Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Управление системой оценивания результатов обучения на основе стандартов CDIO

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается опыт организации управления вузом с позиции повышения качества образовательного процесса через формирование целостной системы оценивания результатов обучения. Являясь кейсом, статья раскрывает этапы проектирования системы оценивания образовательных результатов на примере магистерской программы по направлению «Информатика и вычислительная техника», реализуемой в Петрозаводском государственном университете. Целью статьи является описание этапов построения гибкой системы управления качеством образовательного процесса, в частности, системы оценивания результатов обучения, удовлетворяющей основным требованиям ФГОС. Методологической основой такой работы стали стандарты Всемирной инициативы CDIO. Несмотря на ориентацию стандартов CDIO на реформирование инженерного образования, показано, что их критерии не противоречат требованиям ФГОС нового поколения для любого направления подготовки и позволяют выстроить целостную систему оценивания результатов обучения, базирующуюся на самооценке образовательных программ вуза основными стейкхолдера-ми: студентами, преподавателями, работодателями, выпускниками. В процессе проектирования системы оценивания результатов обучения неминуемо возникает ряд вопросов и дискуссионных моментов, связанных с отсутствием ме- тодических рекомендаций и практического опыта у большинства преподавателей, трудоемкостью данного процесса, высокой ответственностью каждого за результат. Выявлялись проблемы измерителей результатов обучения при компетентностном подходе в реализации образовательных программ (ОП), оценки результатов обучения при государственной аккредитации и механизмы учета общественной и профессионально-общественной экспертизы ОП. По мнению авторов, необходимы рекомендации по составлению локальных нормативных актов для оценки качества ОП в части единых подходов к определению этапов формирования, процедуры, показателей, форм и методов, шкалы оценки фонда оценочных средств. В статье сформулированы практические рекомендации по описанию этапов проектирования системы оценивания ОП: определение целей оценивания, критериев (индикаторов) оценивания; формы представления результатов достижения целей как для программы в целом, так и для каждой дисциплины учебного плана; выбор эффективных методов оценки обучения, соответствующих различным категориям образовательных результатов. Практические результаты статьи показаны на примере оценивания результатов обучения ОП «Информатика и вычислительная техника» (магистратура). Ценность данной статьи состоит в детальном описании опыта разработки и внедрения системы оценивания результатов обучения, а также опыта управления такой системой. Отмечена важность ежегодной самооценки вуза для непрерывного совершенствования образовательного процесса.

Об авторах

Н. Ю. Ершова
Петрозаводский государственный университет
Россия


К. Г. Тарасов
Петрозаводский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Модернизация педагогического образования, стандарт четвертого поколения и задачи УМО. Алексей Львович Семенов http://yspu.0rg/images/l/ld/Zadachi_UMO.pdf

2. Ипатова Э. Р. Проблемы разработки Основных образовательных программ высшего образования на основе ФГОС 3+. http://yspu.org/irnages/l/ld/Zadachi_UMO.pdf

3. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования четвертого поколения. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». № 5 за 2014 год. http://www.science-education.ru/119

4. Шехонин А.А. Основные положения концепции разработки ФГОС 4. Электронный ресурс. Форма доступа: http://www.myshared.ru/slide/980552/

5. Чучалин А. И., Петровская Т. С, Таюрская М. С. Международные стандарты CDIO в образовательном стандарте ТПУ.//Вестник высшей школы Alma Mater. -2013.- №7. -с. 11-19.

6. Трещев А. М., Сергеева О. А. Всемирная инициатива CDIO как контекст третичного образования. Электронное издание «Наука и образование». № 09, сентябрь 2012. http://technomag.bmstu.ru/doc/520108.html

7. Ершова Н. Ю., Назаров А. И. Реализация принципов сетевого обучения в процессе подготовки бакалавров и магистров в области информационных технологий. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. - 104 с.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по специальностям и направлениям обучения ПетрГУ. [Электронный pecypc]/URL: http://petrsu.karelia.ru/Abit/doc_FGOS/index.html(flaTa обращения: 13.04.2013).

9. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информ.-метод. изд./пер. с англ. и ред. А. И. Чучалина, Т. С. Петровской, Е. С. Кулюкиной; Том. политехи, ун-т. - Томск, 2011. - 17 с.

10. Лисицына Л. С., Лямин А. В., Шехонин А. А. Разработка рабочих программ дисциплин (модулей) в составе основных образовательных программ, реализующих ФГОС ВПО: Методич. пособие. СПб: СПБГУ ИТМО, 2011.- 63 с.

11. Учебный контракт как способ организации самостоятельной работы магистров/Н. Ю. Ершова, С. А. Ки-прушкин//Дистанционное и виртуальное обучение. - 2014.-№5.-С. 65-76.


Для цитирования:


Ершова Н.Ю., Тарасов К.Г. Управление системой оценивания результатов обучения на основе стандартов CDIO. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(5):69-79.

For citation:


Ershova N., Jarasov K. Managing education results evaluation system on the basis of CDIO standards. University Management: Practice and Analysis. 2015;(5):69-79. (In Russ.)

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)