Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Оценка вклада диссертационных исследований в приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ

Полный текст:

Аннотация

Для решения задач планирования и оценки результатов научных исследований, а также подготовки кадров для выполнения этих научных исследований в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации необходим инструмент, позволяющий за приемлемое время определить принадлежность диссертационного исследования к приоритетным направлениям. Анализ данных из отчетов диссертационных советов показал несостоятельность этих данных для оценки вклада диссертационных исследований в приоритетные направления. Предлагается двухшаговый метод автоматизированного решения поставленной проблемы с использованием структуры информационных материалов, сопровождающих диссертационное исследование, и методов классификации текстов. Для реализации этого метода были построены матрицы соответствия научных специальностей приоритетным направлениям и тезаурус, содержащий для каждого приоритетного направления морфемы, характеризующие тематику научных исследований. На тестовой коллекции диссертаций была проведена апробация методики, показавшая хороший результат. Применение этой методики для пяти приоритетных направлений показало, что около 8% диссертационных исследований, выполненных за последние четыре года, относятся к одному из пяти приоритетных направлений. Представленная методика будет полезным инструментом и для диссертационных советов, созданных на базе образовательных и научных учреждений, и для научных фондов, осуществляющих поддержку приоритетных научных исследований, и для органов управления в экономической и образовательной сфере, например, при рассмотрении вопроса о контрольных цифрах приема в аспирантуру.

Об авторах

В. А. Гуртов
Петрозаводский государственный университет
Россия


Л. В. Щеголева
Петрозаводский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Миндели Л. Э., Черных С. И. Российская наука: реальность и перспективы//Инновации. - 2012. - № 12. - С. 42-50.

2. Пояснительная записка к проекту указа Президента Российской Федерации «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://old.mon.gov.ru/files/materials/8479/11.05.12-krit-pz.pdf

3. Пахомов С. П., Шишканова И. А., Гуртов В. А. Обзор деятельности сети диссертационных советов в 2014 году: аналитический доклад. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. - 140 с.

4. Кадры высшей научной квалификации. Подготовка, аттестация, информационное сопровождение/под ред. Н. И. Аристераи др. - СПб.: Изд-во СПбПУ, 2015.-170 с.

5. Каблов Г. Н. Стратегические направления развития материалов и технологий их переработки на период до 2030 года. ВИАМ/2012-206065.

6. Зайцева Г. А., Осипова Т. А. Изучение биокатализаторов и возможностей их практического использования в рамках Федеральной целевой научно-технической программы России «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники»//Вестник Московского университета. Серия 2. Химия. - 2006. Т. 47, № 1. - С. 4-14.

7. Анисимов В. Н. Приоритетные направления фундаментальных исследований в геронтологии: вклад России// Успехи геронтологии. - 2003. - Вып. 12. - С. 9-27.

8. Словарь Нанотехнологических и связанных с нанотехнологиями терминов [Электронный ресурс]. URL: http://thesaurus.rusnano.com/toc/ (Дата обращения: 20.10.2015).


Для цитирования:


Гуртов В.А., Щеголева Л.В. Оценка вклада диссертационных исследований в приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(5):39-44.

For citation:


Gurtov V.A., Shchegoleva L.V. The evaluation of the contribution of dissertational researches into the knowledge in priority areas of science, technology and engineering in Russia. University Management: Practice and Analysis. 2015;(5):39-44. (In Russ.)

Просмотров: 3


ISSN 1999-6640 (Print)