Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Вузы - промышленность: подходы к планированию заказа на специалистов

https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.015

Полный текст:

Аннотация

Представлена проблемная статья. Качественный анализ вакансий на сайтах предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и результатов опроса представителей их кадровых служб выявил проблемы, осложняющие планирование подготовки кадров, соответствующих потребностям предприятий. Выделены основные противоречия в системе «абитуриенты - вузы - выпускники - экономика (предприятия)», описаны новые тенденции в работе вузов, обусловленные в том числе экономическими условиями, следствием которых выступает переход к унификации программ, «массовому производству» специалистов. Следствие - неудовлетворенность предприятий компетенциями выпускников, невостребованность последних на рынке труда. Для совершенствования взаимодействия предприятий ОПК и вузов в процессе планирования заказа на подготовку кадров предложен алгоритм, в основу которого положено выявление «уникальных» и «наиболее востребованных» специальностей. Для этапа планирования подход формирует нормы системного взаимодействия трех элементов системы подготовки кадров: предприятий ОПК как заказчиков, вузов как исполнителей заказа, государства в лице ряда министерств как агрегатора потребностей, утверждающего план приема за счет бюджетных средств. Внедрение подхода в процесс планирования государственного заказа на подготовку специалистов уменьшит асимметрию информации на рынке высшего образования, повысит соответствие компетенций выпускников требованиям предприятий, снизит диспропорции рынка труда

Об авторах

Е. Б. Виноградова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия


Е. Б. Мудрова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия


Список литературы

1. Лыбанева М. В. Формирование национальной системы образовательных услуг: проблемы взаимодействия государства, общества и бизнеса // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 342-345.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р.

3. Борисова А. А. Предпосылки и ограничения конкурентоспособности выпускников // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 351-353.

4. Гуртов В. А., Серова Л. М., Степусь И. С. Приоритеты экономики: прогнозирование потребностей в кадрах с высшим профессиональным образованием // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4 (74). С. 43-51.

5. Козлов В. В. Роль и место университетов в социально-экономическом развитии России // Проблемы современной экономики. 2015. № 2 (54). С. 337-342.

6. Совершенствование научно-методических и нормативно-правовых инструментов и механизмов профессионально-общественной оценки и признания качества образовательных программ подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса, включая предложения по созданию и функционированию на условиях самоокупаемости регионального кадрового центра оборонно-промышленного комплекса (Отчет по НИР. Рег. № НИОКТР № АААА-А16-116021010062-0, Рег. № ИКРБС: АААА-Б16-216051110041-0) / Е. Б. Виноградова, И. П. Красовская, М. В. Лопатин, Е. Б. Мудрова и др. СПб., 2013. 360 с.

7. Совершенствование методологических и нормативно-правовых инструментов формирования прогнозных значений показателей профессионально-квалификационной структуры рабочих мест организаций оборонно-промышленного комплекса, а также потребности подготовки специалистов в рамках государственного плана и государственного заказа в целях обеспечения выполнения заданий государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа (Отчет по НИР. Рег. № НИОКТР АААА-А16-116021010063-7, Рег. № ИКРБС АААА-Б16-216051240005-2) / Б. А. Виноградов, Е. Б. Виноградова, И. П. Красовская, Г. П. Мещерякова, Е. Б. Мудрова и др. СПб., 2014. 342 с.

8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.

9. Ангеловский А. А. Анализ понятий профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм // Изв. Самар. науч. центра Рос. академии наук. 2010. Т. 12, № 5 (2). С. 306-314

10. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб., 2009. 224 с.

11. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.6/index.php (дата обращения: 04.05.2015).

12. Организационно-методическое сопровождение мониторинга кадровой обеспеченности организаций и прогнозирования потребности в подготовке специалистов в разрезе новых принципов формирования заданий государственного плана и государственного заказа в целях обеспечения реализации заданий ГПВ и ГОЗ (Отчет по НИР. Рег. № НИОКТР АААА-А16-116021010064-4, Рег. № ИКРБС АААА-Б16-216051110040-3) / Б. А. Виноградов, Е. Б. Виноградова, Е. А. Зотова, И. П. Красовская, Е. Б. Мудрова и др. СПб, 2015. 366 с.


Рецензия

Для цитирования:


Виноградова Е.Б., Мудрова Е.Б. Вузы - промышленность: подходы к планированию заказа на специалистов. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(3):43-53. https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.015

For citation:


Vinogradova E.B., Mudrova E.B. The most in-demand and unique specialties in the universities - industry system. University Management: Practice and Analysis. 2016;(3):43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.103.015

Просмотров: 401


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)