмотрении вопроса о контрольных цифрах приема в аспирантуру.
45-59 10
Аннотация
Статья «Инновационно-производственная деятельность как объект управления в условиях реализации стратегии инновационного развития вуза» представляет собой описание опыта организации управления инновационной деятельность вуза, раскрывая суть реализованных управленческих подходов и технологий, практики применения проектного и инновационного менеджмента на примере Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). Цели написания статьи - систематизировать факторы, влияющие на развитие инновационного комплекса, создание малых предприятий с учредительством университета, развитие взаимодействия с промышленными предприятиями; проанализировать методы управления, нацеленные на формирование инновационных цепочек для коммерциализации разработок вуза, развития полноценной научно-технической инфраструктуры и инновационной среды. В 2010-е годы непрерывно идет процесс усиления конкуренции между российскими вузами за получение бюджетных финансовых средств, российских и международных грантов и проектов. Инновационно-производственная деятельность (ИПД) стала основой для устойчивого развития вузов, позиционирующих себя как «предпринимательские» университеты. В сложившихся условиях для решения практических проблем развития вузам необходимо применять новые управленческие подходы и решения, диверсифицировать источники финансирования, основанные на получении и применении новых знаний и технологий, развитии инноваций. ПетрГУ также столкнулся с проблемами формирования такой системы управления инновациями, которая позволила бы вузу не только удержаться на стабильных позициях в группе ведущих вузов, но и стать более конкурентоспособным в современных условиях. В статье описываются управленческие подходы ПетрГУ к решению проблем развития инновационной дея- тельности на основе кластерной дифференциации приоритетных направлений, применения современных проектных и информационно-аналитических технологий в управлении. Дается общая характеристика ИПД как объекта управления, рассматривается ее многоком-понентность, согласование целей со стратегическими целями вуза. Приводятся примеры теоретического описания моделей управления инновационным потенциалом вуза, сравниваются подходы разных авторов к инновационной деятельности как к управляемой системе, рассматриваются субъекты и объекты управления в инновационной системе вуза. На примере ПетрГУ показана схема взаимодействия субъектов и объектов управления в инновационной системе, указаны аспекты применения технологий инновационного менеджмента. Особое внимание уделено концепции формирования образовательно-научно-инновационных кластеров. Приведены примеры создания «инновационных цепочек» с участием российских и зарубежных партнеров. Отдельные разделы посвящены практике использования проектно-ориентированных и информационно-аналитических подходов в управлении ИПД. Рассматривается используемая в ПетрГУ матричная структура управления программами развития. Для анализа эффективности применения проектного похода предложена структурная схема системы инновационных проектов и программ. Приведены примеры комплексного применения информационных систем, электронных образовательных ресурсов, веб-ресурсов для развития ИПД. В статье выделены проблемы, влияющие на развитие инновационного комплекса вуза, в качестве рекомендаций сформулированы пути их решения. Показана результативность реализованных в ПетрГУ методов управления ИПД. Ценность статьи заключается в том, что российские вузы смогут познакомиться с результатами, полученными в Петрозаводском университете по эффективному развитию инновационной системы в условиях позиционирования университета как «инновационно-предпринимательского», постоянного динамического изменения инновационной среды, возрастания конкуренции среди российских вузов.

