Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ В СПЕКТРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ АСПИРАНТОВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.039

Полный текст:

Аннотация

Представлен кейс Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского (ННГУ) по исследованию мотиваций и профессиональных планов аспирантов, а также факторов, влияющих на выбор академической карьеры. Рассмотрены особенности профессиональных интересов аспирантов, специализирующихся в области естественнонаучных и социально-гуманитарных направлений. Метод исследования: стандартизованный анкетный online-опрос (N = 427); выборка адекватно отражает дисциплинарные, возрастные и гендерные пропорции аспирантуры университета. Установлено, что среди факторов, определяющих выбор университета для обучения в аспирантуре, основную роль играет предыдущий опыт обучения в том же университете, репутация факультета или конкретной аспирантской программы. Более 80 % аспирантов не рассматривали иные университеты в качестве возможного места обучения. Обнаружено, что явно выраженная в начале обучения ориентация на профессиональную деятельность в сфере науки и высшего образования в ходе обучения может измениться. Удельный вес аспирантов, устойчиво сохраняющих нацеленность на академические профессии, существенно зависит от направления подготовки и в среднем составляет 55 %. Аспиранты, проходящие обучение по социально-гуманитарным специальностям, зачастую переориентируются на «неакадемические» профессиональные траектории, поскольку оказываются не готовыми к территориальной мобильности. Обосновывается вывод о том, что низкий уровень территориальной мобильности является одним из ключевых факторов, снижающих эффективность института аспирантуры в отношении реализации его основной функции - воспроизводства кадрового потенциала науки и высшей школы. На основе анализа эмпирических данных обсуждаются возможные меры, направленные на повышение эффективности аспирантских программ: развитие системы грантовой поддержки диссертационных исследований, усиление связи диссертационных тематик с крупными научными проектами, диверсификация аспирантских программ, введение в правовое поле профессиональных степеней (например, в области государственного управления, менеджмента и бизнеса, юриспруденции, образования). Результаты работы представляют интерес для научно-педагогических и административных работников высших учебных заведений, вовлеченных в процесс управления подготовкой и аттестацией кадров высшей квалификации.

Об авторах

А. А. Миронос
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия


Б. И. Бедный
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия


Н. В. Рыбаков
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия


Список литературы

1. Бедный Б. И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5-16.

2. Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? Higher Education in Russia and Beyond, 2016, no. 3 (9), pp. 20-21.

3. Maloshonok N. Doctoral Students' Reasons to Pursue a PhD as a Cause of Low Completion Rate of Russian PhD Programs, Higher Education in Russia and Beyond, 2016, no. 3 (9), pp. 18-20.

4. Godin B. The knowledge economy: Fritz Machlup's construction of a synthetic concept. In: The Capitalization of Knowledge: A Triple Helix of University-Industry-Government, Cheltenham, Edward Elgar Publishing Limited, 2010, pp. 261-290.

5. Realising the European Higher Education Area: Communique of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin on 19 September 2003, available at: http://www.ehea.info/cid100938/ministerial-conference-berlin-2003.html (accessed 01.03.2017).

6. Pedersen H. S. Empirical Essays on the Labor Market Outcomes of PhD Graduates. Forlaget Politica, 2015. 155 p.

7. Taylor S. E. Changes in doctoral education: Implications for supervisors in developing early career researchers, International Journal for Researcher Development, 2012, no. 3 (2), pp. 118-138.

8. Auriol L., Misu M., and Freeman R. A. Careers of Doctorate Holders: Analysis of Labour Market and Mobility Indicators, OECD Science, Technology and Industry Working Papers, 2013/04. Paris: OECD Publishing, 2013. 61 p.

9. Parada F., Peacock J. The Quality of Doctoral Training and Employability of Doctorate Holders: The Views of Doctoral Candidates and Junior Researchers, available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007 %2F978-3-319-20877-0_38 (accessed 01.03.2017).

10. Shmatko N., Katchanov Yu. Professional Careers and Mobility of Russian Doctorate Holders. In: Gokhberg L., Shmatko N., Auriol L. (eds.), The Science and Technology Labor Force: The Value of Doctorate Holders and Development of Professional Careers, Springer International Publishing, 2016, available at: https://link.springer.com/book/10.1007%2F978-3-319-27210-8 (accessed 01.03.2017).

11. Kehm B., Teichler U. Doctoral Education and Labor Market: Policy Questions and Data Needs. In: Gokhberg L., Shmatko N., Auriol L. (eds.), The Science and Technology Labor Force: The Value of Doctorate Holders and Development of Professional Careers, Springer International Publishing, 2016, available at: https://link.springer.com/book/10.1007%2F978-3-319-27210-8 (accessed 01.03.2017).

12. Leao C. P., Ferreira A. C. Talking about mentoring relationships from the perspectives of PhD students: A conceptual model development, available at: http://www. weef2015.eu/Proceedings_WEEF2015/proceedings/papers/ Contribution1428.pdf (accessed 01.03.2017).

13. Yi Meng, Jing Tan, Jing Li. Abusive supervision by academic supervisors and postgraduate research students' creativity: the mediating role of leader-member exchange and intrinsic motivation, International Journal of leadership in education, 15 March 2017, pp. 1-13.

14. Marko R., Danijela M. Relations between Students' Motivation, and Perceptions of the Learning Environment, Center for Educational Policy Studies Journal, 2015, vol. 5, no. 2, pp. 115-138.

15. Woolston C. Graduate survey: Uncertain futures, Nature, 2015, no. 526 (7574), pp. 597-600.

16. Крючков Ю. Ю., Карпова А. Ю., Карпов Д. А., АбрамовскихА. А. Наука - выбор молодежи?! (по материалам социологического исследования в Национальном исследовательском Томском политехническом университете) // Власть. 2015. Вып. 4. С. 128-139.

17. Резник С. Д. Кто и почему намерен поступать в университетскую. аспирантуру? Уроки мониторинга: подготовкой студентов к обучению в аспирантуре нужно управлять // Alma mater. 2016. Вып. 1. С. 37-44.

18. Груздев И. А., Терентьев Е. А. Аспиранты российских вузов: результаты социологического исследования в 16 университетах РФ [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2017/02/28/1166208288/Аспиранты_презентация.pdf (дата обращения: 01.04.2017).

19. Бедный Б. И., Остапенко Л. А., Серова Т. И. Выпускники аспирантуры естественнонаучного профиля на рынке труда // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 67-73.

20. Mironos A. A., Bednyi B. I., Ostapenko L. A. Employment of PhD program graduates in Russia: a study of the University of Nizhni Novgorod graduates' careers, available at: https://springerplus.springeropen.com/articles/10.1186/s40064-015-1003-x (accessed 01.03.2017).


Для цитирования:


Миронос А.А., Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. АКАДЕМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ В СПЕКТРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ АСПИРАНТОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(3):74-84. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.039

For citation:


Mironos A.A., Bednyi B.I., Rybakov N.V. ACADEMIC CAREERS IN THE SPECTRUM OF POSTGRADUATE STUDENTS' PROFESSIONAL PREFERENCES. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(3):74-84. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.039

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)