Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ПРОФИЛЬНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: АНАЛИЗ ДАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Полный текст:

Аннотация

В последние годы отечественная стратегия в области высшего образования была направлена на проведение институциональных и инфраструктурных преобразований в вузах через реализацию крупных государственных программ, направленных на повышение конкурентоспособности университетов на международной арене1. Ведущие российские вузы сосредоточились на достижении ключевых показателей эффективности: публикационной активности, цитируемости, доле доходов вуза от научной деятельности, числе иностранных студентов, доле зарубежных преподавателей, числе совместных международных образовательных программ и т. д. Нетрудно заметить, что показатели по научной деятельности в целом носят более объективный и репрезентативный характер, чем показатели по образовательной деятельности. В связи с этим остается неясным ответ на ключевой вопрос: насколько качественно наши вузы выполняют сейчас свое главное предназначение - обеспечение страны высококвалифицированными кадрами, т. е. как эти кадры после окончания университета чувствуют себя на рынке труда. Предметом нашего исследования является проблема профильности трудоустройства выпускников ведущих вузов России - участников Программы 5-100. Данный параметр не относится к ключевым показателям Программы 5-100, но, на наш взгляд, является одним из самых значимых с точки зрения оценки качества образовательной деятельности любого университета. В данной статье мы обращаемся к этой теме с использованием новых количественных данных, почерпнутых из ведущей социальной сети России «Вконтакте». При помощи нашего исследования мы вводим в научный оборот новый источник, который дает доступ к данным, поступающим непосредственно от самих выпускников, без всяких фильтров и посредников. На основании анализа этих данных мы приходим к выводу о том, что более 50 % российских выпускников не работают по специальности после окончания вуза, что, безусловно, отражает слабую связь между содержанием их образования и потребностями рынка труда, а также неудовлетворенность работодателей качеством образования, предоставляемого российскими вузами. Это означает, что даже ведущие вузы страны не обеспечивают необходимый уровень взаимосвязей с работодателями, несмотря на высокий спрос на квалифицированных работников на рынке труда. Мы утверждаем, что проблема непрофильности трудоустройства выпускников вузов России касается всех направлений подготовки и всех регионов страны, а следовательно, носит системный характер. В целом по стране ситуация выглядит примерно одинаково. Вместе с тем, мы фиксируем разницу в уровне профильности трудоустройства между различными предметными направлениями. Самыми успешными с точки зрения профильности трудоустройства являются выпускники программ по предметным областям «медицина» и «математика и информационные технологии». Наименее успешными - выпускники программ в области юриспруденции, а также социально-гуманитарных наук и искусств. Новизна предпринятого исследования состоит в том, что впервые для анализа этой темы во всероссийском масштабе была использована социальная сеть «Вконтакте». Полученные результаты исследования в целом количественно и качественно оказались близкими с результатами предпринятых до нас исследований, предпринятых порталом Superjob.ru и Петрозаводским государственным университетом. Обратившись к одной и той же проблематике, но используя разные источники, мы получили близкие результаты, только с разницей в 5 лет (Superjob.ru - 2007 год, ПетрГУ - 2012 год, Университет ИТМО - 2017 год). Профильность трудоустройства выпускников российских вузов находилась и находится в среднем на уровне 45-50 %. Наша цифра - 46 %. К сожалению, прогресс в этой сфере за последние 5 лет отсутствует. Ключевым выводом исследования является следующий: российская система трудоустройства выпускников вузов разбалансирована и не эффективна. Более 50 % выпускников выходят из вузов России «в никуда». Требуется комплексный подход к организации планирования трудовых ресурсов и, в частности, разработка форсайтов востребованности специалистов по основным направлениям экономики будущего.

Об авторах

О. Н. Павлова
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Россия


Ф. А. Казин
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Россия


Н. А. Бутаков
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Россия


Список литературы

1. Андросова Е. В. Оценка профильности трудоустройства выпускников вузов (гендерный аспект) // Материалы II междунар. науч. конф. «Экономическая наука и практика» (г. Чита, февраль 2013 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 60-62.

2. Asonitoua S. Employability Skills in Higher Education and the Case of Greece, Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 175, pp. 283-290.

3. Baldry K. Graduate unemployment in South Africa: social inequality reproduced, Journal of Education and Work, 2016, vol. 29, iss. 7, pp. 788-812.

