Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Личностные компетенции управленческого резерва предпринимательского университета

https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.021

Аннотация

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования личностных компетенций управленческого резерва университета. Целевая ориентация состояла в выявлении личностных компетенций сотрудников университета, выразивших желание войти в группу управленческого резерва при реализации инновационно-предпринимательской модели развития университета. Особой целью являлось раскрытие специфики оценки деятельности резервистов экспертами с разными ценностными приоритетами. Модель развития может быть успешно реализована, если ценности ключевого персонала, являясь предикторами принятия решений и поведения, соответствуют базовым ценностям модели. Экспертами в условиях ротации кадров, как правило, становятся известные специалисты с хорошей академической или управленческой репутацией, которые тем не менее могут являться приверженцами принципиально разных базовых ценностей. Определение, как и насколько сказываются эти различия в экспертных оценках деятельности резервистов, является важной задачей. В научном плане углубляются знания о ценностной регуляции деятельности. В практическом - полученные результаты становятся основой для совершенствования управления за счет повышения качества процедур оценки и отбора кадров. Методологической основой исследования явился компетентностный подход Г. Читама, Г. Чиверса, Л. Деламара и Дж. Винтертона. Перечень значимых личностных компетенций определен на основе анализа корпоративной документации, из него выделен минимально достаточный комплекс компетенций: ценности развития, ответственность и открытость в принятии решений, креативность и ситуативное лидерство. Представлены результаты сравнительного анализа характеристик личностных компетенций управленческого резерва и аналогичной выборки сотрудников университета, проведено соотнесение оценок последующей эффективности деятельности, выполненных двумя группами экспертов. Ценностные приоритеты первой группы проявлялись как инновационно-предпринимательские. Вторая группа ценностно ориентирована на гумбольдтовскую модель с поддержанием сложившихся систем отношений. Показано, что в управленческий резерв желают войти люди с разными комплексами личностных компетенций, тем не менее зафиксированы статистически значимые различия в личностных компетенциях группы резерва и контрольной группы, что свидетельствует о выраженной ориентированности потенциальных резервистов на программу развития университета. Раскрыта ключевая роль инновационных и предпринимательских ценностей как регуляторов решения задач повышения конкурентоспособности, соотношение осознанного и неосознанного в реализации ценностей. Ключевая роль ценностей как предикторов поведения проявила себя в различиях экспертных оценок. Оценивая успешность работы резервистов, эксперты с разными ценностными ориентациями, отдали высокие оценки разным сотрудникам. Это, в частности, проявилось в значимых положительных корреляциях оценок, данных экспертами, настроенными предпринимательски, и в значимых отрицательных корреляциях оценок экспертов, ориентированных на гумбольдтовскую модель, с показателем приверженности сотрудников инновационным ценностям. Подтвердилась значимость выделенных теоретически комплексов личностных компетенций сотрудников, реализующих программу повышения конкурентоспособности в условиях инновационно-предпринимательской модели, показана принципиальная значимость адекватного подбора экспертов. Исследование открывает возможности проектирования процедур ассессмент-центра. Результаты могут быть непосредственно использованы кадровыми структурами вузов, избравшими аналогичную модель развития. Оригинальность исследования состоит в выявлении соответствия комплексов личностных компетенций кадрового резерва вуза, в раскрытии значимости построения процедур подбора экспертов, ценностно-ориентированных в отношении выбранной модели развития вуза.

Об авторах

А. О. Грудзинский
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
Россия


Л. Н. Захарова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
Россия


Н. Н. Буреева
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Ереванское коммюнике-2015. (Конференция министров стран Европейского пространства высшего образования - ЕПВО) [Электронный ресурс]. URL: http://bolognaby.org/?p=2124 (дата обращения: 12.02.2016).

2. Грудзинский А. О., Чупрунов Е. В., Стронгин Р. Г. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8-9. С. 11-18.

3. Grudzinsky A. O., Bedny A. B. Raising Innovators as a Major Task of Leading Universities // Going Global: Knowledge-Based Economies for 21st Century Nations. Emerald Group Publishing Limited ; еds. M. Stiasny, T. Gore // Howard House. 2014. № 3. Р. 5-12.

4. План мероприятий по реализации программы повышения конкурентоспособности ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unn.ru/news/?id=2300 (дата обращения: 05.03.2016).

5. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Когнитивный университет: контуры будущего // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 18-29.

6. Программа развития НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. URL: https://strategy.hse.ru/ (дата обращения: 08.03.2016).

7. Chiva R., Ghauri P., Alegre J. Organizational Learning, Innovation and Internationalization: A Complex System Model // British Journal of Management. 2014. № 25. Р. 687-705.

8. Зиньковский К. В., Хлебович Д. И. Кадровая политика вузов в условиях институциональных изменений: дифференциация или унификация? // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4-5. С. 138-148.

