Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 3 (2016)

ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

4-7 10
Аннотация
Интервью главного редактора А. К. Клюева с экспертом Т. Л. Клячко

КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ УНИВЕРСИТЕТА

104-117 23
Аннотация
Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования личностных компетенций управленческого резерва университета. Целевая ориентация состояла в выявлении личностных компетенций сотрудников университета, выразивших желание войти в группу управленческого резерва при реализации инновационно-предпринимательской модели развития университета. Особой целью являлось раскрытие специфики оценки деятельности резервистов экспертами с разными ценностными приоритетами. Модель развития может быть успешно реализована, если ценности ключевого персонала, являясь предикторами принятия решений и поведения, соответствуют базовым ценностям модели. Экспертами в условиях ротации кадров, как правило, становятся известные специалисты с хорошей академической или управленческой репутацией, которые тем не менее могут являться приверженцами принципиально разных базовых ценностей. Определение, как и насколько сказываются эти различия в экспертных оценках деятельности резервистов, является важной задачей. В научном плане углубляются знания о ценностной регуляции деятельности. В практическом - полученные результаты становятся основой для совершенствования управления за счет повышения качества процедур оценки и отбора кадров. Методологической основой исследования явился компетентностный подход Г. Читама, Г. Чиверса, Л. Деламара и Дж. Винтертона. Перечень значимых личностных компетенций определен на основе анализа корпоративной документации, из него выделен минимально достаточный комплекс компетенций: ценности развития, ответственность и открытость в принятии решений, креативность и ситуативное лидерство. Представлены результаты сравнительного анализа характеристик личностных компетенций управленческого резерва и аналогичной выборки сотрудников университета, проведено соотнесение оценок последующей эффективности деятельности, выполненных двумя группами экспертов. Ценностные приоритеты первой группы проявлялись как инновационно-предпринимательские. Вторая группа ценностно ориентирована на гумбольдтовскую модель с поддержанием сложившихся систем отношений. Показано, что в управленческий резерв желают войти люди с разными комплексами личностных компетенций, тем не менее зафиксированы статистически значимые различия в личностных компетенциях группы резерва и контрольной группы, что свидетельствует о выраженной ориентированности потенциальных резервистов на программу развития университета. Раскрыта ключевая роль инновационных и предпринимательских ценностей как регуляторов решения задач повышения конкурентоспособности, соотношение осознанного и неосознанного в реализации ценностей. Ключевая роль ценностей как предикторов поведения проявила себя в различиях экспертных оценок. Оценивая успешность работы резервистов, эксперты с разными ценностными ориентациями, отдали высокие оценки разным сотрудникам. Это, в частности, проявилось в значимых положительных корреляциях оценок, данных экспертами, настроенными предпринимательски, и в значимых отрицательных корреляциях оценок экспертов, ориентированных на гумбольдтовскую модель, с показателем приверженности сотрудников инновационным ценностям. Подтвердилась