4. Blackmore J., Gribble C., Rahimi M. International education, the formation of capital and graduate employment: Chinese accounting graduates' experiences of the Australian labour market, Critical Studies in Education, 2017, vol. 58, no. 1, pp. 69-88.

5. Boden R., Nedeva M. Employing discourse: universities and graduate 'employability', Journal of Education Policy, 2010, vol. 25, no. 1, pp. 37-54.

6. Bourner T., Millican J. Student-community engagement and graduate employability, Widening Participation and Lifelong Learning, 2011, vol. 13, no. 2, pp. 68-85.

7. Bridgstock R. The graduate attributes we've overlooked: Enhancing graduate employability through career management skills, Higher Education Research and Development, 2009, vol. 28, no. 1, pp. 31-44.

8. Imdorf Ch., Helbling L. A., Inui A. Transition systems and non-standard employment in early career: comparing Japan and Switzerland, available at: http://boris.unibe.ch/89323/1/Imdorf%20et%20al.%202016%20Transition%20systems%20and%20non%20standard%20employment%20in%20early%20career%20comparing%20Japan%20and%20Switzerland.pdf (accessed 13.03.2017).

9. Jackson D. Developing pre-professional identity in undergraduates through work-integrated learning, available at: https://www.researchgate.net/publication/310665459_Developing_pre-professional_identity_in_undergraduates_through_work-integrated_learning?ev=prf_high (accessed 14.03. 2017).

10. Jackson D. Re-conceptualising graduate employability: the importance of pre-professional identity, Higher Education Research & Development, 2016, vol. 35, no. 5, pp. 925-939.

11. Jackson D., Wilton N. Perceived employability among undergraduates and the importance of career self-management, work experience and individual characteristics, Higher Education Research & Development, 2017, vol. 36, no. 4, pp. 747-762.

12. O'Leary S. The opportunities and challenges for employability-related support in STEM degrees, available at: https://www.academia.edu/30873205/The_opportunities_and_challenges_for_employability-_related_support_in_STEM_degrees?auto=download (accessed 13.03.2017).

13. Pegg A., Waldock J., Hendy-Isaac S., Lawton R. Pedagogy for Employability. York: Higher Education Academy, 2012. 58 p.

14. Rieckmann M. Future-oriented higher education: Which key competencies should be fostered through university teaching and learning? Futures, 2012, vol. 44, no. 2, pp. 127-135.

15. Unay-Gailhard I. Job access after leaving education: a comparative analysis of young women and men in rural Germany, Journal of Youth Studies, 2016, vol. 19, iss. 10, pp. 1355-1381.

16. Wilson R. Skills anticipation - The future of work and education, International Journal of Educational Research, 2013, vol. 61, pp. 101-110.

17. Мониторинг трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ [Электронный ресурс]. URL: http://graduate.edu.ru/ (дата обращения: 11.03.2017).

18. Аналитический доклад Петрозаводского государственного университета [Электронный ресурс]. URL: http://xn-h1aing.xn-p1ai/docs/AnalyticReport/AnalyticReport.pdf (дата обращения: 12.03.2017).

19. Эксперт РА [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/#4 (дата обращения: 15.03.2017).

20. Superjob. Рейтинг вузов [Электронный ресурс]. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/496/rejting-vuzov/?order_by=2&order_dir=0&order_by_prev=0&order_dir_prev=0#t (дата обращения: 11.03.2017).

21. Times Higher Education World University Rankings, available at: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (accessed 10.03.2017).

22. QS World University Rankings available at: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-ranking (accessed 10.03.2017).

23. Assessment and Teaching of XXI Century Skills, available at: https://ru.coursera.org/learn/atc21s#syllabus (accessed 06.03.2017).

24. Справочная система «РусПрофайл» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusprofile.ru/ (дата обращения: 12.11. 2016).

25. Стратегия научно-технологического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://sntr-rf.ru/ (дата обращения: 10.03.2017).


Для цитирования:


Павлова О.Н., Казин Ф.А., Бутаков Н.А. ПРОФИЛЬНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ: АНАЛИЗ ДАННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(3):38-56.

For citation:


Pavlova O.N., Kazin F.A., Butakov N.A. PROFILE-RELEVANT EMPLOYABILITY OF UNIVERSITY GRADUATES: SOCIAL NETWORK DATA ANALYSIS. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(3):38-56. (In Russ.)

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)