РЕДАКЦИОННАЯ РУБРИКА

5-7 2
Аннотация
Интервью главного редактора А. Клюева с экспертом

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

60-68 5
Аннотация
В связи с реформированием системы высшего образования активно обсуждаются различные аспекты соответствия систем подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. В настоящей статье представлена методика оценки соответствия этих систем с точки зрения обеспечения прогнозной потребности в кадрах высшей научной квалификации. Методика основана на сравнении результатов расчета прогнозной потребности в кадрах высшей научной квалификации и фактического приема в аспирантуры. Формирование прогнозной потребности базируется на расчете ежегодной дополнительной потребности, обусловленной естественно-возрастной ротацией кадров. Коэффициенты ротации (удельный вес работников, завершающих трудовую деятельность) рассчитаны в разрезе отраслей науки и в среднем составляют 0,032 для кандидатов наук и 0,052 - для докторов наук. Расчет контрольных цифр приема в аспирантуры выполнен с учетом института со- искательства и показателя эффективности деятельности аспирантур (прием-выпуск с защитой в течение 4 лет после выпуска) в разрезе отраслей науки. Сравнительный анализ расчетных контрольных цифр приема, необходимых для обеспечения ежегодной дополнительной потребности, и фактического приема 2014 г. показал, что для обеспечения прогнозной потребности в кадрах высшей научной квалификации при текущем уровне эффективности деятельности аспирантур требовалось бы повысить контрольные цифры приема в аспирантуры на 8300 мест. Кроме того, заметим, что текущий прием не покрывает потребность в кадрах высшей научной квалификации по научным специальностям, соответствующим приоритетам развития технологий, техники и науки в Российской Федерации. Среди вариантов решения сложившегося несоответствия наиболее перспективным и, в то же время сложным, является выработка мер по повышению эффективности деятельности аспирантур. В статье приводятся минимальные показатели эффективности деятельности аспирантур, которые смогут обеспечить покрытие ежегодной дополнительной потребности в кадрах высшей научной квалификации.
69-79 7
Аннотация
В статье рассматривается опыт организации управления вузом с позиции повышения качества образовательного процесса через формирование целостной системы оценивания результатов обучения. Являясь кейсом, статья раскрывает этапы проектирования системы оценивания образовательных результатов на примере магистерской программы по направлению «Информатика и вычислительная техника», реализуемой в Петрозаводском государственном университете. Целью статьи является описание этапов построения гибкой системы управления качеством образовательного процесса, в частности, системы оценивания результатов обучения, удовлетворяющей основным требованиям ФГОС. Методологической основой такой работы стали стандарты Всемирной инициативы CDIO. Несмотря на ориентацию стандартов CDIO на реформирование инженерного образования, показано, что их критерии не противоречат требованиям ФГОС нового поколения для любого направления подготовки и позволяют выстроить целостную систему оценивания результатов обучения, базирующуюся на самооценке образовательных программ вуза основными стейкхолдера-ми: студентами, преподавателями, работодателями, выпускниками. В процессе проектирования системы оценивания результатов обучения неминуемо возникает ряд вопросов и дискуссионных моментов, связанных с отсутствием ме- тодических рекомендаций и практического опыта у большинства преподавателей, трудоемкостью данного процесса, высокой ответственностью каждого за результат. Выявлялись проблемы измерителей результатов обучения при компетентностном подходе в реализации образовательных программ (ОП), оценки результатов обучения при государственной аккредитации и механизмы учета общественной и профессионально-общественной экспертизы ОП. По мнению авторов, необходимы рекомендации по составлению локальных нормативных актов для оценки качества ОП в части единых подходов к определению этапов формирования, процедуры, показателей, форм и методов, шкалы оценки фонда оценочных средств. В статье сформулированы практические рекомендации по описанию этапов проектирования системы оценивания ОП: определение целей оценивания, критериев (индикаторов) оценивания; формы представления результатов достижения целей как для программы в целом, так и для каждой дисциплины учебного плана; выбор эффективных методов оценки обучения, соответствующих различным категориям образовательных результатов. Практические результаты статьи показаны на примере оценивания результатов обучения ОП «Информатика и вычислительная техника» (магистратура). Ценность данной статьи состоит в детальном описании опыта разработки и внедрения системы оценивания результатов обучения, а также опыта управления такой системой. Отмечена важность ежегодной самооценки вуза для непрерывного совершенствования образовательного процесса.
80-94 19
Аннотация
Статья написана с целью актуализации проблемы развития непрерывного образования на базе вузов, представления опыта Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) в решении указанной задачи. В основе анализа - системный подход. Во введении к статье обосновывается актуальность, предпосылки и условия развития форм непрерывного образования в вузах, представлены подходы к трактовке понятия «непрерывное образование» в отечественной и зарубежной теории и практике, выделены горизонтальный, вертикальный и «глубинный» векторы развития непрерывного образования как потенциальные направления деятельности вузов. В статье описан индикативно-проектный подход к управлению развитием непрерывного образования, выделены и обоснованы направления, критерии и показатели оценки эффективности, приведен перечень основных проектов 2012-2015 гг., направленных на развитие форм непрерывности. Далее описаны мероприятия по развитию кластера дополнительных профессиональных программ для кадров региона, сектора профессионального развития научно-педагогических кадров вуза, в том числе в области непрерывного образования. Обозначена проблема научно-методического сопровождения развития вузовских форм непрерывного образования и способы её решения на примере ПетрГУ. В выводах выделены ключевые условия развития непрерывности на базе вуза на основе про-ектно-индикативного подхода, выявленные в ходе реализации проектов 2012-2015 гг. Полученные результаты могут быть использованы в работе ведущих региональных вузов по созданию и развитию систем непрерывного образования в регионах.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ВУЗЕ