значимость выделенных теоретически комплексов личностных компетенций сотрудников, реализующих программу повышения конкурентоспособности в условиях инновационно-предпринимательской модели, показана принципиальная значимость адекватного подбора экспертов. Исследование открывает возможности проектирования процедур ассессмент-центра. Результаты могут быть непосредственно использованы кадровыми структурами вузов, избравшими аналогичную модель развития. Оригинальность исследования состоит в выявлении соответствия комплексов личностных компетенций кадрового резерва вуза, в раскрытии значимости построения процедур подбора экспертов, ценностно-ориентированных в отношении выбранной модели развития вуза.
118-128 13
Аннотация
Статья посвящена анализу новой модели подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в аспирантуре. Отмечаются внутренние противоречия этой модели, ее концептуальная незавершенность. Особое внимание уделяется содержательным и организационным аспектам итоговой аттестации выпускников аспирантуры. На основе анализа нормативной базы аспирантуры как третьего уровня высшего образования в контексте российской образовательной практики и в плоскости компаративного анализа норм, сформированных в европейском образовательном пространстве, обосновывается вывод о том, что сохраняющаяся институциональная разобщенность системы подготовки научных кадров и системы присуждения ученых степеней препятствует разработке и реализации мер, направленных на совершенствование аспирантуры, повышение ее эффективности. Проведено сопоставление требований федеральных государственных образовательных стандартов аспирантуры и дескрипторов, характеризующих компетенции выпускника образовательных программ третьего уровня высшего образования, выработанных в рамках Болонского процесса. Обосновывается вывод о том, что квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», которая будет присваиваться по итогам освоения программ аспирантуры, создает дополнительную градацию в системе квалификационных уровней научно-педагогических работников. Квалификационная группа обладателей дипломов об окончании аспирантуры будет располагаться между квалификационными группами магистров и кандидатов наук, причем соотнести ее с квалификационными уровнями, принятыми в большинстве стран мира, крайне затруднительно. В статье сформулированы некоторые рекомендации по оптимизации действующей системы аттестации кадров высшей квалификации, в том числе: 1) о предоставлении вузам и научно-образовательным центрам, при которых действует аспирантура, права самостоятельного присуждения ученые степени; 2) об изменении процедуры защиты диссертации, привлечении для оценки диссертационных исследований экспертов, не аффилированных с вузом (научно-образовательным центром), осуществляющим подготовку и аттестацию аспирантов; 3) о сохранении предлагаемых форм итоговой аттестации - выпускной квалификационной работы, научного доклада об основных результатах выполненных исследований - в качестве альтернативных вариантов завершения аспирантской программы без присуждения ученой степени кандидата наук. Результаты работы и предложенные рекомендации целесообразно учитывать в продолжающейся работе по совершенствованию концепции развития национальной системы подготовки и аттестации научных кадров, а также при планировании конкретных управленческих решений, направленных на повышение эффективности аспирантуры.

