Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Университетское управление: практика и анализ – междисциплинарный международный рецензируемый журнал открытого доступа, публикующий оригинальные статьи с результатами исследований, прикладными разработками и кейсами лучших практик в области организации управления университетами.

Журнал принимает статьи от авторов разных стран на русском и английском языках.

Основные тематики, поддерживаемые журналом:

  • стратегическое управление университетами
  • управление качеством образования
  • управление исследованиями и инновациями
  • финансовый менеджмент в вузе
  • управление персоналом в вузе
  • информационные технологии в управлении вузом
  • маркетинг образования
  • управление инфраструктурой вуза и т.д.

Целевой аудиторией  журнала являются исследователи, эксперты, аналитики, практические работники, руководители вузов, специалисты в области университетского управления, представители органов власти.

Журнал издается с 1997 года. Все выпущенные номера журнала в режиме on-line доступны на сайте.

Плата за публикации не взимается.

Журнал входит в базы научных  журналов:

  • RSCI (Russian Science Citation Index) на платформе Web of Science;
  • база российских научных журналов на платформе e-library.ru (РИНЦ);
  • международные базы научных журналов  EBSCO Publishing, WorldCat, BASE - Bielefeld Academic Search Engine;
  • перечень  российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, рекомендованных ВАК.

Текущий выпуск

Том 22, № 6 (2018)
Скачать выпуск PDF

ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

5-7 12
Аннотация

Интервью главного редактора А. К. Клюева с А. В. Щербенком — директором-основателем Школы перспективных исследований Тюменского государственного университета

ИССЛЕДОВАНИЯ

8-23 9
Аннотация

Исследовательская статья посвящена изучению главного атрибута визуальной репрезентации вуза - эмблемы. Среди немногочисленных работ, посвященных процессу брендирования вуза, отсутствует комплексный анализ функционирования их визуальной репрезентации, при этом целенаправленная работа по брендированию в различных университетах все чаще включает в себя эмблему как графический идентификатор вуза. С помощью сочетания количественных и качественных методов в ходе исследования на сплошной выборке вузов России (917 шт.) был проведен структурный и семиотический анализ эмблем, который позволил охарактеризовать их устройство и спектр визуальных образов, а также составить типологию семиотических значений. По результатам работы дана характеристика семиотических основ визуальной репрезентации у российских вузов, а также определены ее функции в процессе брендирования вуза. Результаты исследования имеют широкое практическое применение в качестве источника информации по использованию и назначению эмблем вузов в системе высшего образования как для специалистов, занимающихся вопросами брендирования университетов (маркетологов, социологов, дизайнеров и др.), так и для пресс-служб, медиацентров и администраций отдельных вузов. Тем не менее интерпретативный характер семиотической типологии и невзаимоисключащий характер классификации визуальных образов позволяют лишь обозначить смысловые направления позиционирования вузов, а не охарактеризовать конкретные учебные заведения с точки зрения их моделей визуальной коммуникации. Требуются дополнительные исследования для определения валидности классификации, а также уточнения семиотических оснований для предложенной типологии.

24-35 11
Аннотация

Статья представляет собой исследовательскую работу, нацеленную на измерение динамики изменения ресурсного обеспечения российских университетов. С опорой на теоретическую рамку ресурсной стратификации в высшем образовании в статье зафиксировано состояние ресурсной стратификации российских университетов, а также закономерности ее трансформации через оценку таких элементов ресурсной базы вузов, как финансирование, качество подготовки студенческого контингента, квалификация научно-педагогических работников. Стратификация предполагает группировку объектов в системе со схожим уровнем ресурсов. Мы измерили группировку российских университетов с помощью кластерного анализа. Исследование было проведено на основе данных Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки Российской Федерации. Для оценки изменений стратификации в ходе исследования был проведен кластерный анализ на двух наборах данных, которые характеризуют совокупность вузов в2012 г. и в2016 г. Переходы вузов из кластеров в динамике и их характеристики позволили сделать вывод о постепенной фиксации ресурсной стратификации университетов в системе и об увеличении разрыва между получившимися группами. Другими словами, проведенное исследование показало, что группа вузов с высокой ресурсной обеспеченностью сохраняет или усиливает свои позиции, в то же время фиксируется положение в системе распределения ресурсов университетов со средней и низкой ресурсной обеспеченностью. Выявленный факт увеличения разрывов между группами позволил сделать предположение о том, что процесс фиксации ресурсной стратификации продолжится. В работе впервые была рассмотрена проблема ресурсной стратификации российских университетов в динамике. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейших работах, посвященных институциональной дифференциации в высшем образовании, они также могут стать вкладом в дискурс, посвященный оценке эффектов различных мер государственной политики в сфере высшего образования. Кроме того, результаты исследования имеют практическое значение, обусловленное возможностью их учета в качестве одного из важнейших контекстов при проектировании механизмов государственного управления системой высшего образования Российской Федерации.

