Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

МНОГОМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Полный текст:

Аннотация

Данная статья и посвящена постановке концептуальных исследовательских вопросов для комплексного рассмотрения многомерного пространства студентоцентрированного обучения в единстве его организационного, педагогического, методического и развивающего компонента. Актуальность статьи обусловлена недостаточной представленностью в отечественной профессиональной литературе исследований студентоцентрированного обучения/образования (СЦО) применительно к высшей школе. Методология включает в себя кабинетные исследования для анализа имеющихся российских и зарубежных источников информации по проблеме, сравнительно-аналитический метод, метод рационализации смыслов и элементы социального проектирования. Результаты исследования указывают на преобладание в российской практике рассмотрения студентоцен-трированного обучения на уровне начальной и средней школы и в разрезе сугубо педагогических и методических подходов, без должного внимания к его реализации в высшей школе, в том числе и к организационным и нормативным вопросам. В этой связи подчеркнута необходимость формирования комплексного подхода при организации и реализации студентоцентрированного обучения, что требует проведения соответствующих исследований и разработки необходимых нормативных, организационных и методических документов и рекомендаций. В качестве возможных ориентиров предложены зарубежные наработки в этой области, отвечающие задачам модернизации высшего образования. Эти наработки могут быть адаптированы к российскому контексту. Также сделаны конкретные выводы и предложены рекомендации по эффективному внедрению студентоцентрированного обучения в практику высших учебных заведений, в том числе с позиций управления изменениями. Материалы публикации могут быть использованы для повышения эффективности деятельности вузов и качества подготовки выпускников, а также для формирования содержания программ повышения квалификации преподавателей и руководства образовательными организациями. Также материалы статьи могут положить начало серьезным исследовательским проектам по вопросам эффективного внедрения в вузах студентоцентри-рованного обучения. Новизна состоит в комплексном (применительно к высшей школе) рассмотрении пространства студентоцен-трированного обучения, требующего требует решения методических, организационных и нормативных вопросов, а также формирования необходимых компетенций у преподавателей и административного персонала вузов.

Об авторах

А. А. Муравьева
Национальный офис Erasmus+ в России
Россия


О. Н. Олейникова
Национальный офис Erasmus+ в России
Россия


Н. М. Аксенова
Национальный офис Erasmus+ в России
Россия


Список литературы

1. Dewey J. Democracy and Education. In: Dewey J. The Middle Works, 1899-1924. Vol. 9: 1916. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1980. pp. 1-370.

2. Rogers C. R. Freedom to Learn for the 80's. Columbus Charles Merrill Publishing Company, 1983. 312 p.

3. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Питер, 2004. 192 с.

4. Knowles M. S. Self-Directed Learning: a Guide for Learners and Teachers. N. Y.: Association Press, 1975. 135 p.

5. Алексеев Н. Г. Философско-методологические проблемы педагогической теории // Вопросы методологии. 1997. № 3-4. С. 88-91.

6. Алексеев Н. Г. Проектный подход к формированию рефлексивного мышления в образовании и управлении // Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в управлении и образовании / под ред. И. Н. Семёнова, Т. Г. Болдиной. М.: ИРПТиГО, 2003. С. 50-64.

7. Алтухова А. А. Формирование субъект-субъектных отношений учителя и учащихся в учебном процессе общеобразовательной школы: дис.. к. п. н. Барнаул, 2004. 203 с.

8. Барабанова З. П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимся // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 40-42.

9. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования // Методист. 2003. № 2. С. 2-6.

10. Газман О. С. Технология педагогической поддержки [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/11/06/tekhnologiya-pedagogicheskoy-podderzhki (дата обращения: 17.06.2017).

11. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/serikov_education_of_personality.pdf (дата обращения: 17.06.2017).

12. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm (дата обращения: 17.06.2017).

13. Носко И. В. Студентоцентрированное образование как основополагающий принцип Болонских реформ в высшей школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2011. № 1. С. 136-138.

14. Терентьева Н. В. Личностно-центрированное взаимодействие педагогов и студентов в процессе обучения в вузе: дис. к. п. н. Ставрополь, 2006. 197 с.

15. Sursock A. & Smidt H. Trends 2010: A decade of change in European Higher Education, available at: http://www.eua.be/Libraries/higher-education/trends2010.pdf?sfvrsn=0 (accessed 17.06.2017).

16. The Bologna Process 2020 - The European Higher Education Area in the new Decade. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009, available at: https://www.eurashe.eu/library/modernising-phe/Bologna_2009_Leuven-Communique.pdf (accessed 17.06.2017).

17. Коммюнике Конференции министров Европейского пространства высшего образования, г. Бухарест, Румыния, 26-27 апреля 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsu.by/Cache/Page/172203.pdf (дата обращения: 17.06.2017).

18. Report of the European Commmission "Improving the quality of teaching and learning in Europe's higher education institutions", available at: http://ec.europa.eu/dgs/education_culture/repository/education/library/reports/modernisation_en.pdf (accessed 17.06.2017).

19. Student-Centered Learning Toolkit. Education and Culture DG, available at: http://www.aic.lv/bolona/2010/ Reports/SCL_toolkit_ESU_EI.pdf (accessed 17.06.2017).

20. Student Centered Learning. An Insight Into Theory And Practice, available at: https://media.ehea.info/file/ESU/07/4/2010-T4SCL_An_Insight_Into_Theory_And_ Practice_565074.pdf (accessed 17.06.2017).

21. Cendon E., Gillen K. Das Spannungsfeld zwischen Hochschule und Arbeitsmarkt-zur Rolle der Hochschuldidaktik, available at. http://wissenschaft-bildet.userblogs.uni-hamburg.de/forschungstagung-2016/forschungstagung-abstracts-2016/cendon-elsholz-gillen-kreutz/ (accessed 17.06.2017).

22. Tsui L. Fostering Critical Thinking through Effective Pedagogy: Evidence from Four Institutional Case Studies, The Journal of Higher Education, vol. 73, no. 6, pp. 740-763.

23. Trowler P. and Bamber R. Compulsory Higher Education Teacher Training: Joined-up Policies, Institutional Architectures and Enhancement Cultures, International Journal for Academic Development, 2005, vol. 10, iss. 2, pp. 79-93.

24. Van Eekelen I. M., Boshuizen H. P. A., Vermunt J. D. Self-Regulation in Higher Education Teacher Learning, Higher Education, 2005, vol. 50, pp. 447-471.

25. Pellert A. Organisational Development and Promoting Change: the Deeper Dimensions of the Bologna Process. In: Froment E., Kohler J., Purser L. & Wilson L. (Hg.) EUA Bologna Handbook: Making Bologna Work (Berlin: RAABE Academic Publishers), 2009, pp. 1-20.


Для цитирования:


Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Аксенова Н.М. МНОГОМЕРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТУДЕНТОЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(3):92-99.

For citation:


Muravyeva A.A., Oleynikova O.N., Aksyonova N.M. MULTIPLE DIMENSIONS OF STUDENT-CENTRED LEARNING. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(3):92-99. (In Russ.)

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)