ВУЗЫ И РЕГИОНЫ

8-15 28
Аннотация
Статья посвящена оценке вклада образования в социально-экономическое развитие регионов в мире и России. В зарубежных источниках вклад образования в региональное развитие связывается с увеличением человеческого капитала, ростом экономической активности вследствие развития образовательной деятельности (строительство университетских кампусов, создание инфраструктуры досуга для студенческой молодежи, создание рабочих мест с частичной занятостью для студентов и других обучающихся и т. п.), повышением производительности труда за счет роста образованности работников, снижением уровня асоциального поведения молодежи в силу эффективной деятельности системы образования. Вклад образования в социально-экономическое развитие регионов также может быть связан с выходом на рынок труда дополнительных работников, получивших образование того или иного уровня и способных приносить доход, величина которого может быть исчислена. В статье представлены модели оценки вклада высшего образования в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и результаты расчетов этой оценки, полученные в ходе проведения в 2015 г. Центром экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках государственного задания научно-исследовательской работы «Оценка вклада системы образования субъекта Российской Федерации в его социально-экономическое развитие».

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ВУЗА

16-22 15
Аннотация
Описываются разрабатываемые в ННГУ подходы к управлению развитием исследовательского университета. Значимость исследования иллюстрируется демонстрацией последовательного использования этих подходов при создании в ННГУ за одно десятилетие системы опережающего образования в области биотехнологий и биомедицины в условиях первоначального отсутствия научно-образовательного задела по указанной междисциплинарной тематике. Показана роль формирования масштабных научно-образовательных сетей, включающих отечественных и зарубежных участников, а также роль получаемых на конкурсной основе крупных исследовательских проектов в создании передовой кадровой, аппаратной и экспериментальной (например, уникальный виварий для трансгенных животных) ресурсной базы. Отмечена роль концентрации ресурсов на принимаемых коллективом приоритетных направлениях (например, в форме документа «стратегия развития» на некоторую перспективу). Отражено существенное систематическое взаимопроникновение проектных и административных подходов. Для стабилизации функционирования сетей их части могут постепенно обретать структурную форму (например, форму НИИ) и играть роль скрепляющих элементов в сети. Однако, как показывает практика развития сложной междисциплинарной тематики, эти структурные элементы могут оказываться фрагментами новых сетей, ориентированных на практическую реализацию научных заделов уже вместе с индустриальными партнерами. Показано, что необходимое для кадрового обеспечения новых технологий широкое вовлечение студентов и аспирантов в реальные научные исследования может реализовываться путем создания научно-образовательных институтов, объединяющих кафедры факультетов и подразделения НИИ, выступающие в роли научных центров таких институтов. Подчеркивается закономерный характер как процессов интеграции, так и процессов выделения подразделений «прорыва». Высокая динамика развития новых технологий, необходимость сетевой интеграции для обеспечения междисциплинарной деятельности, конкурсный характер получения финансирования, потребность в содержании подразделений готовящих макеты, модели и документацию для коммерциализации разработок, ведут к неизбежной постоянной адаптации структуры вуза и его сетей к меняющимся условиям. Все это меняет практику взаимодействия людей, от которых требуется готовность к смене характера этих взаимодействий как внутри коллектива, так и с внешними партнерами. Кроме того, необходимо быстро создавать «географические» (например, помещения) возможности для перестройки работы. Описанная деятельность, опирающаяся на разрабатываемые теоретические основы и постоянно развивающая их, ведет к формированию новой культуры управления, которая предполагает организацию соответствующей учебы руководящего состава.
23-31 21
Аннотация
Предлагаемая статья является концептуальной. В настоящее время в отечественной и зарубежной печати широко обсуждаются вопросы реформирования университетов. Одним из таких вопросов является вопрос управления университетом. Существует мнение, что университеты должны управляться так же как большие промышленные корпорации, и это мнение все больше и больше реализуется в конкретных действиях российской системы управления высшим образованием. В данной статье рассматриваются системные основы университета и вытекающие из них принципы управления университетом. В статье предлагается расширить известный метафорический подход к организациям, используя не только понятие жизненного цикла, но и понятие генома. В качестве такого генома предлагается рассматривать организационную культуру организации. Анализируются и сравниваются основные ценности (гены) этой культуры для университета и для коммерческой организации. Показано, что эти ценности существенно отличаются друг от друга и что неограниченное и неконтролируемое внедрение генов коммерческой организации в геном университета может привести к тяжелым «заболеваниям» или даже гибели университета. Из приведенного анализа вытекает, что организационная культура является важнейшим элементом университета и проведение различных организационно-управленческих экспериментов с университетами, влияющих на эту культуру, должно проводиться с большой осторожностью, тем более что ценности университета переносятся на его выпускников, что в дальнейшем во многом определяет и ценности всего общества. Предложенный подход имеет общие для любого метафорического подхода ограничения. Помимо этого, в контексте данной статьи можно выделить две опасности, возникающие при таком подходе. Первая из них состоит в том, что сосредоточенность на творчестве требует особого внимания к правильной формулировке миссии и соответствующей идентификации ценностей организации, учитывающих ее существование в реальной окружающей среде. Ошибки в этой сфере могут привести к созданию продукта, который будет высоко оценен такими же профессионалами, но не востребован рынком. Вторая опасность - это особая сложность управления, поскольку специфический тип сотрудников университета при неадекватном управлении легко погружается в интриги, скандалы, сплетни и т. п., существенно ухудшающие результаты работы организации. В статье предлагается новый подход к анализу деятельности университетов. Хотя предложенная метафора, как и любая метафора вообще, не дает конкретных рецептов для университетских менеджеров, однако она побуждает их задуматься о новых путях развития университетов, нетрадиционных методах управления университетами, о роли организационной культуры в этом управлении.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

