Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Гармонизация систем подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров

Полный текст:

Аннотация

В связи с реформированием системы высшего образования активно обсуждаются различные аспекты соответствия систем подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. В настоящей статье представлена методика оценки соответствия этих систем с точки зрения обеспечения прогнозной потребности в кадрах высшей научной квалификации. Методика основана на сравнении результатов расчета прогнозной потребности в кадрах высшей научной квалификации и фактического приема в аспирантуры. Формирование прогнозной потребности базируется на расчете ежегодной дополнительной потребности, обусловленной естественно-возрастной ротацией кадров. Коэффициенты ротации (удельный вес работников, завершающих трудовую деятельность) рассчитаны в разрезе отраслей науки и в среднем составляют 0,032 для кандидатов наук и 0,052 - для докторов наук. Расчет контрольных цифр приема в аспирантуры выполнен с учетом института со- искательства и показателя эффективности деятельности аспирантур (прием-выпуск с защитой в течение 4 лет после выпуска) в разрезе отраслей науки. Сравнительный анализ расчетных контрольных цифр приема, необходимых для обеспечения ежегодной дополнительной потребности, и фактического приема 2014 г. показал, что для обеспечения прогнозной потребности в кадрах высшей научной квалификации при текущем уровне эффективности деятельности аспирантур требовалось бы повысить контрольные цифры приема в аспирантуры на 8300 мест. Кроме того, заметим, что текущий прием не покрывает потребность в кадрах высшей научной квалификации по научным специальностям, соответствующим приоритетам развития технологий, техники и науки в Российской Федерации. Среди вариантов решения сложившегося несоответствия наиболее перспективным и, в то же время сложным, является выработка мер по повышению эффективности деятельности аспирантур. В статье приводятся минимальные показатели эффективности деятельности аспирантур, которые смогут обеспечить покрытие ежегодной дополнительной потребности в кадрах высшей научной квалификации.

Об авторах

В. А. Гуртов
Петрозаводский государственный университет
Россия


М. Ю. Насадкин
Петрозаводский государственный университет
Россия


Л. В. Щеголева
Петрозаводский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Перечень поручений, данных Дмитрием Медведевым по итогам совещания о совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников (поручение Председателя Правительства Медведева Д. А. отЗО.03.2013) [Электронный ресурс]//Правительство Российской Федерации. - Режим доступа: http://government.ru. - (дата обращения: 01.12.2014 г.)

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]//Российская газета. - 31 декабря 2012. - № 303. - Режим доступа: http://base.garant.ru/. - (дата обращения 01.12.2014 г.)

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об образо­вании в Российской Федерации: Федеральный закон от 02.0./2013 № 185-ФЗ(ред. от 14.10.2014) [Электронный ресурс]//Российская газета. - 10 июля 2013.- № 148. - Режим доступа: http://www.consultant.ru// - (дата обращения 01.12.2014 г.)

4. Пахомов С. П., Гуртов В. А., Щеголева Л. В. Технология формирования количественной оценки деятельности диссертационного совета//Информатизация образования и науки. - 2014. - № 4 (24) - С. 127-136.

5. Пахомов С. П., Гуртов В. А., Пенние И. В. Управление количественным и качественным составом сети диссертационных советов на основе рейтинговых си-стем//Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 1 (83) - С. 51-59.

6. Анализ подготовки высоко квалификационных кадров в вузах Минобрнауки России/Дмитриев Г. П., Законников Г. А, Куликов Д. Ю., Мейев В. А.//Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2014. № 9.

7. Анализ состояния и развития кадрового потенциала в научной сфере Санкт-Петербурга/Давидюк С. Ф., Давидюк Г. П., Дмитриев Г. П., Мейев В. А.//Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2013. № 10. С. 40-42.

8. Беляков С. А, Федотов А. В. О концепциях развития системы воспроизводства научных кадров//Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3. С. 27-40.

9. Гохберг Л. Кадровый потенциал российской науки//Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 8-21.

10. Сенашенко В. С. О некоторых проблемах подготовки кадров высшей квалификации//Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 54-58.

11. Филиппов В. М., Савицкая Н. Присуждение ученых степеней - на совести диссертационных сове-тов//Экономика образования. 2014. № 4. С. 7-11.

12. Гуртов В. А, Насадкин М. Ю., Щеголева Л. В. Управление профессионально-квалификационной структурой кадров высшей научной квалификации//Универси-тетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 3 (97).-С. 45-56/

13. Приказ от 6 ноября 2014 г. N 640 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, о работе аспирантуры и докторантуры [Электронный ресурс]//КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://consultant.ru - (дата обращения: 01.12.2015 г.)


Для цитирования:


Гуртов В.А., Насадкин М.Ю., Щеголева Л.В. Гармонизация систем подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(5):60-68.

For citation:


Gurtov V.A., Nasadkin M.Y., Shchegoleva L.V. The harmonization of training system and system of certification of scientific and scientific-pedagogical personnel. University Management: Practice and Analysis. 2015;(5):60-68. (In Russ.)

Просмотров: 3


ISSN 1999-6640 (Print)