Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы

https://doi.org/10.15826/umpa.2021.04.036

Полный текст:

Аннотация

Актуальность рассматриваемой в статье исследовательской проблемы определяется затруднениями в привлечении в академическую сферу научно-педагогических работников (в том числе молодых) с последующим закреплением в ней. Эти затруднения обусловлены наличием разнообразных препятствий (барьеров), осложняющих построение карьеры в высшем учебном заведении. Автором публикации проанализированы экспертные интервью с 108 информантами – штатными сотрудниками российских университетов. По материалам данных интервью выявлены ключевые барьеры на пути построения научно-педагогическими работниками академической карьеры и составлена классификация этих барьеров.
Представленные в статье материалы могут быть полезны кадровым службам учреждений высшего образования для выстраивания карьерных траекторий сотрудников различных возрастных групп и выявления конкретных препятствий, мешающих развитию карьеры, с последующим их нивелированием, а также научно-педагогическим работникам, заинтересованным в карьерном продвижении. В продолжение исследования потребуется количественный анализ данных, полученных по результатам анкетного опроса научно-педагогических работников по предложенной автором статьи классификации барьеров, затрудняющих построение в вузе академической карьеры.

Об авторе

Г. З. Ефимова
Тюменский государственный университет
Россия

Ефимова Галина Зиновьевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и экономической социологии

625003, Тюмень, ул. Володарского, 6



Список литературы

1. Сафонов А. А. Охота за умными головами // Экономика труда. 2015. № 2 (4). С. 311–322. DOI 10.18334/et.2.4.35125.

2. Михалкина Е. В., Скачкова Л. С., Герасимова О. Я. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? // Terra Economicus. 2019. Т. 17, № 4. С. 148–173. DOI 10.23683/2073-6606-2019-17-4-148-173.

3. Михалкина Е. В., Филоненко Ю. В., Герасимова О. Я. Анализ условий развития академической карьеры и компетенций аспирантов // Проблемы теории и практики управления. 2018. № 12. С. 125–137.

4. Dorenkamp I., Weiß E. E. What makes them leave? A path model of postdocs’ intentions to leave academia // Higher Education. 2017. Vol. 75, nr 3. P. 747–767. DOI 10.1007/s10734-017-0164-7.

5. Душина С. А., Ломовицкая В. М. Социальные детерминанты карьеры молодых ученых в период реформирования российской науки (на материалах полевого исследования) // Социологический альманах. 2016. № 7. С. 187–198.

6. Кротова И. В. Психологические детерминанты достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования // Образование и саморазвитие. 2017. Т. 12, № 2. С. 62–72. DOI 10.26907/esd12.2.06.

7. Myklebust J. P. Tenure track lures elite researchers can hinder women // University World News : [сайт]. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20160401152149524 (дата обращения: 10.07.2021).

8. Михалкина Е. В., Скачкова Л. С. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах? // Terra Economicus. 2018. Т. 16, № 4. С. 116–129. DOI 10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129.

9. Константинов С. О., Бажин А. С. Особенности построения академической карьеры в научно-исследовательской организации // Человек и современный мир. 2017. № 2 (3). С. 3–13.

10. Профессиона льный рост молодого у ченого: дефицитные ресурсы поддержки / Е. А. Другова, А. А. Андраханов, Л. А. Больбасова, Д. А. Коричин // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 2 (108). С. 144–154. DOI 10.15826/umpa.2017.02.028.

11. Душина С. А., Ащеулова Н. А. Академическая карьера ученого (Workshop 24-й исследовательской сети социологии науки Европейской социологической ассоциации) // Социологические исследования. 2013. № 6 (350). С. 142–145.

12. Долгов А. Ю. Академическая жизнь как область социологического исследования: введение к тематическому разделу // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2018. № 2. С. 6–8.

13. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах / М. Соколов, К. Губа, Т. Зименкова [и др.]. Москва : Новое литературное обозрение, 2015. 832 с.

14. Academic Career Structures in Europe. Perspectives from Norway, Denmark, Sweden, Finland, the Netherlands, Austria and the UK / N. Frolich, K. Wendt, I. Reymert [et al.]. Report, 2018:4. 170 р. URL: https://khrono.no/files/2018/02/28/NIFUreport2018–4.pdf (дата обращения: 10.07.2021).

15. Балацкий Е. В. Регулирование карьеры научных кадров: зарубежный опыт // Наука. Инновации. Образование. 2017. № 4 (26). С. 48–65.

16. Осипов Г. В., Стриханов М. Н., Шереги Ф. Э. Взаимодействие науки и производства: социологический анализ. В 2 частях. Часть 1. Москва : ЦСП и М, 2014. 364 с.

17. Ганченкова М. Г., Задорожнюк И. Е., Калашник В. М. Научно-технологическая карьера: социальное измерение и социологическая интерпретация // Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5, № 1 (17). С. 108–128. DOI 10.19181/snsp.2017.5.1.4995.

18. Semenza G. M. C. Graduate Study for the Twenty-First Century: How to Build an Academic Career in the Humanities. Second Edition (Book). Palgrave Macmillan, 2010. 360 р.

19. Melin G. Pragmatism and self-organization: Research collaboration on the individual level // Research Policy. 2000. Vol. 29, iss. 1. P. 31–40.

20. Швецова А. В., Симонова А. А., Давыдова Н. Н. Воспроизводство кадрового потенциала науки в оценке молодых российских ученых: результаты прикладного исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 248–268. DOI 10.14515/monitoring.2020.5.736.

