Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
Том 21, № 3 (2017)
Скачать выпуск PDF

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ

6-18 11
Аннотация
Статья по типу является исследовательской. В контексте современного уровня приращения научного знания актуализируется проблема оценки результатов научной деятельности. Исследователи до сих пор не пришли к единому основанию в плане выбора измерительной методологии и критериев, что во многом связано с изменением специфики современного научного познания. Современный вектор науки направлен на генерацию знания множественными акторами - научно-исследовательскими коллективами (НИК), а не индивидуальными исследователями. Такие коллективные акторы являются сложной саморазвивающейся и эволюционирующей системой, поэтому и оценка их деятельности должна быть комплексной и включать как количественные, так и качественные показатели, причем определение последних особенно затруднительно. Цель данной работы заключается в выявлении типологических особенностей НИК и теоретическом обосновании потенциала его продуктивности (ПП) на основе авторского целеориентированного подхода. Суть данного подхода заключается в определении стержня формирования НИК как цели, разделяемой всеми его членами, задающей и структурно-управленческие особенности такого актора, и качественные атрибуты достижения совместной исследовательской задачи. Полученные результаты - модели типов НИК и качественный показатель их результативности - могут быть использованы не только для дальнейшего теоретического анализа НИК в кросс-культурном, этическом, и экономическом измерениях, но и для оценки результативности действующих коллективов исследователей.

ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ЗАДАЧИ ВУЗОВ

19-26 10
Аннотация
Авторами проведен анализ роли системы высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры* в развитии инновационных процессов, представлены весомые аргументы, подтверждающие необходимость консолидации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений науки и образования для формирования новой модели глобально конкурентоспособной экономики, основанной на инновациях. Следуя логике теории исчерпаемых ресурсов, авторы показывают неизбежность и естественность инновационных изменений экономики автономного округа. Проведенный анализ указывает на необходимость создания научно-образовательного центра - движущей силы и системного интегратора инновационных процессов в округе. Статья адресована широкому кругу специалистоворганов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений науки и образования.
27-37 9
Аннотация
Цель настоящей исследовательской статьи - проанализировать состояние и проблемы обеспеченности кадрами приоритетных направлений социально-экономического развития России и выявить следующие из анализа направления реструктуризации подготовки кадров в системе непрерывного образования в целом и в вузах в частности. В статье анализируется и обобщается содержание государственных программ, обеспечивающих реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития России в части их обеспеченности подготовкой кадров, рассматриваются вопросы методологического и правового обеспечения содержания государственных программ в части подготовки кадров для их реализации. Исследование показало, что в большинстве случаев реализация государственных программ не обеспечивается необходимыми объемами подготовки кадров различной квалификации, что требует переработки государственных программ на единой методологической основе. На основе проведенного анализа предложена концепция такой переработки и возможная модель мониторинга и оценки состояния системы непрерывного профессионального образования, которые могут быть основой для последующих углубленных исследований и прикладных разработок как в сфере непрерывного профессионального образования в целом, так и в сфере управления развитием вузов. В работе представлены результаты комплексного обобщенного анализа состояния и проблем обеспеченности государственных программ кадрами соответствующей квалификации, который до настоящего времени не проводился, результаты статьи могут использоваться органами управления при переработке государственных программ и принятии управленческих решений о совершенствовании структуры и развитии системы непрерывного профессионального образования.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ И БИЗНЕСА

