Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Координация профессиональных и образовательных стандартов как механизм эффективного управления качеством образования

https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.017

Полный текст:

Аннотация

Статья носит исследовательский характер и посвящена проблеме соответствия качества подготовки выпускников вузов требованиям работодателей. Целью работы является описание и анализ современных механизмов координации профессиональных и образовательных стандартов. Основной метод, реализованный при подготовке статьи, - системный анализ актуальных требований к квалификации выпускников вуза со стороны профессионального сообщества в области информационных технологий в США, Великобритании и Российской Федерации. Основным результатом проведенного исследования является вывод о необходимости эффективного участия профессиональных институтов и объединений в формировании образовательных программ высшего профессионального образования. Представленные в статье данные позволяют сделать вывод о необходимости учета требований профессиональных стандартов и перспективных потребностей работодателей при формировании образовательных программ, что позволит наделить процесс обучения свойствами комплексности и практикоорентированности, обеспечит востребованность выпускников на рынке труда. Реализация данной рекомендации на практике возможна при соблюдении ряда условий: повышение качества материально-технических и кадровых ресурсов вузов, эффективный входной отбор студентов, создание инновационных образовательных программ, модернизации организационно-методической и нормативно-правовой базы их проектирования и реализации. В сфере образования полученные результаты могут быть использованы при проектировании, сертификации и аккредитации практико-ориентированных образовательных программ. Новизна статьи состоит в указании на необходимость рассмотрения профессиональных стандартов как инструментов, позволяющих эффективно влиять на качество вузовской подготовки на основе обеспечения устойчивого взаимодействия сферы труда и системы образования с целью выполнения основных российских народно-хозяйственных задач.

Об авторах

Т. А. Кузнецова
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Россия


П. В. Репп
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Россия


Список литературы

1. Аржанова И. В., Воров А. Б., Жураковский В. М. Опыт развития научно-инновационного потенциала федеральных и национальных исследовательских университетов // Университетское управление: Практика и анализ. 2015. № 3. С. 37-44.

2. Материалы о профессиональных стандартах на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/labour/20 (дата обращения: 05.02.2016).

3. Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/336 (дата обращения: 25.01.2016)

4. Кузнецова Т. А., Матушкин Н. Н., Пахомов С. И. Согласование квалификационных требований, предъявляемых профессиональными и образовательными стандартами к выпускникам вузов // Интеграция образования. 2009. № 4. С. 3-9.

5. United States Office of Personnel Management "Classification & Qualifications. General Schedule Qualification Standards. 0800-0899 - Engineering and Architecture. All Professional Engineering Positions, 0800. Individual Occupational Requirements" [Электронный ресурс]. URL: https://www.opm.gov/policy-data-oversight/classification-qualifications/general-schedule-qualification-standards/0800/all-professional-engineering-positions-0800/ (дата обращения: 08.02.2016).

6. Computing curricula 2016. Curriculum Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Computer Science. The Joint Task Force on Computing Curricula Association for Computing Machinery (ACM) IEEE Computer Society [Электронный ресурс]. URL: https://www.computer.org/cms/Computer.org/professional-education/curricula/ComputerEngineeringCurricula2016.pdf (дата обращения: 08.02.2016).

7. International Technology and Engineering Educators Association (ITEEA). View Technological Literacy Standards (3rd Edition) [Электронный ресурс].1ЖЬ: http://www.iteea.org/File.aspx?id=67767&v=b26b7852 (дата обращения: 20.02.2016).

8. Шевелев Н. А., Кузнецова Т. А. Организация образовательной среды вуза на основе системы дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 88-93.

9. UK Standard for Professional Engineering Competence: Chartered Engineer and Incorporated Engineer Standard» [Электронный ресурс]. URL: http://www.engc.org.uk/standards-guidance/standards/uk-spec/ (дата обращения: 09.02.2016).

10. Information and Communications Technology Technician (ICTTech) Stanard (United Kingdom) [Электронный ресурс]. URL: http://www.engc.org.uk/engcdocuments/internet/Website/ICTTech%20Standard%20second%20edition%20%281%29.pdf (дата обращения: 09.02.2016).