21. Фадеева Е. С. Карьерные ориентации преподавателей исследовательского университета // Регионология. 2012. № 3 (80). С. 117–121.

22. Эзрох Ю. С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 7. С. 9–40.

23. Таракановская К. С. Дискурс баланса жизни и труда в академии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 3 (151). С. 48–63. DOI 10.14515/monitoring.2019.3.04.

24. Kinman G., Jones F. Effort-reward imbalance and overcommitment: Predicting strain in academic employees in the United Kingdom // International Journal of Stress Management. 2008. Vol. 15, iss. 4. P. 381–395. DOI 10.1037/a0013213.

25. Helping young scientists to achieve their potential / A. Coussens, A. J. Akindele, B. Abdeslam [et al.]. 07 September 2018 // University World News : [сайт]. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20180903144521762 (дата обращения: 10.07.2021).

26. Канторович Г. Интервью с проректором НИУ ВШЭ Г. Канторовичем // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : официальный сайт. URL: http://www.hse.ru/news/1163623/17147416.html (дата обращения: 10.07.2021).

27. Душина С. А., Николаенко Г. А., Евсикова Е. В. Время работать в России? Молодые ученые в условиях институциональных изменений // Социология науки и технологий. 2016. Т. 7, № 3. С. 29–50.

28. Ortlieb R., Weiss S. What makes academic careers less insecure? The role of individual-level antecedents // Higher Education. 2018. Vol. 76, nr 4. P. 571–587. DOI 10.1007/s10734-017-0226-x.

29. Trevor-Roberts E. Are you sure? The role of uncertainty in career // Journal of Employment Counseling. 2006. Vol. 43, nr 3. P. 98–116. DOI 10.1002/j.2161-1920.2006.tb00010.x.

30. Harley S., Muller-Camen M., Collin A. From academic communities to managed organizations: The implications for academic careers in UK and German universities // Journal of Vocational Behavior. 2004. Vol. 64, nr 2. P. 329–345. DOI 10.1016/j.jvb.2002.09.003.

31. Alisic A., Wiese B. S. Keeping an insecure career under control: The longitudinal interplay of career insecurity, selfmanagement, and self-efficacy // Journal of Vocational Behavior. 2020. Vol. 120. Art. 103431. DOI 10.1016/j.jvb.2020.103431.

32. Höge T., Bruccule r i A., Iwanowa A. N. Karriereunsicherheit, Zielkonflikte und Wohlbefinden bei Nachwuchswissenschaftlerinnen und – wissenschaftlern // Zeitschrift für Arbeits-und Organisationspsychologie. 2012. Vol. 56, nr 4. P. 159–172. DOI 10.1026/0932-4089/a000088.

33. Mauno S., Leskinen E., Kinnunen U. Multi-wave, multi-variable models of job insecurity: applying different scales in studying the stability of job insecurity // Journal of Organizational Behavior. 2001. Vol. 22, nr 8. P. 919–937. DOI 10.1002/job.122.

34. Why do adaptable people feel less insecure? Indirect effects of career adaptability on job and career insecurity via two types of perceived marketability / D. Spurk, S. Kauffeld, A. L. Meinecke, K. Ebner // Journal of Career Assessment. 2016. Vol. 24. P. 289–306. DOI 10.1177/1069072715580415.

35. Colakoglu S. N. The impact of career boundarylessness on subjective career success: The role of career competencies, career autonomy, and career insecurity // Journal of Vocational Behavior. 2011. Vol. 79, nr 1, P. 47–59. DOI 10.1016/j.jvb.2010.09.011.

36. Черкашина Т. Ю., Чернышова Е. А. Траектории интеграции в научное сообщество и активность в науке // Регион : Экономика и социология. 2013. № 1 (77). С. 100–116.

37. Goastellec G. La Mobilité Internationale: Une Qualité Des Carrières Et Des Marchés Académiques En Europe? // Bordeaux. 2016. Vol. 4, nr 1. P. 171–188.

38. Ahmad S. Family Or Future In The Academy? // Review of Educational Research. 2016. Vol. 87, nr 1. P. 1–36. DOI 10.3102/0034654316631626.

39. Рождественская Е. Ю. Академическая женская карьера: балансы и дисбалансы жизни и труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 3 (151). С. 27–47. DOI 10.14515/monitoring.2019.3.03.

40. Career self-management: A quasi-experimental assessment of the effects of a training intervention / E. E. Kossek, K. Roberts, S. Fisher, B. Demarr // Personnel Psychology. 1998. Vol. 51, nr 4. P. 935–960. DOI 10.1111/j.1744-6570.1998.tb00746.x.

41. Career optimism: The roles of contextual support and career decision-making self-efficacy / P. R. J. M. Garcia, S. L. D. Restubog, P. Bordia [et al.] // Journal of Vocational Behavior. 2015. Vol. 88. P. 10–18. DOI 10.1016/j.jvb.2015.02.004.

42. Proactive motivation and engagement in career behaviors: Investigating direct, mediated, and moderated effects / A. Hirschi, B. Lee, E. J. Porfeli, F. W. Vondracek // Journal of Vocational Behavior. 2013. Vol. 83, nr 1. P. 31–40. DOI 10.1016/j.jvb.2013.02.003.


Рецензия

Для цитирования:


Ефимова Г.З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы. Университетское управление: практика и анализ. 2021;25(4):55-74. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.04.036

For citation:


Efimova G.Z. Barriers to Academic Career Development for University Teachers. University Management: Practice and Analysis. 2021;25(4):55-74. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2021.04.036

Просмотров: 5240


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)