32-42 18
Аннотация
Статья относится к категории исследовательской, ее целью является оценка региональных кадровых потребностей в инновационных технических специалистах. Оценка инновационной активности региональных производственных предприятий позволяет оценить их инновационный потенциал, составить представление о возможном содержании перспективного спроса предприятий на технических специалистов, связанных с принципиально новыми технологиями, производственными процессами.
43-53 16
Аннотация
Представлена проблемная статья. Качественный анализ вакансий на сайтах предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и результатов опроса представителей их кадровых служб выявил проблемы, осложняющие планирование подготовки кадров, соответствующих потребностям предприятий. Выделены основные противоречия в системе «абитуриенты - вузы - выпускники - экономика (предприятия)», описаны новые тенденции в работе вузов, обусловленные в том числе экономическими условиями, следствием которых выступает переход к унификации программ, «массовому производству» специалистов. Следствие - неудовлетворенность предприятий компетенциями выпускников, невостребованность последних на рынке труда. Для совершенствования взаимодействия предприятий ОПК и вузов в процессе планирования заказа на подготовку кадров предложен алгоритм, в основу которого положено выявление «уникальных» и «наиболее востребованных» специальностей. Для этапа планирования подход формирует нормы системного взаимодействия трех элементов системы подготовки кадров: предприятий ОПК как заказчиков, вузов как исполнителей заказа, государства в лице ряда министерств как агрегатора потребностей, утверждающего план приема за счет бюджетных средств. Внедрение подхода в процесс планирования государственного заказа на подготовку специалистов уменьшит асимметрию информации на рынке высшего образования, повысит соответствие компетенций выпускников требованиям предприятий, снизит диспропорции рынка труда
54-61 35
Аннотация
Представленная статья относится к категории кейсов, в которой рассмотрены вопросы управления изменениями в образовательной деятельности на примере Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Целью статьи является распространение опыта внедрения системных изменений в организации учебного процесса образовательной организации высшего образования в соответствии с основными направлениями модернизации высшего образования Российской Федерации. В статье представлены основные положения новой образовательной политики СПбПУ и дано краткое описание основных изменений в образовательной деятельности: структурные преобразования; переход на новую систему управления образовательными программами; актуализация содержания обучения и использование современных технологий обучения; изменения финансирования образовательных программ; изменения ответственности за материально-техническую базу, используемую в образовательном процессе; модернизация автоматизированных систем управления образовательным процессом. Управление изменениями в образовательной деятельности носит системный характер и требует перестройки всех основных составляющих образовательного процесса. Необходим поэтапный переход к внедрению изменений с учетом полученных промежуточных результатов и корректировки вносимых изменений, при этом особое внимание следует уделять разработке локальной нормативной базы, регламентирующей вводимые изменения и ведению разъяснительной работы среди преподавательского состава. Ценность статьи заключается в том, что даны рекомендации и предложены подходы, которые могут быть учтены при модернизации образовательной деятельности в образовательных организациях высшего образования.
62-72 23
Аннотация
Статья носит исследовательский характер и посвящена проблеме соответствия качества подготовки выпускников вузов требованиям работодателей. Целью работы является описание и анализ современных механизмов координации профессиональных и образовательных стандартов. Основной метод, реализованный при подготовке статьи, - системный анализ актуальных требований к квалификации выпускников вуза со стороны профессионального сообщества в области информационных технологий в США, Великобритании и Российской Федерации. Основным результатом проведенного исследования является вывод о необходимости эффективного участия профессиональных институтов и объединений в формировании образовательных программ высшего профессионального образования. Представленные в статье данные позволяют сделать вывод о необходимости учета требований профессиональных стандартов и перспективных потребностей работодателей при формировании образовательных программ, что позволит наделить процесс обучения свойствами комплексности и практикоорентированности, обеспечит востребованность выпускников на рынке труда. Реализация данной рекомендации на практике возможна при соблюдении ряда условий: повышение качества материально-технических и кадровых ресурсов вузов, эффективный входной отбор студентов, создание инновационных образовательных программ, модернизации организационно-методической и нормативно-правовой базы их проектирования и реализации. В сфере образования полученные результаты могут быть использованы при проектировании, сертификации и аккредитации практико-ориентированных образовательных программ. Новизна статьи состоит в указании на необходимость рассмотрения профессиональных стандартов как инструментов, позволяющих эффективно влиять на качество вузовской подготовки на основе обеспечения устойчивого взаимодействия сферы труда и системы образования с целью выполнения основных российских народно-хозяйственных задач.
73-82 29
Аннотация