38-56 37
Аннотация
В последние годы отечественная стратегия в области высшего образования была направлена на проведение институциональных и инфраструктурных преобразований в вузах через реализацию крупных государственных программ, направленных на повышение конкурентоспособности университетов на международной арене1. Ведущие российские вузы сосредоточились на достижении ключевых показателей эффективности: публикационной активности, цитируемости, доле доходов вуза от научной деятельности, числе иностранных студентов, доле зарубежных преподавателей, числе совместных международных образовательных программ и т. д. Нетрудно заметить, что показатели по научной деятельности в целом носят более объективный и репрезентативный характер, чем показатели по образовательной деятельности. В связи с этим остается неясным ответ на ключевой вопрос: насколько качественно наши вузы выполняют сейчас свое главное предназначение - обеспечение страны высококвалифицированными кадрами, т. е. как эти кадры после окончания университета чувствуют себя на рынке труда. Предметом нашего исследования является проблема профильности трудоустройства выпускников ведущих вузов России - участников Программы 5-100. Данный параметр не относится к ключевым показателям Программы 5-100, но, на наш взгляд, является одним из самых значимых с точки зрения оценки качества образовательной деятельности любого университета. В данной статье мы обращаемся к этой теме с использованием новых количественных данных, почерпнутых из ведущей социальной сети России «Вконтакте». При помощи нашего исследования мы вводим в научный оборот новый источник, который дает доступ к данным, поступающим непосредственно от самих выпускников, без всяких фильтров и посредников. На основании анализа этих данных мы приходим к выводу о том, что более 50 % российских выпускников не работают по специальности после окончания вуза, что, безусловно, отражает слабую связь между содержанием их образования и потребностями рынка труда, а также неудовлетворенность работодателей качеством образования, предоставляемого российскими вузами. Это означает, что даже ведущие вузы страны не обеспечивают необходимый уровень взаимосвязей с работодателями, несмотря на высокий спрос на квалифицированных работников на рынке труда. Мы утверждаем, что проблема непрофильности трудоустройства выпускников вузов России касается всех направлений подготовки и всех регионов страны, а следовательно, носит системный характер. В целом по стране ситуация выглядит примерно одинаково. Вместе с тем, мы фиксируем разницу в уровне профильности трудоустройства между различными предметными направлениями. Самыми успешными с точки зрения профильности трудоустройства являются выпускники программ по предметным областям «медицина» и «математика и информационные технологии». Наименее успешными - выпускники программ в области юриспруденции, а также социально-гуманитарных наук и искусств. Новизна предпринятого исследования состоит в том, что впервые для анализа этой темы во всероссийском масштабе была использована социальная сеть «Вконтакте». Полученные результаты исследования в целом количественно и качественно оказались близкими с результатами предпринятых до нас исследований, предпринятых порталом Superjob.ru и Петрозаводским государственным университетом. Обратившись к одной и той же проблематике, но используя разные источники, мы получили близкие результаты, только с разницей в 5 лет (Superjob.ru - 2007 год, ПетрГУ - 2012 год, Университет ИТМО - 2017 год). Профильность трудоустройства выпускников российских вузов находилась и находится в среднем на уровне 45-50 %. Наша цифра - 46 %. К сожалению, прогресс в этой сфере за последние 5 лет отсутствует. Ключевым выводом исследования является следующий: российская система трудоустройства выпускников вузов разбалансирована и не эффективна. Более 50 % выпускников выходят из вузов России «в никуда». Требуется комплексный подход к организации планирования трудовых ресурсов и, в частности, разработка форсайтов востребованности специалистов по основным направлениям экономики будущего.

КАДРЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

57-65 10
Аннотация
Целью написания статьи является анализ динамики контрольных цифр приема в аспирантуру для образовательных и научных организаций за последние 10 лет. В результате анализа показано, что в последние 5 лет для значительного числа региональных вузов, подведомственных Министерство образования и науки России, произошло резкое сокращение контрольных цифр приема в аспирантуру. Поставленная цель достигнута путем использования обширного статистического материала по системе высшего образования, включая уровень аспирантской подготовки; по сети диссертационных советов; нормативных документов в сфере образования. Предметная область охвата включает все уровни высшего образования, систему аттестации кадров высшей научной квалификации, субъекты Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства. Результатом проведенного исследования являются установленные уровни аспирантской подготовки по различным министерствам / ведомствам, отраслям науки при защите кандидатской диссертации; а также значения эффективности аспирантуры по различным критериям. В ходе исследования выявлено, что для области естественных наук 75 % кандидатов наук защитилось после аспирантской подготовки; для организаций, подведомственных Министерству сельского хозяйства России и Правительству Российской Федерации - данный показатель составляет 85 %. Следовательно, данный факт может служить основанием для отказа в среднесрочной перспективе от института соискательства при защите кандидатских диссертаций по отдельным отраслям науки. Проведенное исследование послужит базисом для формирования прогнозных потребностей для экономики России при переходе к 6 технологическому укладу, а также корректировки управленческих решений по объемам контрольных цифр приема в аспирантуру и их перераспределению между министерствами и ведомствами. Оригинальность и ценность статьи заключается во введении в научный оборот новых фактических сведений о деятельности системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации и результатов анализа этих данных.
66-73 7
Аннотация
В настоящее время рейтингование охватило многие стороны общественной жизни. Научная и образовательная деятельности не исключение. В статье представлено распределение регионов России по формальным показателям подготовки научных кадров. Выявлены регионы и города-лидеры по числу диссертационных советов и количеству проведенных защит докторских и кандидатских диссертаций в 2015 г. Дан авторский взгляд на причины несоответствия показателей подготовки научных кадров уровню развития науки в некоторых регионах России.
74-84 40
Аннотация
Представлен кейс Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) по исследованию мотиваций и профессиональных планов аспирантов, а также факторов, влияющих на выбор академической карьеры. Рассмотрены особенности профессиональных интересов аспирантов, специализирующихся в области естественнонаучных и социально-гуманитарных направлений. Метод исследования: стандартизованный анкетный online-опрос (N = 427); выборка адекватно отражает дисциплинарные, возрастные и гендерные пропорции аспирантуры университета. Установлено, что среди факторов, определяющих выбор университета для обучения в аспирантуре, основную роль играет предыдущий опыт обучения в том же университете, репутация факультета или конкретной аспирантской программы. Более 80 % аспирантов не рассматривали иные университеты в качестве возможного места обучения. Обнаружено, что явно выраженная в начале обучения ориентация на профессиональную деятельность в сфере науки и высшего образования в ходе обучения может измениться. Удельный вес аспирантов, устойчиво сохраняющих нацеленность на академические профессии, существенно зависит от направления подготовки и в среднем составляет 55 %. Аспиранты, проходящие обучение по социально-гуманитарным специальностям, зачастую переориентируются на «неакадемические» профессиональные траектории, поскольку оказываются не готовыми к территориальной мобильности. Обосновывается вывод о том, что низкий уровень территориальной мобильности является одним из ключевых факторов, снижающих эффективность института аспирантуры в отношении реализации его основной функции - воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы. На основе анализа эмпирических данных обсуждаются возможные меры, направленные на повышение эффективности аспирантских программ: развитие системы грантовой поддержки диссертационных исследований, усиление связи диссертационных тематик с крупными научными проектами, диверсификация аспирантских программ, введение в правовое поле профессиональных степеней (например, в области государственного управления, менеджмента и бизнеса, юриспруденции, образования). Результаты работы представляют интерес для научно-педагогических и административных работников высших учебных заведений, вовлеченных в процесс управления подготовкой и аттестацией кадров высшей квалификации.

СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА

85-91 13
Аннотация
Для выяснения возможности повышения эффективности проведения внутренних аудитов в статье проведен анализ существующих подходов к этой процедуре. Он подтвердил, что современные информационные технологии для повышения эффективности используются в недостаточной мере. Указаны основные причины данной проблемы. Результаты анализа легли в основу предлагаемой процедуры автоматизированной обработки результатов проведения электронных внутренних аудитов. Данная процедура позволяет объективно и своевременно обеспечить формирование значимого и важного документа о состоянии СМК - «Протокола анализа функционирования СМК со стороны высшего руководства», а также выявлять «узкие места» в функционировании СМК с целью их последующего устранения. Важность этого вопроса обусловлена ростом объема информации и перечня задач, которые связаны с постоянным увеличением числа вовлекаемых в аудит подразделений и перечня проверяемых требований стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012 СМК «Система разработки и постановки продукции на производство». Предлагаемый вариант проведения электронных внутренних аудитов позволяет сократить время обработки результатов проведения электронных внутренних аудитов; увеличить количество параметров обработки; повысить оперативность и сократить число технических ошибок при формировании данных для принятия управленческих решений. Она может быть использована различными подразделениями университета, которые вовлекаются в проведение внутренних аудитов по создаваемым системам менеджмента: системе менеджмента социальной ответственности, системе энергоменеджмента. Предлагаемая методика проведения внутренних аудитов (проверок) выполнения требований нормативных документов (стандартов на системы менеджмента) может быть применена и для иных масштабных проверок, в которых необходимо осуществлять контроль выполнения множества нормативных требований. В процедуре имеется возможность оперативной обработки полученных данных и автоматического формирования необходимых данных в отчеты в соответствии с требованиями нормативных документов.
92-99 75
Аннотация
Данная статья и посвящена постановке концептуальных исследовательских вопросов для комплексного рассмотрения многомерного пространства студентоцентрированного обучения в единстве его организационного, педагогического, методического и развивающего компонента. Актуальность статьи обусловлена недостаточной представленностью в отечественной профессиональной литературе исследований студентоцентрированного обучения/образования (СЦО) применительно к высшей школе. Методология включает в себя кабинетные исследования для анализа имеющихся российских и зарубежных источников информации по проблеме, сравнительно-аналитический метод, метод рационализации смыслов и элементы социального проектирования. Результаты исследования указывают на преобладание в российской практике рассмотрения студентоцен-трированного обучения на уровне начальной и средней школы и в разрезе сугубо педагогических и методических подходов, без должного внимания к его реализации в высшей школе, в том числе и к организационным и нормативным вопросам. В этой связи подчеркнута необходимость формирования комплексного подхода при организации и реализации студентоцентрированного обучения, что требует проведения соответствующих исследований и разработки необходимых нормативных, организационных и методических документов и рекомендаций. В качестве возможных ориентиров предложены зарубежные наработки в этой области, отвечающие задачам модернизации высшего образования. Эти наработки могут быть адаптированы к российскому контексту. Также сделаны конкретные выводы и предложены рекомендации по эффективному внедрению студентоцентрированного обучения в практику высших учебных заведений, в том числе с позиций управления изменениями. Материалы публикации могут быть использованы для повышения эффективности деятельности вузов и качества подготовки выпускников, а также для формирования содержания программ повышения квалификации преподавателей и руководства образовательными организациями. Также материалы статьи могут положить начало серьезным исследовательским проектам по вопросам эффективного внедрения в вузах студентоцентри-рованного обучения. Новизна состоит в комплексном (применительно к высшей школе) рассмотрении пространства студентоцен-трированного обучения, требующего требует решения методических, организационных и нормативных вопросов, а также формирования необходимых компетенций у преподавателей и административного персонала вузов.

