Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 1 (2015)

РЕДАКЦИОННАЯ РУБРИКА

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

7-16
Аннотация
В концептуальном плане рассмотрены институциональные аспекты модернизации казахстанской высшей школы в контексте интеграции в мировое образовательное пространство в соответствии с параметрами Болон-ского процесса. Массовизация высшего образования, развитие платного сектора, недостаточное бюджетное финансирование, растущий дисбаланс между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы, новая парадигма непрерывного образования в течение всей жизни, неблагоприятная демографическая ситуация предопределили сущность и направленность образовательных реформ в Казахстане. Предметом исследования являются стратегические решения и организационные подходы к модернизации казахстанской высшей школы в контексте реализации задач, обозначенных в Государственных программах развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. и индустриально-инновационного развития. В условиях глобального образовательного пространства массовый характер высшего образования выполняет в большей степени функцию социализации, а не профессионализации, что способствует зарождению элементов потребительского общества и негативно отражается на качестве подготовки специалистов. Выявлены институциональные конфликты между системой высшего образования и сферой труда, между расширяющимся рынком образовательных услуг и необходимостью обеспечения приемлемого качества, между платной формой обучения и ненужностью знаний. Анализ показал, что в зарождающемся социальном партнерстве «вуз - работодатель» еще имеет место заформализованность. Нужны системные взаимодействия для выработки требований к квалификационной характеристике выпускников и профессиональным компетенциям. Отмечены нормативно-управленческие риски, обусловленные частой сменой образовательных приоритетов, недостаточной компетентностью управленческих кадров и низкой эффективностью мониторинговых исследований. Основной риск успешной модернизации связывается с недофинансированием высшей школы. Анализируется эффективность существующей Национальной системы оценки качества, отмечена ее избыточность и даны рекомендации по обновлению нормативно-правовой базы лицензионного контроля и усилению роли внешней независимой аккредитации как важнейшего механизма управления качеством.

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В ВУЗЕ

17-27 6
Аннотация
Статья носит концептуальный характер и посвящена проблемам организации планирования эффективной научно-исследовательской работы (НИР) в университетах России. Она опирается на анализ известных работ в отмеченной области, опыт авторов и обобщение практики выполнения фундаментальных и прикладных исследований в университетах, отраслевых институтах и Академии наук. Статья содержит острые дискуссионные вопросы в части механизмов функционирования систем организации и взаимодействия научных исследований на уровнях: университета, факультета, кафедры, творческих коллективов. Целью представленных в статье материалов является предложение нового подхода по организации и планированию научных работ, основанное, с одной стороны, на имеющемся опыте в этой сфере, с другой - на требованиях, которые диктуются новыми реалиями функционирования и развития высшей профессиональной школы. Подготовка статьи обусловлена необходимостью осмысления места и роли научных исследований в управлении университетом в условиях модернизации российского профессионального образования. Постановка и реализация данной цели опирается на использование системного подхода применительно к организации научных исследований и современных методов стратегического управления, мониторинга эффективности и оценки качества полученных результатов. Полученные авторами статьи результаты представлены в виде конкретных организационно-методических предложений по дальнейшему совершенствованию системы организации и планирования научных исследований в увязке с целостной системой управления качеством подготовки специалистов в университете. Предложения включают в себя дифференциацию организационного механизма как в краткосрочном и долгосрочном аспектах, так и в части фундаментальных, прикладных и поисковых исследований. Это должно существенно повысить эффективность организации НИР на всех уровнях управления. Содержащиеся в статье выводы расширяют общепринятые представления о месте и роли профессорско-преподавательского состава в определении приоритетных направлений исследований, их планировании и оценке результатов. Представленные предложения авторов, включенные в научно-образовательный процесс университета, позволят актуализировать творческое начало студентов на базе креативного подхода к его организации независимо от гуманитарного, технического или естественно-научного направления функционирования кафедры. В статье сформулированы конкретные рекомендации по организации и планированию НИР в университетах России, нацеленные на повышение результативности университетского менеджмента в области научных исследований. Для их практической реализации предполагается модернизация существующей нормативно-методической базы вузов, направленная на усиление значимости научных исследований, рост творческой инициативы профессорско-преподавательского состава и создание условий для роста творческого потенциала студентов. Новизна предлагаемых авторами подходов заключается в обосновании эффективного механизма организации и стратегического планирования научно -исследовательской работы в системе университетского менеджмента. Статья может представлять интерес для руководителей научно-исследовательских подразделений университетов, деканов и заведующих кафедрами, отвечающих за результаты НИР.
