Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Управление развитием исследовательского университета. Проект ННГУ им. Н. И. Лобачевского

https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.012

Полный текст:

Аннотация

Описываются разрабатываемые в ННГУ подходы к управлению развитием исследовательского университета. Значимость исследования иллюстрируется демонстрацией последовательного использования этих подходов при создании в ННГУ за одно десятилетие системы опережающего образования в области биотехнологий и биомедицины в условиях первоначального отсутствия научно-образовательного задела по указанной междисциплинарной тематике. Показана роль формирования масштабных научно-образовательных сетей, включающих отечественных и зарубежных участников, а также роль получаемых на конкурсной основе крупных исследовательских проектов в создании передовой кадровой, аппаратной и экспериментальной (например, уникальный виварий для трансгенных животных) ресурсной базы. Отмечена роль концентрации ресурсов на принимаемых коллективом приоритетных направлениях (например, в форме документа «стратегия развития» на некоторую перспективу). Отражено существенное систематическое взаимопроникновение проектных и административных подходов. Для стабилизации функционирования сетей их части могут постепенно обретать структурную форму (например, форму НИИ) и играть роль скрепляющих элементов в сети. Однако, как показывает практика развития сложной междисциплинарной тематики, эти структурные элементы могут оказываться фрагментами новых сетей, ориентированных на практическую реализацию научных заделов уже вместе с индустриальными партнерами. Показано, что необходимое для кадрового обеспечения новых технологий широкое вовлечение студентов и аспирантов в реальные научные исследования может реализовываться путем создания научно-образовательных институтов, объединяющих кафедры факультетов и подразделения НИИ, выступающие в роли научных центров таких институтов. Подчеркивается закономерный характер как процессов интеграции, так и процессов выделения подразделений «прорыва». Высокая динамика развития новых технологий, необходимость сетевой интеграции для обеспечения междисциплинарной деятельности, конкурсный характер получения финансирования, потребность в содержании подразделений готовящих макеты, модели и документацию для коммерциализации разработок, ведут к неизбежной постоянной адаптации структуры вуза и его сетей к меняющимся условиям. Все это меняет практику взаимодействия людей, от которых требуется готовность к смене характера этих взаимодействий как внутри коллектива, так и с внешними партнерами. Кроме того, необходимо быстро создавать «географические» (например, помещения) возможности для перестройки работы. Описанная деятельность, опирающаяся на разрабатываемые теоретические основы и постоянно развивающая их, ведет к формированию новой культуры управления, которая предполагает организацию соответствующей учебы руководящего состава.

Об авторах

Р. Г. Стронгин
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет (ННГУ)
Россия


Е. В. Чупрунов
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет (ННГУ)
Россия


Список литературы

1. Стронгин Р. Г., Гурбатов С. Н. Университет как сетевой интегратор в регионе. Образовательно-научный центр «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение». Нижний Новгород: Изд-во ННГУ Препринт № 1. 2008. 83 с.

2. Чупрунов Е. В., Стронгин Р. Г., Грудзинский А. О. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 11-18.

3. Wespel J., Orr D., and Jaeger M. The implication of excellence in research and training // International higher education. Summer 2013. № 72. Р. 13-15.

4. Preparing universities for an era of change / еd. L. E. Weber, J. J. Duderstadt // ECONOMICA. Glion Colloquium Series № 8. London, Paris, Geneve. 2014. P. 280.

5. Стронгин Р. Г., Чупрунов Е. В. Инновационное образование: опережающая стратегия и интеграция // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 5-14.

6. Стронгин Р. Г., Чупрунов Е. В. Научно-образовательные центры и сети инновационного университета. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2012. 134 с.

7. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.

8. Бедный Б. И., Казанцев В. Б., Чупрунов Е. В. Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре: исследовательские школы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 34-42.


Для цитирования:


Стронгин Р.Г., Чупрунов Е.В. Управление развитием исследовательского университета. Проект ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(3):16-22. https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.012

For citation:


Strongin R.G., Chuprunov E.V. Controlling the development of the research university. Project of the Lobachevski university. University Management: Practice and Analysis. 2016;(3):16-22. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.012

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)