Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
Том 23, № 3 (2019)
Скачать выпуск PDF

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА

4 45
Аннотация
Представляю вашему вниманию очередной номер журнала.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

5-13 102
Аннотация

The article discusses the Monitoring of higher education institutions’ (HEIs’) effectiveness, which has been conducted annually by the Ministry of Education and Science in the last five years. The method of the Monitoring is based on the technology of collecting and systematizing information used by the state accreditation in 1997–2010. The reasons for the introduction of the Monitoring by the Ministry are described; the features of the performance indicators are justified by the state educational policy. A model of presentation of the Monitoring results in the league table format is suggested, which makes it possible to use its results more flexibly for the management of the higher education system. It also allows higher education institutions to analyze their positions and to form their own ways of the development.

14-29 88
Аннотация

Целью исследования является определение основных трендов теории управления знаниями. Объектом исследования послужили научные публикации по теории экономики знаний, индексируемые в БД Web of Science (WoS) и Scopus. Предмет исследования – основные взаимосвязи между ключевыми словами, демонстрирующие выделение приоритетных направлений развития теории управления знаниями. Метод исследования – системный логический анализ. Определена эволюция содержания теории фирмы, демонстрирующая теорию управления знаниями как вершину развития теоретического описания хозяйственной деятельности организаций. Предложен авторский алгоритм анализа публикаций, индексированных в БД WoS и Scopus для выявления приоритетных направлений развития теории управления знаниями. Выделены четыре фронта (тренда) активного возрастания публикаций в теории управления знаниями: организационное обучение; дихотомия «получение новых знаний, использование накопленных знаний»; амбидекстрия; способность поглощать знания. Обзор массива публикаций 2017–2019 гг. позволил сформулировать проблемы взаимодействия университетов и наукоемких предприятий, определить направления дальнейших исследований. Систематизация выделенных основных трендов теории управления знаниями может быть применена при долгосрочном планирования научно-исследовательских работ университетов.

УНИВЕРСИТЕТ И ТЕРРИТОРИЯ: АНАЛИТИКА И КЕЙСЫ

30-39 80
Аннотация

Кейс. Инновации и новые технологии в развитых странах начиная с середины XX в., превратились в мощный драйвер устойчивого экономического роста. По оценкам экспертов, до 90 % прироста ВВП этих стран обеспечивается за счет развития технологического предпринимательства. В России технологическое (инновационное) предпринимательство не является основой экономического роста по целому ряду причин, в том числе вследствие отсутствия инфраструктуры для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в целях внедрения инноваций и реализации инновационных проектов. В этой связи необходимо усиление взаимодействия государства, науки и бизнеса, решающая роль в котором должна быть отведена опорным региональным вузам. Основная цель статьи – анализ потенциала опорного университета для развития технологического предпринимательства (на примере Волгоградского государственного технического университета, ВолгГТУ) и выработка практических рекомендаций по развитию инновационной деятельности в регионе.

Методологией исследования выступает системный подход с использованием общенаучных методов анализа и синтеза информации, контент-анализа нормативно-правовых актов Волгоградской области в сфере регулирования инновационной деятельности, а также документов стратегического развития университета, сравнительного анализа и теоретического обобщения; метод включенного наблюдения. Кроме того, в рамках данного исследования был проведен опрос среди студентов технического и экономического профилей подготовки ВолгГТУ. Общая выборка опрошенных составила 135 человек.

В статье проанализировано понятие технологического предпринимательства, раскрыт потенциал ВолгГТУ как опорного университета в контексте развития технологического предпринимательства, а также выделены ограничения, сдерживающие развитие технологического предпринимательств на региональном уровне. Для успешной реализации научно-инновационного, человеческого и институционального потенциала по развитию технологического предпринимательства на территории Волгоградской области предлагается внедрение комплекса мероприятий, направленных на реализацию программ обучения по технологическому предпринимательству и организацию сетевого взаимодействия между профессиональными, научными и бизнес-сообществами региона. Полученные выводы могут представлять интерес для вузов регионов страны, а также органов государственной власти в рамках создания благоприятных условий для развития технологического предпринимательства.