28-38
Аннотация
В данной исследовательской статье рассматривается совершенствование механизмов формирования тематики научных исследований и структуризации научных организаций по содержанию и результатам проводимых исследований. Основной целью статьи является разработка нового механизма управления научными исследованиями, основанного на их классификации по критерию применимости полученных результатов и обеспечивающего массовое внедрение конечных результатов научных исследований в экономическую и социальную сферы страны. В статье проводится оценка эффективности научных исследований в России с учетом всех стадий жизненного цикла в соответствии с предложенным механизмом. Показано, что еще одной возможностью повышения эффективности научных исследований на основе представленной классификации является совершенствование механизмов формирования тематики научных исследований. Предложенный подход к классификации научных исследований по критерию применимости их результатов позволяет усовершенствовать механизмы формирования тематики научных исследований в результате взаимосвязи фундаментальных и поисковых прикладных исследований и структурировать финансирование научных исследований в направлении стимулирования получения тех научных результатов, которые могут быть достаточно быстро реализованы в экономике. Помимо этого, при дальнейшем усовершенствовании представленного подхода к классификации научных исследований по критерию применимости их результатов возникает возможность структурировать организации, занимающиеся научной деятельностью, и обеспечивается основа для формирования сетевой формы получения научных результатов, что приведет к более быстрому и эффективному получению и внедрению в экономику результатов научных исследований. Применение данного механизма классификации научных исследований в вузах может дать значимые результаты при определении руководством стратегии развития перспективных направлений научно-инновационной деятельности организации, реализации федеральных целевых программ и привлечения бизнес-структур к развитию инновационной направленности деятельности вуза.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

39-52 4
Аннотация
Данная статья описывает опыт организации управления вузом с позиции повышения эффективности его деятельности через организацию системы трудовых отношений. Являясь кейсом, статья раскрывает суть реализованных управленческих технологий на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Целью данного кейса является описание подходов к заключению трудовых договоров в форме «эффективных контрактов» для обмена опытом с другими вузами. Статья решает практические проблемы управления вузом, связанные с соблюдением требований законодательства по совершенствованию механизмов оплаты труда и привязки условий оплаты труда основного персонала вуза к результатам его работы и результатам деятельности вуза в целом. Ввиду определенных проблем при реализации требований Распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р было принято решение вынести данный вопрос на обсуждение широкого круга авторов, что и послужило одной из главных причин написания данной статьи. Отклик других вузов на проблемы, отраженные в статье, был бы очень полезен для дальнейшей работы по данному направлению. Цели, поставленные в статье, были достигнуты за счет проведенного обзора и анализа нормативных правовых актов органов государственной власти и детального описания процесса разработки и заключения «эффективных контрактов», описания процесса совершенствования системы стимулирования основного персонала и возникающих при этом проблем на примере отдельного вуза. В процессе разработки и усовершенствования системы оплаты труда основного персонала с целью ее включения в трудовые договоры были выявлены проблемы и дискуссионные моменты, связанные с гибкостью общих подходов к системе стимулирования. Следовательно, данный процесс нуждается в дальнейшем исследовании другими учеными. По мнению авторов, необходим новый взгляд на данную проблему, особенно по вопросам централизации фонда оплаты труда и наличия отсылочных норм в трудовых договорах с преподавателем. Практическими рекомендациями, сформулированными в статье, стало описание этапов работы по переходу на «эффективные контракты» с преподавателями вуза в части разработки и уточнения функционала работников. Практические результаты статьи также связаны с разработкой и построением системы должностных окладов на основе требований законодательства и выплат стимулирующего характера, увязанных с показателями эффективности работы вуза и достижением его стратегических целей. В качестве научной новизны данной статьи стоит выделить детальное описание опыта разработки и внедрения «эффективных контрактов» с преподавателями вузов, которого на сегодняшний день очень мало. Несмотря на большой объем публикаций по обзору нормативных актов и юридическим аспектам заключения «эффективных контрактов», отсутствуют практические рекомендации по совершенствованию систем оплаты труда и увязки показателей результативности работы преподавателей с эффективностью работы вуза в целом. Данный вопрос и был освещен авторами в настоящей статье, что придает ей соответствующую ценность для руководителей высшего звена государственных вузов.