36-43 10
Аннотация

Исследовательская статья. Глобальное развитие информационного общества требует соответствующего изменения системы образования. При этом изменению подлежат не только использующиеся образовательные инструменты (например, замена печатных учебников их электронными копиями), но и сама концепция построения образовательной системы. Целью настоящей статьи является определение необходимых направлений трансформации российской системы образования в контексте глобальной цифровизации. В своем исследовании авторы анализируют положение России в глобальном цифровом пространстве, а также основные мировые тенденции цифровизации образования. Информационной базой исследования служат законодательные и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные международных рейтинговых и аналитических агентств, материалы ОЭСР, а также данные статистических наблюдений. На основании оценки текущего состояния российской образовательной системы и ее сопоставления с общемировыми тенденциями выявлены ключевые направления необходимых изменений. В частности, показана необходимость скорейшего развития цифровой инфраструктуры образовательных учреждений, подготовки преподавателей, владеющих современными цифровыми компетенциями, актуализации специальностей и направлений подготовки с учетом тенденций изменения рынка труда, формирования образовательных программ на основе гибких образовательных траекторий, развития концепции непрерывного образования, а также внедрения в образовательную среду систем искусственного интеллекта. В ходе проведения исследования авторами была отмечена недостаточность данных, необходимых для углубленного анализа каждого из выделенных направлений. В дальнейшем каждое направление должно стать предметом самостоятельного исследования, для конкретизации по ним целей, определения первоочередных задач, а также формирования дорожной карты реализации мероприятий. Статья будет полезна руководителям образовательных организаций, а также всем, кто занимается исследованиями современных тенденций рынка образовательных услуг. 

АНАЛИТИКА И ОБЗОРЫ

44-54 11
Аннотация

Статья относится к категории обзорной. Цель статьи - сформулировать системный подход к формированию интегрированной информационной среды, ориентированной на инновационное развитие образовательных услуг в условиях цифровизации университета. Методологической основой является обзор научных публикаций по проблеме построения интегрированной информационной среды и управлению знаниями в университете, управленческих технологий, федерального законодательства по данным вопросам. Практическая значимость статьи проявляется в ознакомлении с инструментами и процессами управления знаниями в университете, в формулировании задач корпоративной информационной системы, разработке рекомендаций по структуре интегрированной информационной среды университета, ориентированной на целевую направленность в управлении бизнес-процессами, индивидуализацию обучения, использование онлайн-курсов и сетевой коллаборации. Области использования управленческой дизайн-модели инновационного развития образовательных услуг заключаются в увязке технологий управления знаниями, внутренних бизнес-процессов и внешней среды в корпоративной информационной системе университета, в возможности сетевого взаимодействия с потребителями образовательных услуг. Концепция управленческой дизайн-модели легла в основу совершенствования сетевой среды в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А. Н. Туполева (в большей мере в части академических знаний). Статья обеспечивает стратегическое понимание роли интегрированной информационной среды университета в онлайн-обучении и проведении исследований, в обеспечении профессиональной подготовки в реальном секторе экономики, участии в сетевых программах. Ценность статьи состоит в подходе к организации интегрированной информационной среды университета, объединяющем академические и управленческие знания, направленном на усиление конкурентных преимуществ образовательных услуг и достижение цели качественного образования. Статья представляет интерес для исследователей в области управления знаниями в высшей школе и для практиков информатизации бизнес-процессов университета. В будущем исследователи могут выполнить более детальные разработки информационных модулей корпоративной информационной системы и инструментов управления организационными (академическими и управленческими) знаниями университета.

