Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

АСПИРАНТУРА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.037

Аннотация

Целью написания статьи является анализ динамики контрольных цифр приема в аспирантуру для образовательных и научных организаций за последние 10 лет. В результате анализа показано, что в последние 5 лет для значительного числа региональных вузов, подведомственных Министерство образования и науки России, произошло резкое сокращение контрольных цифр приема в аспирантуру. Поставленная цель достигнута путем использования обширного статистического материала по системе высшего образования, включая уровень аспирантской подготовки; по сети диссертационных советов; нормативных документов в сфере образования. Предметная область охвата включает все уровни высшего образования, систему аттестации кадров высшей научной квалификации, субъекты Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства. Результатом проведенного исследования являются установленные уровни аспирантской подготовки по различным министерствам / ведомствам, отраслям науки при защите кандидатской диссертации; а также значения эффективности аспирантуры по различным критериям. В ходе исследования выявлено, что для области естественных наук 75 % кандидатов наук защитилось после аспирантской подготовки; для организаций, подведомственных Министерству сельского хозяйства России и Правительству Российской Федерации - данный показатель составляет 85 %. Следовательно, данный факт может служить основанием для отказа в среднесрочной перспективе от института соискательства при защите кандидатских диссертаций по отдельным отраслям науки. Проведенное исследование послужит базисом для формирования прогнозных потребностей для экономики России при переходе к 6 технологическому укладу, а также корректировки управленческих решений по объемам контрольных цифр приема в аспирантуру и их перераспределению между министерствами и ведомствами. Оригинальность и ценность статьи заключается во введении в научный оборот новых фактических сведений о деятельности системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации и результатов анализа этих данных.

Об авторах

Ю. Н. Бережная
Петрозаводский государственный университет
Россия


В. А. Гуртов
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия


Список литературы

1. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/53383 (дата обращения: 15.12.2016).

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.12.2016).

3. Гуртов В. А., Пенние И. В., Мелех Н. В. Анализ деятельности системы аспирантуры как основного института подготовки кадров высшей научной квалификации // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 2. С. 64-70.

4. Revised Field of Science and Technology (FOS) Classification in the Frascati Manual. 26-Feb-2007 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/science/inno/38235147.pdf (дата обращения: 15.12.2016).

5. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) ОК 017-2013: приказ Федерального агентства по техническому регу­лированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. № 2255-ст. М.: Стандартинформ, 2014. 28 с.

6. Аттестация кадров высшей научной квалификации. По результатам деятельности сети диссертационных советов за период 2008-2013 годы / под ред. Н. И. Аристера, С. И. Пахомова, И. А. Шишкановой, В. А. Гуртова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 1179 с.

7. Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://vak.ed.gov.ru (дата обращения: 15.12.2016).

8. Научные публикации по тематике мониторинга сети диссертационных советов [Электронный ресурс]. URL: http://science-expert.ru/monitoring-publikacii.php (дата обращения: 15.12.2016).

9. Гуртов В. А., Насадкин М. Ю., Щеголева Л. В. Гармонизация систем подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 5. C. 60-68.

10. Пахомов С. И., Гуртов В. А., Щеголева Л. В. Диссертационный совет как зеркало российской науки // Вестник Российской академии наук. 2013. Т. 83. № 12. С. 26-33.

11. Наумов А. В., Гуртов В. А., Кондаков В. В., Адцеева Э. В., Пенние И. В. Методика определения численности приема граждан в аспирантуры и докторантуры // Интеграл. 2010. № 12. С. 98-99.

12. О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2016 г. № 884 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/09/07/minobr-prikaz884-site-dok.html (дата обращения: 20.12.2016).


Рецензия

Для цитирования:


Бережная Ю.Н., Гуртов В.А. АСПИРАНТУРА В НОВЫХ РЕАЛИЯХ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(3):57-65. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.037

For citation:


Berezhnaya Y.N., Gurtova V.A. POSTGRADUATE STUDIES IN A NEW REALITY. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(3):57-65. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.03.037

Просмотров: 651


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)