53-63
Аннотация
Статья относится к категории кейса. Цели статьи - обобщить опыт регионального вуза в области кадрового менеджмента в условиях новых требований, предъявляемых к эффективности российских вузов; предложить организационные решения, направленные на изменение содержания и структуры деятельности профессорско-преподавательского состава и реализацию практико-интегрированного обучения; проанализировать результаты внедрения и трансформации мотивационных систем, основанных на рейтинговой оценке работы профессорско-преподавательского состава. Методологической основой исследования является системный подход к комплексу управленческих проблем, связанных с кадрами и кадровым потенциалом в системе высшей школы. Авторы использовали методы исследования документов, коллективного анализа, управленческого аудита, опроса, хронометража и «фотографии рабочего дня». В ходе исследования проведен анализ кадрового потенциала Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, сформулированы ключевые задачи в стратегическом кадровом менеджменте университета, проведен управленческий аудит бизнес-процессов кафедр. Результатом стал пересмотр и оптимизация организационной структуры и штатной численности профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного и административно-управленческого персонала. Разработана система рейтинговой оценки ППС, предложена система его материального стимулирования, создана комплексная система информирования и информационного обмена с ППС. Оригинальность и новизна исследования состоит в интеграции внедренной во ВГУЭС модели практико-интегрированного обучения и системы кадрового менеджмента. Впервые акцент управления перенесен с формального соответствия кадрового обеспечения вуза заданным параметрам на его результативность. Сделанные по итогам исследования рекомендации заключаются в необходимости изменения системы материального стимулирования НПР, внедрения в вузах оплаты «по результату», который, в свою очередь, оценивается с помощью академического и научного рейтингов. Вклад проведенного исследования в теорию и практику университетского менеджмента заключается в создании механизма стимулирования академической и научной активности ППС, а также эффективных инструментов кадрового управления, обладающих сбалансированностью, гибкостью, возможностью настройки, простотой и ясностью. Внедрение результатов исследования в деятельность вузов обеспечит постоянный устойчивый рост средней заработной платы, повысит эффективность использования профессиональных компетенций ППС, увеличит показатели научной и академической деятельности, будет способствовать более активному вовлечению преподавателей в решение реальных задач, востребованных обществом. Статья представляет интерес для исследователей и практиков в области университетского менеджмента, в частности в области управления персоналом вуза
64-72 5
Аннотация
Статья носит концептуальный характер. Ее целью является исследование причин возрастания конкурентной напряженности в кафедральных коллективах российских университетов и разработка методов разрешения противоречий между разновозрастными составами преподавателей для повышения качества обучения студентов. Исследование проведено на основе выявления и изучения диалектического противоречия между молодым и «зрелым» составами сотрудников университетских кафедр. Рассмотрены также противоречие между качеством и количеством преподавательской функции и его трансформация в течение жизни преподавателя. Представлены предложения по разрешению обострившихся проблем методом структурно-функциональной реорганизации деятельности кафедр университетов. Показаны природа и динамика диалектического противоречия между качеством и количеством результатов преподавателя вуза в зависимости от возраста. Разработаны функции различных уровней квалификации сотрудников научного и обучающего процессов университета. Предложен метод квантования преподавания, основанный на функционально-структурной адаптации учебного процесса к иерархии содержания предлагаемой студентам дисциплины. Разработаны принципы, условия и алгоритм выстраивания учебной работы по-новому для повышения ее качества. Поднятая в статье проблема реорганизации учебной кафедры нуждается в дальнейшем исследовании структуры преподаваемых дисциплин, их дифференциации по уровням кафонов, вопросов кадровой адаптации к обновленной структуре коллектива и т. д. Применение метода квантования требует организационных усилий как со стороны менеджмента кафедры, так и со стороны профессорско-преподавательского персонала. Полученные результаты дают возможность заведующим кафедрами университетов переформатировать и оптимизировать кадровый состав на основе согласования интересов и функций преподавателей различных возрастов и квалификаций, а также позволят улучшить условия для управляемости процессом преподавания и повышения качества обучения студентов. В статье раскрыта и описана природа диалектического противоречия между качеством и количеством преподавательского труда, с помощью чего сотрудник университета может выстроить стратегию долгосрочной и продуктивной деятельности. Предложенная функциональная дифференциация молодых и «зрелых» преподавателей дает возможность менеджменту кафедры сгладить возникающие конфликты и нездоровые отношения и сбалансировать интересы указанных групп персонала. Оригинальное предложение по квантованию преподавания и организации кафонов повышает производительность познавательного процесса в университете на уровне как преподавателей, так и студентов.