11. Skills Framework for the Information Age SFIA (Version 6) [Электронный ресурс]. URL: http://www.sfia-online.org/en/reference-guide (дата обращения: 10.02.2016).

12. Quality Assurance Agency for Higher Education (QAA). Стандарт качества Великобритании (UK Quality Code) [Электронный ресурс]. URL: http://www.qaa.ac.uk/assuring-standards-and-quality/the-quality-code (дата обращения: 12.02.2016).

13. Quality Assurance Agency for Higher Education (QAA). UK Quality Code for Higher Education. Part A: Setting and Maintaining Academic Standards. PART A. The Frameworks for Higher Education Qualifications of UK Degree-Awarding Bodies. October 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/qualifications-frameworks.pdf (дата обращения: 12.02.2016).

14. Quality Assurance Agency for Higher Education (QAA). UK Quality Code for Higher Education. Part A: Setting and Maintaining Academic Standards. PART A. Guidance on Academic Credit Arrangements in Higher Education in England [Электронный ресурс]. URL: http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/Academic-Credit-Framework.pdf (дата обращения: 12.02.2016).

15. Quality Assurance Agency for Higher Education (QAA). Subject Benchmark Statement UK. Quality Code for Higher Education. Part A: Setting and maintaining academic standards. Computing. February 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.qaa.ac.uk/en/Publications/Documents/SBS-Computing-16.pdf (дата обращения: 12.02.2016).

16. Quality Assurance Agency for Higher Education (QAA). Skills for employability [Электронный ресурс]. URL: http://www.qaa.ac.uk/assuring-standards-and-quality/skills-for-employability (дата обращения: 12.02.2016).

17. Higher Education Funding Council for England (HEFCE): Unistats and the Key Information Set [Электронный ресурс]. URL:http://www.hefce.ac.uk/lt/unikis/ (дата обращения: 14.02.2016)

18. Higher Education Statistics Agency (HESA): KIS collection 2015/16 [Электронный ресурс]. URL: https://www.hesa.ac.uk/index.php?option=com_studrec&Itemid=232&mnl=1501 (дата обращения: 14.02.2016).

19. Профессиональные стандарты в области ИТ. М.: АП КИТ, 2008. 616 c.

20. Жеребина О. Г., Марцынюк С. Ю. Профессиональные стандарты «Специалист по информационным системам» и «Руководитель проектов в области информационных технологий». М.: 1С-Паблишинг, 2015. 370 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.1c.ru/news/files/ProfStandarts2015.pdf (дата обращения: 05.02.2016).

21. Реестр Министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov (дата обращения: 14.02.2016).

22. АПКИТ «Раскладка профессий в области ИТ по квалификационным уровням» [Электронный ресурс]. URL: http://www.apkit.ru/committees/education/projects/Layout_of_ITprofessions.pdf (дата обращения 25.01.2016).

23. АПКИТ «Описание уровней квалификации» [Электронный ресурс]. URL: http://niitss.ru/analytics/materials/03_06_13_3.pdf (дата обращения: 14.02.2016).

24. Постановление Правительства РФ № 23 от 22 января 2013 г. «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/government/103 (дата обращения 25.01.2016).

25. Мартыненко О. О., Николаева В. И., Якимова З. В. Практико-ориентированный бакалавриат: опыт управления изменениями в вузе // Университетское управление: Практика и анализ. 2015. № 4. - 56-64.

26. Матушкин Н. Н., Кузнецова Т. А., Пахомов С. И. О междисциплинарных образовательных программах подготовки кадров высшей квалификации // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 4. С. 55-59.

27. Кузнецова Т. А., Закирова Э. И., Столбов В. Ю. Управление отбором студентов в многоуровневой образовательной системе университета // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1 (83). С. 100-105.


Для цитирования:


Кузнецова Т.А., Репп П.В. Координация профессиональных и образовательных стандартов как механизм эффективного управления качеством образования. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(3):62-72. https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.017

For citation:


Kuznetsova T.A., Repp P.V. The coordination of professional and educational standards as a mechanism for the effective management of higher it-education quality. University Management: Practice and Analysis. 2016;(3):62-72. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.017

Просмотров: 56


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)