Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТАМИ В ОЦЕНКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Полный текст:

Аннотация

Статья носит исследовательский характер. Ее цель состоит в представлении оценок ключевых образовательных общностей вузов Уральского макрорегиона - научно-педагогического сообщества и студенчества, касающихся различных аспектов университетского управления. Эмпирической базой публикации являются результаты социологического исследования, проведенного научным коллективом Уральского федерального университета в 2016-2017 гг. под руководством одного из авторов данной статьи. Исследование включало экспертное интервью представителей научно-педагогического сообщества и администрации вузов, а также массовый опрос студентов и преподавателей университетов Уральского федерального округа по репрезентативной выборке. В статье представлены оценки управления образовательной и научно-исследовательской деятельностью студентов и преподавателей. Показана степень их включенности в систему управления университетами и удовлетворенности существующей ситуацией в этой сфере. Выявлен уровень готовности каждой из образовательных общностей участвовать в тех или иных формах управленческой деятельности. Авторы рассматривают результаты исследования как отражение сложившихся предпосылок трансформации университетского управления в рамках перехода от линейной к нелинейной модели высшего образования в макрорегионе. В статье обосновываются выводы о необходимости качественных изменений в системе университетского управления в сторону открытости, демократизации, партисипаторности как условия повышения его социальной эффективности. Новизна исследования заключается в выявлении предпосылок трансформации университетского управления на уровне российского макрорегиона (федерального округа). Впервые показаны проблемы университетского управления в макрорегионе в зеркале субъективных мнений, позиций и оценок основных образовательных общностей. Особенностью статьи является показ позитивных перспектив университетского управления, связанных с трансформацией его линейной в нелинейную модель.

Об авторах

П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Г. Е. Зборовский
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Розовски Г. Университет. Руководство для владельца. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 328 с.

2. Кларк Б. Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 360 с.

3. Kaplan G. E. Institutions of academic governance and institutional theory: A framework for further research, Higher Education, 2006, vol. 21, pp. 213-281.

4. Mortimer K. P., Sathre C. O. B. The art and politics of academic governance: Relations among boards, presidents, and faculty. Rowman & Littlefield Publishers, 2010. 160 p.

5. Участие в управлении университетом / отв. ред. О. Бычкова. СПб.: Норма, 2016. 120 с.

6. Лешуков О. В., Лисюткин М. А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 29-40.

7. Диев В. С. Исторический контекст управленческих решений в российской науке и высшей школе // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 31-36.

8. Маслов Л. Д., Гаффорова Е. Б. Стратегическое управление вузами: анализ требований заинтересованных сторон // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 53-60.

9. Как будет меняться управление университетами. Интервью главного редактора А. Клюева с Д. Пург -президентом CEEMAN // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 4-6.

10. Управление вузом в современных условиях (опыт Нижегородского университета) / [Р. Г. Стронгин, Е. В. Чупрунов, Б. И. Бедный и др.]. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. 170 с.

11. Морозова Е. А. Совершенствование управления вузами региона на основе анализа мнения студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 102-109.

12. Стегний В. Н. Удовлетворенность преподавателей системой управления в вузе // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2015. № 3. С. 6-15.

13. Зборовский Г. Е. Предпосылки и проблемы концепции нелинейного развития высшего образования в российском макрорегионе // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6. С. 120-134.

14. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Концептуальные основы перехода к нелинейной модели высшего образования в регионе // Экономика региона. 2016. № 4. С. 1157-1166.

15. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Сетевое взаимодействие вузов в системе высшего образования Уральского макрорегиона // Экономика региона. 2017. № 2. С. 446-456.

16. Галажинский Э. В. Востребованные компетенции руководителей университетов: мировые тренды vs российские процессы в образовании // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 2. С. 6-8.

17. Как будет меняться управление университетами. Интервью главного редактора А. К. Клюева с ректором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я. И. Кузьминовым и ректором Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина В. А. Кокшар овым // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2. С. 5-13.

18. Клюев А. К. Организационное развитие вузов: оптимизация практик // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 57-67.

19. Абрамов Р. Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. № 7. С. 37-47.

20. Красинская Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация.. Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 4. С. 73-82.

21. Алавердов А. Р., Громова Н. В. Научно-педагогические работники и административно-управленческий персонал: конфликт интересов или конструктивное взаимодействие? // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 5-16.


Для цитирования:


Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТАМИ В ОЦЕНКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(3):100-111.

For citation:


Ambarova P.A., Zborovsky G.E. MANAGEMENT OF UNIVERSITIES IN THE ASSESSMENTS OF EDUCATIONAL GROUPS. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(3):100-111. (In Russ.)

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)