73-83 9
Аннотация
Статья «Академический инбридинг: причины и последствия» представляет собой аналитический обзор академических исследований, посвященных практике найма вузами своих выпускников. Статья представляет собой авторский переработанный перевод главы «Academic Inbreeding: State of the Literature» из книги Academic Inbreeding and Mobility in Higher Education. Global Perspectives / ed. by Maria Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley. Palgrave Macmillan, 2015. Целью работы является систематизация и обсуждение причин, последствий и возможных методов борьбы с инбридингом, который чаще всего рассматривается как практика, связанная с противоречивыми последствиями для вуза и академической системы в целом. Инбридинг широко распространен во многих странах, в том числе в России, и считается среди большинства руководителей российских вузов приемлемой, а в ряде случаев и предпочитаемой практикой. Анализ существующей литературы показывает, что основными причинами распространенности практики «взращивания» являются важность социальных связей в процессе найма, закрытость академического рынка труда, желание сократить издержки от поиска и найма кандидатов извне, а также восприятие инбридинга и иммобильности в качестве академической нормы. Многочисленные исследования показывают, что сотрудники вуза, являющиеся его выпускниками, отличаются по ряду важных характеристик (таких, как публикационная продуктивность, преподавательские установки, вовлеченность в профессиональные сети и пр.). Вместе с тем однозначного мнения о последствиях инбридинга не существует. Отчасти отсутствие согласия о том, является ли инбридинг положительной или отрицательной практикой, объясняется тем, что в большинстве стран он распространен скорее в элитных вузах. Однако более популярна та точка зрения, что вузам не следует злоупотреблять наймом своих выпускников, поэтому во многих работах авторы рассматривают возможные способы борьбы с данной практикой. Наиболее эффективной мерой против инбридинга является его формальный запрет, развитие открытого рынка труда и стимулирование мобильности преподавателей. На основании анализа литературы в заключительной части статьи даются рекомендации по снижению последствий практики инбридинга в российских вузах. Данная статья будет интересна в первую очередь руководителям высших учебных заведений, занимающихся вопросами кадровой и научной политики, а также исследователям, интересующимся проблемами академической профессии и управления вузами.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

84-93 2
Аннотация
Статья носит исследовательский характер. Цель исследования: выявить проблему мошенничества студентов при обучении в вузах, а также отношение студентов к мошенничеству и некоторые корреляции, установить более широкие причинно-следственные связи этой ситуации. Эти цели автор реализовал посредством исследований на выборке из 537 респондентов - студентов словацких вузов различных направлений подготовки. Автор использовал исследовательскую методику анкетирования и стандартную статистическую и квалитативную обработку анкет. К главным результатам относятся следующие выводы: • до 97 % студентов время от времени или регулярно прибегают к мошенничеству в обучении, используя как классические, так и современные способы; • 49 % студентов воспринимают такое поведение как обычное и не стыдятся этого, 32 % относятся к мошенничеству нейтрально и только 19 % - негативно; • студенты обоих полов мошенничают приблизительно в равной степени. Показаны следующие статистически значимые корреляции: студенты, которые внутренне мотивированы к обучению, интенсивно занимаются для получения нового знания и профессиональной компетентности, а не для оценок и, таким образом, стремятся освоить учебный план и у кого есть положительная связь с преподавателями, менее склонны обманывать, чем студенты, имеющие противоположные установки и поведение. Полученные результаты указывают на серьезные ценностные, этические и профессиональные пробелы у студентов. Это ведет к нарушению качества профессиональной подготовки студентов, что может иметь негативные последствия на практике - в осуществлении профессиональной деятельности. Данная проблема обусловлена также организацией и управлением вузов. Руководители университетов недооценивают распространение этих негативных явлений, не используют механизмы их устранения или по крайней мере уменьшения. Исследование ограничено словацкими вузами. Поэтому представляется интересным провести более широкое международное исследование в этой области, осуществить сопоставления в международном контексте и определить, общее ли это явление для университетов или нет. Полезно было бы также выяснить иные корреляции проблемы мошенничества - например, зависимость от различных способов, моделей университетского управления и организации. Авторы высказывают ряд рекомендаций, которые, по их мнению, могут способствовать преодолению мошенничества: провести комплексный междисциплинарный анализ результатов исследований проблемы студенческого мошенничества в процессе обучения, определить наиболее важные причинно-следственные связи и на основе полученного результата разработать эффективную стратегию для искоренения проблемы. Эта стратегия должна быть направлена на изменения в сфере образования, политики, системы ценностей, социальных отношений, управления и организации высшего образования, управления и организации учебного процесса в высших учебных заведениях, в том числе на изучение мотивации, эффективного мониторинга и оценки деятельности учащихся. Исследование вносит определенный вклад в изучение проблемы, указывая на ее серьезность и последствия, раскрывает некоторые корреляции, связанные с мошенничеством студентов, а также анализирует причинно-следственные связи этого негативного явления.