8-18 12
Аннотация
В настоящее, столь не стабильное, время руководители высших учебных заведений вынуждены строить свою работу таким образом, чтобы была возможность «думать на опережение», используя различные инструменты анализа и прогноза. Данная статья посвящена описанию основных принципов и последовательности этапов планирования и контроля результатов деятельности Петрозаводского государственного университета, которая основывается на ключевых показателях эффективности (КПЭ). Система планирования охватывает все сферы деятельности и иерархические уровни вуза (планирование деятельности университета в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов) и индивидуальное планирование деятельности каждого сотрудника). Это дает возможность мотивировать исполнителя на конечный результат, который напрямую связан с материальным стимулированием и карьерным ростом сотрудника. Правильный выбор КПЭ - одна из главных задач, решив которую можно достичь хороших результатов. В настоящей работе представлена подробная классификация основных КПЭ в зависимости от источников формирования, масштаба последствий, длительности воздействия на результат, варианта изменения и от степени трудности достижения. В результате получается, что деятельность ряда управлений в основном оценивается внешней средой в виде различных рейтингов и мониторингов и, наоборот, есть управления, все показатели которых являются внутренними. В статье приведены примеры планов работ таких управлений и КПЭ, которые за ними закреплены, а также дорожная карта мероприятий, направленных на достижение значения показателя. За время функционирования системы планирования и контроля эффективности результатов деятельности ПетрГУ (с 2012 года) по многим направлениям и показателям наблюдаются положительные тенденции (выполнены семь из семи возможных показателей мониторинга эффективности деятельности вузов, проводимым Минобрнауки России), также вуз улучшил свои позиции в основных рейтингах (39 место в России и 5 место в Северо-Западном федеральном округе по данным сводного национального рейтинга российских вузов 2014/2015 уч. г.). Были выявлены трудности, с которыми можно столкнуться, в первую очередь связанные с человеческим фактором. Ценность данной работы заключается в том, что она передает опыт ПетрГУ построения системы планирования, выбора КПЭ и контроля деятельности вуза.
19-29 10
Аннотация
Необходимость решения вопросов национальной безопасности, экономических и других стратегических задач, стоящих в Арктической зоне и имеющих большое значение для всей России, предъявляют повышенные требования к количественному и качественному составу трудовых ресурсов Арктики. В статье исследуется потенциал вузов, расположенных в Арктической зоне России, в контексте кадрового обеспечения стратегических приоритетов развития Арктического макрорегиона. В основе исследования - сравнительный анализ прогнозных значений потребности в кадрах с высшим образованием, рассчитанных с учетом установленных приоритетов развития Арктики и выпусков вузов и их филиалов. На основе этого двумя методами оценивается возможность покрытия потребности экономики за счет выпускников вузов как в целом, так и в разрезе специальностей/направлений подготовки. Учитывается влияние миграции выпускников на кадровый потенциал регионов. Показана важность межрегионального сотрудничества с территориями, прилегающими к Арктической зоне с точки зрения кадрового обеспечения на примере Республики Карелия. По результатам исследования выявлены диспропорции в кадровом обеспечении приоритетов развития Арктики по количественному и качественному составу выпускников. Выводы и предложения для вузов и органов исполнительной власти показывают конкретные пути преодоления складывающихся структурных диспропорций в обеспечении стратегического развития Арктики кадрами с высшим образованием. Вопросы востребованности выпускников вузов, перспектив их трудоустройства на рынке труда уже неоднократно освещались на страницах журнала. Однако анализ потенциала вузов в контексте кадрового обеспечения приоритетов развития Арктической зоны России представляется впервые. Источниками данных явились документы стратегического развития территорий, относящихся к Арктической зоне России, государственная статистическая отчетность по экономике, рынку труда и системе высшего образования, результаты мониторинга трудоустройства выпускников вузов по данным Пенсионного фонда Российской Федерации, Рособрнадзора и образовательных организаций.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА

95-105 11
Аннотация
Статья «Информационно-аналитическая интегрированная система ПетрГУ: подходы, решения, направления развития» представляет собой обзор подходов, программно-технологических решений и функциональных возможностей ИАИС управления ПетрГУ. Цель статьи - систематизировать большой объем информации об ИАИС ПетрГУ, подчеркнуть преимущества и уникальность оригинальных подходов к проектированию и готовых решений данной системы по сравнению с наиболее распространенными автоматизированными системами управления образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Для достижения поставленной цели авторы обосновывают актуальность развития информационной системы управления на фоне современных тенденций развития системы образования, приводят обзор наиболее распространенных систем, представленных на рынке. На основе краткого анализа основных критериев выбора информационной системы вузами, обосновывают причины, побудившие ПетрГУ приступить к самостоятельной разработке системы с учетом накопленного за длительный период опыта, начиная с АСУ ВУЗ. В статье представлено достаточно описание функционала ИАИС ПетрГУ, взаимодействия основных компонентов, архитектуры. Содержатся результаты исследований, которые привели к созданию новых оригинальных подходов к проектированию структуры БД ИАИС ПетрГУ, являющиеся уникальными и выгодно отличающими разработку ПетрГУ от других систем. Кроме этого, в статье приводится перечень нерегламенти-рованных задач, реализованных только в ИАИС ПетрГУ. Еще одно преимущество ИАИС ПетрГУ, описанное в статье, - интегрируемость ИАИС и других важных ин- формационных систем ПетрГУ (официальный сайт, образовательный портал, автоматизированная библиотечная система и др.). Реализовать интеграцию позволило то, что ИАИС проектировалась на основе основных требований к информационным системам управления, среди которых на первый план вышли следующие: интегрированность (не только на уровне БД, но и на уровне бизнес-процессов); отраслевая специфика (при многообразии и расширении видов деятельности основным остается учебный процесс); гибкость и настраиваемость (адаптивность) на особенности современного развивающегося университета, его бизнес-процессы и оргструктуру. Также необходимо отметить, что преимуществом ИАИС ПетрГУ является то, что наряду с вводом, актуализацией и поддержкой большого объема данных ИАИС административными службами вуза, реализована возможность распределенного ввода расширенной информации самими преподавателями, сотрудниками и студентами в среде портала ИАИС. Ценность статьи заключается в том, что российские вузы смогут познакомиться с результатами многолетней работы Петрозаводского университета по созданию и развитию информационной системы управления вузом на основе собственных уникальных подходов и решений при использовании возможностей продуктов компании Oracle. Важным является то, что наличие такой системы в вузе позволило не только автоматизировать основные бизнес-процессы, повысить качество информационного обеспечения принятия управленческих решений, но и обеспечить актуальность, доступность и достоверность данных, что, в свою очередь, значительно облегчило решение важной задачи информационной открытости и предоставления всем участникам образовательного процесса и другим категориям конечных потребителей актуальной и регулярно обновляемой информацию, в том числе и во внешний мир.

СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА

106-114 9
Аннотация
В статье автором не только представлен опыт организации профориентационнои работы Петрозаводского государственного университета, но и предпринята попытка описания технологий управления процессами проектирования необходимых изменений в данной сфере жизни университета и их реализации на практике. Цель статьи - обозначить используемые в Петрозаводском государственном университете способы управления процессом повышения качества образования на «предстартовом» этапе работы с будущими студентами, определить проблемы и перспективные направления управленческих действий вуза в сфере раннего профессионального самоопределения обучающихся. В статье рассматривается реальная практика планирования и осуществления существенных перемен в содержании и формах профориентационнои деятельности. В начале статьи автор даёт общую характеристику существующей практики взаимодействия большинства вузов с абитуриентами и показывает, что, в основном, их усилия направлены на информационно-пропагадист-скую работу и оказание потенциальным абитуриентам платных услуг в сфере довузовской подготовки. Однако такой подход не в полной мере отвечает задачам повышения качества контингента. Далее приводится тезис о том, что в Петрозаводском государственном университете эффективность решения этой задачи достигается за счёт трансформации направлений «профориентация» и «довузовская подготовка» в единый процесс. Автор показывает использование проектной методологии в профориентационнои работе вуза. Много внимания в статье уделяется развитию содержания и форм взаимодействия вуза и школы. Автор даёт характеристику основных факторов и проблем в организации приёмной кампании, влияющих на результаты и качество приёма студентов. Приводится аргументация необходимости социологических исследований качественного состава абитуриентов и их мотивации как основополагающего инструмента для проектирования управленческих действий и анализа профориентационнои работы структурных подразделений для последующего принятия необходимых управленческих решений. В статье также затронуты вопросы коммуникации вуза в образовательной среде территории. Описаны формы взаимодействия вуза и школы, вуза и учительства, вуза и учреждений дополнительного образования детей. Затронуты вопросы внедрения форм сетевого взаимодействия в реализации дополнительных образовательных программ. Автор считает, что определяющим мотивом партнёрского взаимодействия вуза и школы может стать заинтересованность сторон в сегодняшней и будущей успешности обучающихся. Предметный охват статьи достаточно широк: помимо описания опыта организации управления профориентационнои работой автор раскрывает практику университетского менеджмента на примере организации деятельности школьных и студенческих объединений. В статье рассматриваются управленческие действия, предпринимаемые вузом по решению проблем развития устойчивого интереса обучающихся к инженерным профессиям и формирования необходимых компетенций для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности. В заключение автор приходит к выводу о том, что профориентационная деятельность университета - это сложный многофакторный процесс, управление которым требует использования современных методов университетского менеджмента.
115-122 5
Аннотация
Представленная статья-кейс посвящена рассмотрению опыта управления воспитательной работой в современном вузе на основе программно-целевого подхода на примере Петрозаводского государственного университета. В статье приведены примеры ряда управленческих решений по развитию активности обучающихся по различ- ным направлениям: наука и инновации, профессиональные компетенции, культура и творчество, студенческий спорт и здоровый образ жизни, волонтерство и социальное проектирование, историко-патриотическое воспитание, межкультурный диалог, студенческие информационные ресурсы, международное сотрудничество, социальные стандарты и права студентов. Проведен анализ эффективности применения программно-целевого похода в организации воспитательной работы в ПетрГУ за пятилетний период.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)