9. Charan R., Drotter S., Noel J. The Leadership Pipeline: How to Build the Leadership Powered Company. San Francisco, CA: Weley and Sons, Dossey-Bass, 2011. 320 p.

10. Лазарев Г. И., Мартыненко О. О., Лазарев И. Г. Новые стратегии вуза в развитии кадрового потенциала // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 53-63.

11. Грудзинский А. О., Бедный A. Б. Инновационный университет и его выпускник-инноватор // Социология образования. 2014. № 5. С. 45-54.

12. Дырин С. П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. СПб.: Питер, 2006. 224 с.

13. Полтерович В. М. Современное состояние теории экономических реформ // Экономическая наука современной России. 2008. № 1 (40). С. 1-34.

14. Путин В. В. Выступление на форуме «Россия зовет» [Электронный ресурс]. URL: ria.ru/trend/_Putin_Russia_calling_02102013/ (дата обращения: 03.03 2016).

15. Губанов С. С. Системный кризис и выбор пути развития России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. J№ 2 (38). С. 23-41.

16. Медведев Д. А. Выступление на совещании об обеспечении устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. 02.03.2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www. Government.ru (дата обращения: 05.03.2016).

17. Zakharova L., Korobeynikova E. Personal characteristics of managers effective in organizational and psychological conditions of different types // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 3 (8). Р. 69-83.

18. Захарова Л. Н. Организационная культура университета в контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 2 (42). С. 31-39.

19. Томилин О. Б., Барнашова М. И., Томилин О. О. Организационная культура как новый управленческий ресурс стратегического менеджмента // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 3. С. 19-38.

20. Гуськова Н. Д., Ерастова А. В. Ценности как элемент системы организационной культуры университета // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 67-75.

21. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

22. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенствование / под ред. В. А. Спивака. СПб.: Питер, 2002. 336 с.

23. Cuevas-Rodriguez G., Cabello-Medina C., Carmona-Lavado A. Internal and External Social Capital for Radical Product Innovation: Do They Always Work Well Together? // British Journal of Management. 2014. № 2. Р. 266-284.

24. Грудзинский А. О., Захарова Л. Н., Саралие-ва З. Х.-М. Технология разработки модели базовых компетенций сотрудников университета в условиях реализации программы повышения конкурентоспособности // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1 (89). С. 24-32.

25. Баллантайн И., Пова Н. Ассессмент-центр. Полное руководство. М.: ГИППО, 2008. 201 с.

26. Liu O. L. Outcomes Assessment in Higher Education: Challenges and Future Research in the Context of Voluntary System of Accountability // Educational Measurement: Issues and Practice. 2011. Vol. 30, № 3. Р. 2-9.

27. Kuh G., Ikenberry S. More than you think, less than we need: learning outcomes assessment in American higher education. National Institute for Learning Outcomes Assessment. October, 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.learningoutcomeassessment.org/documents/niloafullreportfinal2.pdf (дата обращения: 14.02.2016).

28. Cheetham G., Chivers G. Professional competence: harmonizing reflective practitioner and competence-based approaches // Developing the Capable Practitioner ; еds. D. O'Reilly, L. Cunningham, S. Lester. London: Kogan Page, 1999. Р. 215-228.

29. Delamare Le Deist F., Winterton J. What is a competence? // Human Resource Development International. 2005. № 8 (1). Р. 27-46.

30. Захарова Л. Н., Колосова В. В. Стереотипы в принятии решений молодыми менеджерами-производственниками // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 2. С. 102-107.

31. Белый Б. И. Тест Г. Роршаха. Практика и теория. СПб.: Речь, 1992. 200 с.

32. Анастази А., Урбина А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2006. С. 492-495.

33. Захарова Л. Н. Психологические барьеры становления инновационной экономики в России // Социальная психология труда. Теория и практика / под ред. А. Л. Журавлева, Л. Г. Дикой. М.: ИП РАН. 2010. Т. 2. С. 313-330.

34. Захарова Л. Н., Леонова И. С. Ценностный конфликт как ресурс развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 11-12. С. 147-157.

35. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.

36. Захарова Л. Н. Рефлексивное мышление: закономерности спонтанного использования и возможности развития // Вестник ННГУ Серия «Социальные науки». 2001. № 1. С. 3-10.


Рецензия

Для цитирования:


Грудзинский А.О., Захарова Л.Н., Буреева Н.Н. Личностные компетенции управленческого резерва предпринимательского университета. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(3):104-117. https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.021

For citation:


Grudzinskiy A.O., Zakharova L.N., Bureeva N.N. Personal competences of succession pool of the entrepreneurial university. University Management: Practice and Analysis. 2016;(3):104-117. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.021

Просмотров: 540


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)