94-103
Аннотация
Статья относится к категории исследовательской, целью ее является раскрытие общего и особенного в представлениях студентов вузов и работодателей о востребованном в настоящее время на рынке труда молодом специалисте. Причиной написания статьи является необходимость выяснения степени совпадения мнений студентов с требованиями руководителей различных предприятий, организаций для совершенствования системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Цели и задачи реализуются на основе методологии изучения системы детерминации профессиональных ори-ентаций и установок обучающихся в вузе, направленностью, содержанием приобретаемых на учебных занятиях знаний, умений от преподавателей, а также собственным поиском студентами способов успешной адаптации к требованиям современного рынка труда. Получая из различных источников сведения о том, какими навыками должен обладать желаемый работодателями специалист, студенты организуют свою образовательную практику. Однако складывающиеся в процессе обучения в вузе представления могут не соответствовать реальным требованиям работодателей. Поэтому возникла необходимость изучения и сравнения мнений руководителей производств и тех, кто через год-два станет претендовать на вакантные места различных предприятий страны, по поводу востребованного на рынке труда молодого специалиста. Методы анкетирования и глубинного интервью среди двух категорий респондентов позволяют получить сведения (1) о наиболее распространенных представлениях относительно необходимых для молодого специалиста качеств, (2) о мотивировке мнений относительно значимости того или иного индикатора уровня его подготовки к работе на современном производстве. Результаты исследования показали, что существует частичное, примерно на 30 %, совпадение представлений студентов с требованиями работодателей. Пока студенты не осознают в полной мере важность знания передовых технологий, техники, применяемой за рубежом и на отечественных предприятиях; постоянного самообразования, дисциплинированности; умения работать с научной и технической литературой на иностранном языке; наличия глубоких теоретических знаний; способности находить заказы для фирмы. Исходя из этого, требуется внести существенные изменения в содержание образовательного процесса в вузе. Он должен осуществляться методами включения студентов с первого курса в исследование реального состояния различных предприятий, организаций, в которых им, возможно, предстоит работать, а также участия в создании и реализации на них различных инноваций. Последующие исследования проблемы востребованности выпускников вузов на рынке труда могут быть направлены, во-первых, на конкретизацию требований работодателей разных отраслей общественного производства, во-вторых, на выявление возможностей участия конкретных предприятий, организаций в реализации более эффективных методов повышения конкурентоспособности молодых специалистов. Сформулированы практические рекомендации, связанные с включением студентов в постоянную работу в подразделениях промышленных предприятий, муниципальных организаций, начиная с третьего курса, обеспечения чтения лекций, проведения семинаров преподавателями-практиками. Необходимо формировать в течение всех лет обучения компетенции, обеспечивающие выработку способности оперативно решать практические задачи, возникающие у разных групп работодателей в результате появления тех или иных новаций в техническом обеспечении, в условиях труда, организации труда. Следует с конкретными предприятиями, организациями заключать договоры о научном сопровождении студентами и преподавателями того нового, что на них будет внедряться в ближайшие 3-4 года. Новыми в статье являются, во-первых, сравнительные данные о представлениях студентов и работодателей о востребованном в настоящее время (2014 г.) молодом специалисте на рынке труда такого крупного промышленного региона, как Средний Урал, во-вторых, рекомендации по существенному изменению системы обучения студентов путем их непосредственного включения в решение актуальных проблем развития конкретных предприятий и организаций. Изучение каждой учебной дисциплины осуществляется на основе сотрудничества с определенными категориями работодателей. Ценность статьи заключается в раскрытии реальных проблем, которые требуется решать вузам для повышения конкурентоспособности молодых специалистов и обеспечения более полного их соответствия требованиям работодателей.

