Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Управление развитием профориентационнои деятельности университета

Полный текст:

Аннотация

В статье автором не только представлен опыт организации профориентационнои работы Петрозаводского государственного университета, но и предпринята попытка описания технологий управления процессами проектирования необходимых изменений в данной сфере жизни университета и их реализации на практике. Цель статьи - обозначить используемые в Петрозаводском государственном университете способы управления процессом повышения качества образования на «предстартовом» этапе работы с будущими студентами, определить проблемы и перспективные направления управленческих действий вуза в сфере раннего профессионального самоопределения обучающихся. В статье рассматривается реальная практика планирования и осуществления существенных перемен в содержании и формах профориентационнои деятельности. В начале статьи автор даёт общую характеристику существующей практики взаимодействия большинства вузов с абитуриентами и показывает, что, в основном, их усилия направлены на информационно-пропагадист-скую работу и оказание потенциальным абитуриентам платных услуг в сфере довузовской подготовки. Однако такой подход не в полной мере отвечает задачам повышения качества контингента. Далее приводится тезис о том, что в Петрозаводском государственном университете эффективность решения этой задачи достигается за счёт трансформации направлений «профориентация» и «довузовская подготовка» в единый процесс. Автор показывает использование проектной методологии в профориентационнои работе вуза. Много внимания в статье уделяется развитию содержания и форм взаимодействия вуза и школы. Автор даёт характеристику основных факторов и проблем в организации приёмной кампании, влияющих на результаты и качество приёма студентов. Приводится аргументация необходимости социологических исследований качественного состава абитуриентов и их мотивации как основополагающего инструмента для проектирования управленческих действий и анализа профориентационнои работы структурных подразделений для последующего принятия необходимых управленческих решений. В статье также затронуты вопросы коммуникации вуза в образовательной среде территории. Описаны формы взаимодействия вуза и школы, вуза и учительства, вуза и учреждений дополнительного образования детей. Затронуты вопросы внедрения форм сетевого взаимодействия в реализации дополнительных образовательных программ. Автор считает, что определяющим мотивом партнёрского взаимодействия вуза и школы может стать заинтересованность сторон в сегодняшней и будущей успешности обучающихся. Предметный охват статьи достаточно широк: помимо описания опыта организации управления профориентационнои работой автор раскрывает практику университетского менеджмента на примере организации деятельности школьных и студенческих объединений. В статье рассматриваются управленческие действия, предпринимаемые вузом по решению проблем развития устойчивого интереса обучающихся к инженерным профессиям и формирования необходимых компетенций для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности. В заключение автор приходит к выводу о том, что профориентационная деятельность университета - это сложный многофакторный процесс, управление которым требует использования современных методов университетского менеджмента.

Об авторе

Н. М. Винокурова
Петрозаводский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Кузнецова Н. Ю. Профориентационные модели в вузах северо-западного федерального округа//Непрерывное образование: опыт ПетрГУ. - 2014.- Вып. 2.- С. 17-27.

2. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение теория и практика. - М.: Академия, 2008. - 321 с.

3. Терентьев К. Ю. Образовательные стратегии абитуриентов вузов: опыт построения классификации//Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - Вып. 3 (11). - DOI: 10.15393/j5.art.2015.2922

4. Игнатович Г. В. Предпосылки готовности к продолжению обучения: результаты диагностики учащихся 5 и 9-х классов/Непрерывное образование: XXI век. - 2014. - № 6. - DOI: 10.15393/j5.art.2014.2365

5. Суворова И. М. Зачем современному школьнику нужна философия? (обзор педагогического опыта)//Не-прерывное образование: XXI век. - 2013. - Вып. 3. - DOI: 10.15393/j5.art.2013.2148


Для цитирования:


Винокурова Н.М. Управление развитием профориентационнои деятельности университета. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(5):106-114.

For citation:


Vinokurova N. Management of professional orientation development at university. University Management: Practice and Analysis. 2015;(5):106-114. (In Russ.)

Просмотров: 5


ISSN 1999-6640 (Print)