40-55 58
Аннотация

В статье рассматриваются перспективы формирования экосистемы образования, науки и инноваций в российском регионе – Красноярском крае. Рассмотрен современный контекст сотрудничества университетов и научных организаций с производственными компаниями, бизнесом в сфере R&D и подготовки кадров. Перспектива сотрудничества задается: процессами цифровизации практически всех видов деятельности; «когнитивизацией» больших систем; глубокой институциональной трансформацией – распространением сетевых форматов организации производства, потребления и управления. На основе цифровых технологий формируются кооперации нового типа – интеллектуальные экосистемы, объединяющие производственные, научные и образовательные организации, органы управления. В статье рассмотрены существующие представления о «деловых экосистемах», «инновационных экосистемах», о характерных особенностях данных экосистем.

С целью изучения перспектив формирования экосистемы образования, науки и инноваций в Красноярском крае: 1) проведен сравнительный анализ показателей научной и инновационной деятельности в данном регионе; 2) представлена оценка масштабов и перспектив взаимодействия вузов, научных институтов и бизнеса в крае. Основой этой оценки послужил анкетный опрос представителей крупных компаний, ведущих вузов и научных организаций региона. Выявлены приоритеты бизнеса в области R&D, подготовки и переподготовки кадров, получены оценки финансирования R&D со стороны компаний за последние 5 лет и планируемые объемы финансирования на ближайшие 5 лет.

Представлена возможная структура научно-образовательной экосистемы Красноярского края, включающая университеты и академические институты, технологичные компании, центры превосходства в области науки и технологий, технологические консорциумы, переговорные площадки для взаимодействия науки и бизнеса, элементы инновационной инфраструктуры, государственные органы власти, структуры управления и коммуникации. Особыми институциями в экосистеме должны стать экспертный клуб «Енисейская Сибирь», Научно-образовательный центр «Енисейская Сибирь: Индустрия 4.0» (объединяющий университеты, научные институты и высокотехнологичные компании), Инновационный научно-технологический центр Красноярского края.

56-68 59
Аннотация

Статья посвящена актуальной теме, связанной с формированием и развитием научно-исследовательской инфраструктуры (НИИ) в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Основной научно-практической проблемой статьи является низкий уровень инновационного развития региона, который проявляется в отставании ДФО от других российских регионов по уровню инновационной активности, что снижает в долгосрочной перспективе вероятность устойчивого социально-экономического развития Дальнего Востока. Цель исследования заключается в актуализации текущих тенденций и проблем формирования научно-исследовательской инфраструктуры ДФО на современном этапе. Объектом исследования выступает НИИ Дальневосточного федерального округа. В статье раскрыта роль НИИ как базовой составляющей инновационного развития региона, главной функцией которой является ресурсное обеспечение научно-исследовательской деятельности. Проанализирована динамика и уровень обеспеченности дальневосточной науки организационно-институциональными, финансовыми и материальными ресурсами за период 2010–2017 гг. На основе проведенного анализа сделан вывод об уровне интенсивности формирования и результативности функционирования НИИ ДФО, определены наиболее важные проблемы развития НИИ региона. Основным результатом исследования является вывод об устойчивом отставании ДФО от других регионов России по большинству показателей, характеризующих развитие НИИ, и соответственно, о низком научно-исследовательском потенциале региона. Оригинальность проведенного исследования заключается в выявлении тенденций развития НИИ и формулировке ее проблематики для инновационной системы Дальневосточного федерального округа – самого крупного удаленного от центра страны и слабо развитого региона. Особую значимость результаты исследования могут представлять для субъектов федеральных органов власти, которые осуществляют непосредственное управление формированием НИИ в стране и распределением федеральных средств между регионами, а также для субъектов региональных органов власти, способных оказать значительное мотивирующее влияние на местные предприятия и организации в части материального обеспечения НИИ.

ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

69-78 64
Аннотация

Статья содержит исследование методов измерения сформированности компетенций студентов по данным текущей успеваемости. Проблема измерения сформированности компетенций связана с требованиями образовательных стандартов. Для решения этой проблемы нужны новые методы и технологии педагогических измерений, дополняющие традиционные оценки освоения учебных материалов. Анализируются результаты применения предлагаемых методов в масштабе вуза.

Для измерения сформированности компетенций предложено использовать оценки текущей успеваемости. Для этого каждая оценка связывается с некоторой компетенцией. Объединение результатов измерений сформированности одной компетенции при изучении разных дисциплин реализовано путем накопления всех оценок в единой базе данных с помощью соответствующих информационных технологий. Основой этой технологии является унифицированное описание учебных планов и оценочных средств по всем дисциплинам и видам учебной деятельности студентов. Предложенная методика и технология учета позволили собрать оценки студента по каждой компетенции и на этой основе предложить измерение сформированности компетенции. Для решенияметодических задач реализовано автоматизированное построение паспортов компетенций в рамках каждой образовательной программы. Информационная технология учета текущей успеваемости и посещаемости легла в основу мониторинга процесса формирования компетенций, оперативного управления работой студентов и преподавателей. Внедрение предложенных методов и технологий привело к появлению информационных средств измерения сформированности компетенций студентов, контроля выполнения требований образовательных стандартов, управления изменениями в методиках преподавания и процедурах оценивания.

Новизна предлагаемого метода заключается в связывании каждого педагогического измерения с соответствующей компетенцией и применении информационных технологий для решения задач управления процессом обучения.

79-93 155
Аннотация

В данной статье представлено исследование факторов, формирующих предпринимательские намерения студентов. Цель работы заключается в том, чтобы эмпирически оценить воздействие этих факторов и определить, какова среди них роль образования. На основе анализа предыдущих исследований автором предложена модель формирования предпринимательских намерений, дополненная таким фактором, как влияние медиа. По данным опроса студентов НИУ ВШЭ – Пермь, изучающих пул дисциплин по предпринимательству, с помощью структурного моделирования проведена оценка предлагаемых факторов. В результате выявлено, что образование не оказывает статистически значимого влияния на предпринимательские намерения опрошенных, в то время как медиа значимо воздействует на них. Эти и другие полученные оценки влияния факторов рассмотрены через призму создания образовательных программ, проектов и курсов, посвященных предпринимательству, но учитывающих весь спектр факторов, формирующих предпринимательские намерения студентов.

ОБЗОРЫ

94-107 65
Аннотация

Обзор посвящен опыту других стран по организации и реформированию национальной системы оценки качества образования. Многие страны за последние десятилетия не только с нуля разработали систему оценки качества образования, но и успели ее реформировать под влиянием дискуссий о том, какие меры могут действительно способствовать развитию качества образования. Вобзоре представленыкак кейсыстран, известных давней историей оценки качества (Англия или США), так и кейсы, которые под влиянием внешних причин почти с нуля выстроили модель оценки качества. Мировой опыт отражается в трех основных тенденциях. Во-первых, страны или существенно изменяют формат аккредитации, или отказываются от него вовсе. Среди экспертов сформировался консенсус, что целью системы оценки должно быть улучшение качества образования, для чего формат аккредитации не подходит, так как главным образом связан с соответствием минимальным стандартам. Во-вторых, все больше экспертов видят необходимым введение аудита качества, формат которого направлен на оценку способности университета самостоятельно поддерживать высокие стандарты качества образования. В-третьих, признается важным отказ от единой оценки университетов, так как она приводит к уменьшению разнообразия системы образования. Система оценки должна учитывать специфику университета – дифференцированная система образования позволяет лучше отвечать запросам рынка труда, потребностям студентов и общества. Сама идея создания единых стандартов качества за пределами России и нескольких стран Восточной Европы не только не получила большого распространения, но и активно критикуется. Все эти тенденции позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний момент система оценки качества образования российских вузов не отвечает мировой практике. В этой связи опыт других стран по организации национальной системы оценки качества образования видится особенно актуальным для контекста российского высшего образования.