РЕКОМЕНДУЕМ ОПЫТ

104-119 3
Аннотация
В статье представлены результаты исследования состояния, в котором на сегодняшний день находятся разработка и внедрение в структуру управления вузами этических кодексов как одного из основополагающих документов корпоративной культуры любого образовательного учреждения. Анализ известного опыта создания этических кодексов позволяет сделать вывод, с одной стороны, о их востребованности в качестве регуляторов взаимоотношений всех групп участников образовательного процесса, а с другой - об отсутствии единых подходов и рекомендаций по их формированию. Цель настоящей работы заключается в разработке типовой модели этического кодекса, которая должна содержать общие, «универсальные» для всех образовательных учреждений поведенческие ориентиры и вместе с тем создавать возможность для разработки на ее основе «персонифицированных» кодексов того или иного вуза, учитывающих все присущие ему особенности. Для достижения поставленной цели в работе проведен анализ опыта создания этических кодексов в организациях различной направленности, рассмотрены их различные классификационные группы, структура и содержание, цели их создания и решаемые ими задачи, разработана концепция типовой модели этического кодекса вуза, технического университета в частности. На основании сформулированной концепции и исследования учебно-воспитательного процесса в вузе разработана типовая модель этического кодекса, формализующего основные нормы поведения и взаимоотношений обучающихся, всех категорий сотрудников, предприятий-партнеров и других заинтересованных сторон. Основной результат работы - типовая модель этического кодекса, позволяющая разрабатывать локальные акты образовательных учреждений, приводя к «общему знаменателю» поведение и отношение к профессиональным обязанностям, а в отдельных случаях и мировоззрение сотрудников с разным уровнем образования, различных социальных, культурных и возрастных групп с учетом особенностей организации, формировать общекультурные, личностные и социальные компетенции выпускников. Ввиду того что возможности типовой модели этического кодекса ограничиваются функцией регулирования взаимоотношений участников образовательного процесса, представляется целесообразным в развитие работ по формированию корпоративной культуры последующие исследования и разработки ориентировать на такие не менее значимые ее составляющие, как обеспечение социальной ответственности и социальной безопасности всех групп участников образовательного процесса. Практическая значимость разработанной типовой модели кодекса - возможность формирования вузами корпоративной культуры на основе единого подхода, создание атмосферы управляемости коллектива сотрудников, достижение состояния бесконфликтности, формирование и поддержание привлекательного имиджа вуза во взаимоотношениях с внешней средой, в основе которого - привлекательность поведения и взаимодействия каждого из сотрудников, мотивированная мобилизация всех ресурсов на максимальную самоотдачу сотрудников и обучающихся для достижения общей цели - обеспечения качества образования. Представленная в статье типовая модель этического кодекса вуза разработана впервые, ее ценность - в заложенном в ее структуру механизме саморазвития, возможности учета изменений в законодательных актах, разработки на ее основе различных по своим целям и задачам внутривузовских кодексов корпоративной этики, учитывающих специфику каждого из них.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)