Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Геном университета

https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.013

Полный текст:

Аннотация

Предлагаемая статья является концептуальной. В настоящее время в отечественной и зарубежной печати широко обсуждаются вопросы реформирования университетов. Одним из таких вопросов является вопрос управления университетом. Существует мнение, что университеты должны управляться так же как большие промышленные корпорации, и это мнение все больше и больше реализуется в конкретных действиях российской системы управления высшим образованием. В данной статье рассматриваются системные основы университета и вытекающие из них принципы управления университетом. В статье предлагается расширить известный метафорический подход к организациям, используя не только понятие жизненного цикла, но и понятие генома. В качестве такого генома предлагается рассматривать организационную культуру организации. Анализируются и сравниваются основные ценности (гены) этой культуры для университета и для коммерческой организации. Показано, что эти ценности существенно отличаются друг от друга и что неограниченное и неконтролируемое внедрение генов коммерческой организации в геном университета может привести к тяжелым «заболеваниям» или даже гибели университета. Из приведенного анализа вытекает, что организационная культура является важнейшим элементом университета и проведение различных организационно-управленческих экспериментов с университетами, влияющих на эту культуру, должно проводиться с большой осторожностью, тем более что ценности университета переносятся на его выпускников, что в дальнейшем во многом определяет и ценности всего общества. Предложенный подход имеет общие для любого метафорического подхода ограничения. Помимо этого, в контексте данной статьи можно выделить две опасности, возникающие при таком подходе. Первая из них состоит в том, что сосредоточенность на творчестве требует особого внимания к правильной формулировке миссии и соответствующей идентификации ценностей организации, учитывающих ее существование в реальной окружающей среде. Ошибки в этой сфере могут привести к созданию продукта, который будет высоко оценен такими же профессионалами, но не востребован рынком. Вторая опасность - это особая сложность управления, поскольку специфический тип сотрудников университета при неадекватном управлении легко погружается в интриги, скандалы, сплетни и т. п., существенно ухудшающие результаты работы организации. В статье предлагается новый подход к анализу деятельности университетов. Хотя предложенная метафора, как и любая метафора вообще, не дает конкретных рецептов для университетских менеджеров, однако она побуждает их задуматься о новых путях развития университетов, нетрадиционных методах управления университетами, о роли организационной культуры в этом управлении.

Об авторе

В. А. Пушных
Томский филиал Ассоциации инженерного образования России
Россия


Список литературы

1. Morgan G. Images of Organization. SAGE Publications. London, 1996. 485 p.

2. Ридли М. Геном. М.: Изд-во «Эксмо», 2010. 275 с.

3. Агранович Б. Л. Системное проектирование информационной технологии управления социально-экономических объектов // Кибернетика и вуз. Томск: Изд-во Томского политех. ун-та, 1994. Вып. 28. С. 126-132.

4. Hofstede G. H. Cultures and Organizations: Software of the Mind. New-York: McGraw Hill, 1997. 279 р.

5. Deal T. E., Kennedy A. A. Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life. Reading MA: Addison-Wesley, 1982. 232 р.

6. Peters T. J., Waterman R. H. In Search of Excellence: Lessons from America's Best-Run Companies. New York: Harper & Row, 1982. 360 р.

7. Smircich L. Concepts of Culture and Organizational Analysis // Administrative Science Quarterly. 1983. № 28. Р. 339-358.

8. Greene F., Loughridge F. B., Wilson T. D. The Management Information Needs of Academic Heads of Department in Universities: A Critical Success Factors Approach // A Report for the British Library Research and Development Department. Sheffield: Department of Information Studies, University of Sheffield [Электронный ресурс]. 1996. URL: http://www.informationr.net/tdw/publ/hodsin/ (дата обращения: 08.10.2015).

9. Birnbaum R. The Life Cycle of Academic Management Fads. // The Journal of Higher Education. 2000. Vol. 71, No. 1. Р. 1-16.

10. Cameron K. S., Quinn R. E. Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on the Competitive Values Framework. New-York: Addison-Wesley Publishing Company, 1999. 221 р.

11. Cameron K. S., Peterson M. W., Cohen M., Van der Putten J. Perception of Non-Instructional Staff at the University of Michigan: the Culture and Climate for Quality. Ann Arbor: University of Michigan Publishing Office, 1994. 12 р.

12. Cameron K. S., Freeman S. J. Cultural Congruence, Strength, and Type: Relationships to Effectiveness // Research in Organizational Change and Development. 1991. № 5. Р. 23-58.

13. Clark B. R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Oxford: Pergamon/Elsevier Science, 1998. 163 р.

14. Clark B. R. Sustaining Change in Universities: Continuities in Case Studies and Concepts. London: Open University Press, 2004. 210 р.

15. Duderstadt J. J. A University for the 21st Century. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2003. 358 р.

16. Duderstadt J. J., Womack F. W. The Future of the Public University in America: Beyond the Crossroad. Baltimore, London: The Johns Hopkins University Press, 2003. 236 р.

17. Peterson M. W., and Spencer M. G. Qualitative and Quantitative Approaches to Academic Culture: Do They Tell Us the Same Thing // Higher Education Handbook of Theory and Research ; еd. J. Smart. New York: Agathon Press, 1993. Vol. IX. Р. 1-65.

18. Pushnykh V. A., Chemeris V. A. Study of a Russian University's Organizational Culture in Transition from Planned to Market Economy // Tertiary Education and Management. Springer Netherlands, 2006. Vol. 12. № 2. Р. 161-182.

19. Shattock M. Managing Successful Universities. London: Society for Research into Higher Education & Open University Press, 2003. 201 р.

20. Sporn B. Adaptive University Structures: an Analysis of Adaptation to Socioeconomic Environments of US and European Universities. London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 1999. 320 р.

21. Реформа НГУ: «Если мы будем жить по старинке, миллиард снимут вместе с головой ректора [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://tayga.info/details/2015/11/10/~124203 (дата обращения 25.04.2016).

22. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. СПб.: Изд-во «Питер», 2002. 336 с.

23. Пушных В. А., Ершова М. А. Метафорическая модель инновационного университета // «Проблемы управления в социальных системах». Томск: Изд-во Томск. ун-та. 2011. Т. 2. Вып. 4. С. 68-81.

24. Фукусима: катастрофа «мэйд ин Джапан» // РЭА. 2012. № 9. С. 60-63 [Электронный ресурс]. URL: http://rosenergoatom.info/images/PDF/2012/web_REA_09.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Пушных В.А. Геном университета. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(3):23-31. https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.013

For citation:


Pushnykh V.A. Genome of the university. University Management: Practice and Analysis. 2016;(3):23-31. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.013

Просмотров: 496


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)