55-71 11
Аннотация

Данная исследовательская статья посвящена вопросу соответствия предложения образовательных услуг макрорегиональной системы высшего образования потребностям (Дальневосточный федеральный округ) социально-экономического развития территории и спросу на эти услуги. Ускорение роста экономического потенциала Дальневосточного региона требует наличия и подготовки высококвалифицированных кадров для обслуживания нужд развивающейся экономики. Цель написания статьи - анализ соответствия системы высшего образования Дальневосточного макрорегиона текущим и перспективным потребностям его социально-экономического развития и спросу со стороны абитуриентов. В ходе исследования в разрезе каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав Дальневосточного федерального округа, рассматривалось государственное предложение по подготовке специалистов с высшим образованием, которое сопоставлялось с текущими и будущими потребностями экономики в соответствующих кадрах. Кроме того, исследовались показатели спроса населения на обучение по программам высшего образования, впоследствии соотносимые со структурой и объемами предложения в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. Исследование основано на данных федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и сайта Единой информационной системы обеспечения деятельности Минобрнауки России. Результаты исследования выявили проблему несоответствия в большинстве регионов Дальнего Востока системы подготовки кадров потребностям социально-экономического развития территорий и спросу населения. Решение данной проблемы видится авторам в перераспределении полномочий федеральных, региональных и макрорегиональных органов управления высшим образованием, усилении механизмов учета возможностей и потребностей территорий при определении структуры и объемов услуг высшего образования на среднесрочную перспективу.

72-80 24
Аннотация

Университеты находятся в состоянии активной трансформации как в области развития технологий создания, хранения и передачи знаний, так и в своем организационном развитии. Глобализация рынков образования и исследований сформировала устойчивый тренд укрупнения вузов. В последнее десятилетие можно наблюдать общий для многих стран процесс слияний и присоединений. Активные реорганизации университетов путем их интеграции происходили и в Российской Федерации [1]. В настоящее время фокус организационного развития вузов смещается с внутрисистемной реструктуризации к формированию проектных и структурных партнерств с ключевыми стейкхолдерами, прежде всего бизнесом. Импульс поиску новых решений в трансформации университетов придает целый ряд государственных программ. Так, в2017 г. стартовала работа по формированию в субъектах Российской Федерации университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов в партнерстве с предприятиями и организациями. По итогам конкурсного отбора2017 г. статус таких центров получил 51 университет, включая 22 опорных, 3 национальных исследовательских и 10 федеральных университетов из 39 субъектов Российской Федерации. Изменения в области технологического развития - национальная технологическая инициатива, проект по созданию 15 научно-образовательных центров актуализирует вопросы теоретического и прикладного характера по проектированию нового типа структурной организации университетов, представляющей собой диффузию, взаимопроникновение вузов и их ключевых стейкхолдеров. Обсуждению готовности университетов и их партнеров к созданию таких структур, анализу существующих практик, институциональных ограничений посвящена данная статья. Новизна статьи определяется введением термина «диффузные структуры» как нового типа слабоформализованных образований университетов с ключевыми стейхолдерами и анализом уровня зрелости таких структур по материалам проведенных опросов. Цель статьи- изучение отношения региональных стейкхолдеров университетов к формированию и развитию диффузных структур и процессов, обеспечивающих эффективное взаимодействие для решения задач социально-экономического развития территорий и отраслей.

ПРОЕКТЫ

РЕЦЕНЗИИ

88-93 5
Аннотация

Рец. на кн.: Управление изменениями в высшей школе: монография / Под общ. ред. Р. М. Нижегородцева, С. Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2018. 384 с.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.