УПРАВЛЕНИЕ ВУЗАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ВЫЗОВЫ

100-111 10
Аннотация
Статья носит исследовательский характер. Ее цель состоит в представлении оценок ключевых образовательных общностей вузов Уральского макрорегиона - научно-педагогического сообщества и студенчества, касающихся различных аспектов университетского управления. Эмпирической базой публикации являются результаты социологического исследования, проведенного научным коллективом Уральского федерального университета в 2016-2017 гг. под руководством одного из авторов данной статьи. Исследование включало экспертное интервью представителей научно-педагогического сообщества и администрации вузов, а также массовый опрос студентов и преподавателей университетов Уральского федерального округа по репрезентативной выборке. В статье представлены оценки управления образовательной и научно-исследовательской деятельностью студентов и преподавателей. Показана степень их включенности в систему управления университетами и удовлетворенности существующей ситуацией в этой сфере. Выявлен уровень готовности каждой из образовательных общностей участвовать в тех или иных формах управленческой деятельности. Авторы рассматривают результаты исследования как отражение сложившихся предпосылок трансформации университетского управления в рамках перехода от линейной к нелинейной модели высшего образования в макрорегионе. В статье обосновываются выводы о необходимости качественных изменений в системе университетского управления в сторону открытости, демократизации, партисипаторности как условия повышения его социальной эффективности. Новизна исследования заключается в выявлении предпосылок трансформации университетского управления на уровне российского макрорегиона (федерального округа). Впервые показаны проблемы университетского управления в макрорегионе в зеркале субъективных мнений, позиций и оценок основных образовательных общностей. Особенностью статьи является показ позитивных перспектив университетского управления, связанных с трансформацией его линейной в нелинейную модель.
112-120 32
Аннотация
Цель данной статьи - выявление ключевых особенностей такого типа образовательной политики как организация университетских объединений, их основных этапов, типов и декларируемых целей. В ходе исследования были проанализированы кейсы слияний и поглощений университетов с 1990-х по настоящий момент, благодаря чему определены и описаны четыре специфичных для России волны образовательной политики. Для каждой из выделенных в статье волн - «Университезация», «Федеральные университеты», «Оптимизация» и «Опорные университеты» - на основе авторской классификации указаны принципиальные базовые характеристики объединений. Среди оснований классификации введены такие возможные развилки, как сходство академических профилей вузов, формальная иерархия объединяющихся организаций, географическая удаленность университетов и, что принципиально, субъект принятия решений при объединении. Кроме того, в статье впервые введены в контекст исследования университетских объединений понятия «мобилизации», «оптимизации» и «репрофили-зации», характеризирующие основные мотивы университетских реорганизаций. Для каждой из волн объединений также указан превалирующий мотив запуска объединений. Продолжением представленного исследования станет детальный анализ хода университетских объединений с фокусом на «человеческом» факторе организации объединений и создании новой организационной культуры в объединенных вузах. Результаты данного исследования могут быть применены в планировании потенциальных и оценке завершившихся университетских реорганизаций.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ

121-127 12
Аннотация
В статье представлены разработанные в рамках проекта ФЦП «Развитие образования» методические основы оценки эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников с использованием функционального и стейкхолдерского подходов. Представленные методики были тиражированы в рамках серии мероприятий, проведенных в октябре-ноябре 2016 г., а также апробированы на основе материалов анкетирования 116 вузов и в 7 университетах - пилотных площадках. Статья включает в себя описание методики оценки эффективности системы практико-ориентированных научно-технических клубов на платформе университетов на основе функционального подхода, в котором каждой выделенной функции соответствует система показателей, ее характеризующих. Система функций была сформулирована в соответствии с ключевыми векторами развития исследуемых структур, следующих из определения понятия. Другим методологическим основанием исследования эффективности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников стал стейкхолдерский подход, который может быть использован в качестве базового для внутреннего управления системой подобных клубов. Так, в работе рассмотрены ключевые виды стейкхолдеров, их вклад в развитие клубов и система ожиданий, удовлетворение которой является индикатором эффективной деятельности структур. Практическое использование приведенных методических материалов может существенно повысить эффективность функционирования практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников, поскольку эти материалы позволяют идентифицировать «проблемные области» в их развитии.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)