Проблемно-исследовательская статья. В данной статье авторы выделяют проблемы, которые возникают при организации вузовской подготовки в сфере новых профессий (менеджмент, маркетинг, связи с общественностью, реклама). На примере подготовки специалистов по связям с общественностью анализируются существующий разрыв в понимании профессиональным и вузовским сообществами перечня и специфики необходимых выпускнику компетенций, а также сложности, связанные со статусом данного направления в структуре сложившейся профессиональной подготовки в вузах. Авторами осуществлен сравнительный анализ различий в подготовке по связям с общественностью в российских и американских вузах в зависимости от существующих практик регулирования и управления в сфере высшего образования. Сравнительный анализ сделан на основе теоретических и эмпирических данных, как имеющихся в свободном доступе, так и авторских. Методология исследования базируется на системно-структурных принципах анализа сферы образования с точки зрения управленческого подхода. Методами сбора данных являются анализ научной литературы, контент-анализ интернет-источников, опрос специалистов по связям с общественностью г. Екатеринбурга, экспертный опрос преподавателей и административного персонала ряда американских вузов. В ходе исследования было обнаружено, что различия в подготовке специалистов по связям с общественностью в российских и американских вузах во многом связаны с системой управления и существующими образовательными стандартами. Кроме того, имеется ряд латентных факторов, которые влияют на разнообразие образовательных программ в России. Общим в системе вузовской подготовки является влияние на образовательные программы запросов рынка труда, которые определяют содержание подготовки специалистов по связям с общественностью в соответствии со спецификой каждой из стран. Для дальнейших исследований и точности сравнительного анализа необходим опрос специалистов по связям с общественностью в США по той же методике, которая использовалась в российском исследовании. Авторы считают, что существует ряд латентных факторов, влияющих на подготовку специалистов в США, выявление которых возможно в результате дополнительных исследований. В итоге авторы приходят к выводу, что при разработке образовательных программ по новым направлениям подготовки важно анализировать латентные факторы, влияющие на содержание программ и процесс их реализации. Эти факторы необходимо учитывать и при принятии управленческих решений об организации подготовки специалистов по связям с общественностью в сложившейся вузовской структуре.
83-94 28
Аннотация
Представленная статья относится к категории исследовательских статей. Целью исследования является анализ научного обоснования содержания организационно-методического сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). В статье рассматриваются и анализируются проблемы внедрения результатов Болонского процесса в организацию и содержание российского высшего образования. Проведенный анализ свидетельствует о доминирующем влиянии механистического подхода в интерпретации понятия «компетенция» при разработке методических рекомендаций и нормативных макетов организационно-методического сопровождения ФГОС ВО. Такой подход порождает формальное бюрократическое описание результатов освоения основных профессиональных образовательных программ в виде паспортов компетенций, нынешнее содержание которых не имеет никакой практической значимости для организации образовательного процесса подготовки современного конкурентоспособного специалиста. Представлены собственные практики разработки организационно-методического сопровождения ФГОС ВО, обеспечивающего реализацию компетентностного подхода, исходя из фундаментальных свойств компетенций: наддисциплинарности, поливалентности и кумулятивности, а также учебно-методического сопровождения технологий формирования компетенций в учебном процессе. Предлагаемые в статье практические материалы и рекомендации могут быть использоваться преподавателями высшей школы и руководителями структурных подразделений вузов при разработке организационно-методического сопровождения ФГОС ВО, обеспечивающего реализацию компетентностного подхода.
95-103 32
Аннотация
Индустрия гостеприимства и туризма играет в последние десятилетия заметную роль в мировой экономике, открывая вместе с тем возможности для проведения научной и образовательной деятельности. Однако в России, несмотря на весьма существенную трансформацию этого сектора экономики и значительное число образовательных программ по данному направлению, исследования в сфере гостеприимства и туризма (ГиТ) пока не нашли широкого распространения. Также нельзя говорить о глубокой интеграции научно-исследовательской составляющей в образовательные программы высшего образования по гостеприимству и туризму. Вместе с тем востребованность работодателями компетенций, связанных с ведением исследовательской и аналитической работы, фиксируются в профессиональных стандартах, разработанных в рамках Плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. Формирование таких компетенций у студентов, обучающихся по специальностям в сфере ГиТ, может быть реализовано только при условии их активного участия в научно-исследовательской деятельности в процессе обучения. Настоящая публикация отражает практику привлечения студентов к такого рода работам на основе включения в учебные планы регулярного научно-исследовательского семинара, призванного развить соответствующие компетенции. Цель статьи состоит в представлении результатов опыта использования ком-петентностного подхода при обучении на научном семинаре в рамках специализации «Менеджмент в туризме и гостиничной индустрии» магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ. Компетентностный подход, взятый в качестве методологической основы, получил развитие в ходе Болонского процесса. Основные методы работы включают в себя анализ документов, среди которых профессиональные стандарты, созданные в рамках Плана разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг., осуществляемого под руководством Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры, в рамках которых вузами России реализуются образовательные программы, и государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования/Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/образовательного стандарта НИУ ВШЭ, в отношении которого установлена категория «Национальный исследовательский университет» (ОС ВПО). Результатом стала разработка концепции научно-исследовательского семинара «Актуальные направления исследований в менеджменте индустрии гостеприимства и туризме», практика проведения которого и представлена в данной статье.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)