108-118 55
Аннотация

Целью данного исследования стало сравнение результативности научно-исследовательской работы узкопрофильных научно-медицинских исследовательских центров и медицинских вузов России путем изучения количества произведенной значимой научной продукции.

В исследование были включены 20 крупнейших по числу научно-педагогических сотрудников (НПР) медицинских вузов России и 22 научных медицинских исследовательских центра (НМИЦ), сформированных соответствующим приказом Минздрава России. Было проведено ранжирование крупнейших медицинских вузов и НМИЦ по ряду библиометрических показателей (количеству публикаций, цитирований, значению индекса Хирша по данным баз Scopus, Web of Science и Научной электронной библиотеки) и проведена сравнительная оценка полученных данных.

При проведении исследования с включением в расчет показателей всех НМИЦ, утвержденных приказом Минздрава России, была установлена корреляция между индексом Хирша РИНЦ и Scopus (коэфф. Пирсона 0,589 при p<0,01). Ранее нами было установлено отсутствие такой корреляции у медицинских вузов России. Был также проведен сравнительный анализ некоторых наукометрических показателей НМИЦ и медицинских вузов России, на основании которого можно сделать вывод о том, что и вузы, и НМИЦ производят сопоставимое количество цитируемой в базе Scopus научной продукции.

Таким образом, несмотря на декларированную задачу формирования лидеров научных направлений, на базе сформированных НМИЦ, для которых были выделены и направлены финансовые средства на проведение научных исследований, объемы производимой и востребованной научной продукции вузами, хоть и несущественно, но превышают таковые в НМИЦ.

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

119-129 63
Аннотация

Введение. В статье анализируются различные аспекты дискурса в области Болонского процесса с точки зрения влияния этого процесса на развитие высшего образования в последние десятилетия. Отдельное внимание уделено практике деятельности российских вузов на примере их участия в европейских проектах программ Темпус и Эрасмус+. Цель статьи состоит в обосновании выгод Болонского процесса как фактора, содействующего обеспечению устойчивого развития за счет интернационализации в сфере высшего образования, в том числе – за счет усиления взаимодействия экспертов и развития экспертного дискурса по вопросам высшего образования. Материалы и методы. В работе использовались методология сравнительного исследования; методы сбора эмпирической информации; понятийно-терминологический анализ; интерпретация; моделирование и проблемный метод. Результаты исследования. Выявлены основные системные факторы, обеспечивающие позитивную динамику Болонского процесса, что подкреплено фактами его реализации в России в рамках проектов программ Темпус и Эразмус+, а также зафиксировано понимание участниками этого процесса необходимости эффективной адаптации его задач и методов их выполнения к непростым и быстро изменяющимся условиям мирового развития. Обсуждение и заключение. В работе подтверждена гипотеза о ценности Болонского процесса для развития и модернизации высшего образования и обоснована бездоказательность теорий отнесения Болонского процесса к категории неолиберальных проектов. Результаты, описанные в статье, могут использоваться в образовательных программах подготовки и повышения квалификации преподавателей и управленцев для системы высшего образования, научных работников и исследователей.

КОНФЕРЕНЦИИ И СОБЫТИЯ

130-135 45
Аннотация

Обзор. В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации университетов, обсуждавшиеся в рамках глобальной конференции по технологиям в образовании EdCrunch Ural, которая прошла 24–26 апреля 2019 г. в Уральском федеральном университете (Екатеринбург). Приведен обзор мнений и позиций участников конференции по вопросам общей концепции цифрового университета, новых форм и моделей обучения студентов, трансформации роли преподавателя, создания и эффективного использования цифрового образовательного контента, новых подходаов к управлению университетом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)