Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Планирование научно-исследовательской работы на университетской кафедре

Полный текст:

Аннотация

Статья носит концептуальный характер и посвящена проблемам организации планирования эффективной научно-исследовательской работы (НИР) в университетах России. Она опирается на анализ известных работ в отмеченной области, опыт авторов и обобщение практики выполнения фундаментальных и прикладных исследований в университетах, отраслевых институтах и Академии наук. Статья содержит острые дискуссионные вопросы в части механизмов функционирования систем организации и взаимодействия научных исследований на уровнях: университета, факультета, кафедры, творческих коллективов. Целью представленных в статье материалов является предложение нового подхода по организации и планированию научных работ, основанное, с одной стороны, на имеющемся опыте в этой сфере, с другой - на требованиях, которые диктуются новыми реалиями функционирования и развития высшей профессиональной школы. Подготовка статьи обусловлена необходимостью осмысления места и роли научных исследований в управлении университетом в условиях модернизации российского профессионального образования. Постановка и реализация данной цели опирается на использование системного подхода применительно к организации научных исследований и современных методов стратегического управления, мониторинга эффективности и оценки качества полученных результатов. Полученные авторами статьи результаты представлены в виде конкретных организационно-методических предложений по дальнейшему совершенствованию системы организации и планирования научных исследований в увязке с целостной системой управления качеством подготовки специалистов в университете. Предложения включают в себя дифференциацию организационного механизма как в краткосрочном и долгосрочном аспектах, так и в части фундаментальных, прикладных и поисковых исследований. Это должно существенно повысить эффективность организации НИР на всех уровнях управления. Содержащиеся в статье выводы расширяют общепринятые представления о месте и роли профессорско-преподавательского состава в определении приоритетных направлений исследований, их планировании и оценке результатов. Представленные предложения авторов, включенные в научно-образовательный процесс университета, позволят актуализировать творческое начало студентов на базе креативного подхода к его организации независимо от гуманитарного, технического или естественно-научного направления функционирования кафедры. В статье сформулированы конкретные рекомендации по организации и планированию НИР в университетах России, нацеленные на повышение результативности университетского менеджмента в области научных исследований. Для их практической реализации предполагается модернизация существующей нормативно-методической базы вузов, направленная на усиление значимости научных исследований, рост творческой инициативы профессорско-преподавательского состава и создание условий для роста творческого потенциала студентов. Новизна предлагаемых авторами подходов заключается в обосновании эффективного механизма организации и стратегического планирования научно -исследовательской работы в системе университетского менеджмента. Статья может представлять интерес для руководителей научно-исследовательских подразделений университетов, деканов и заведующих кафедрами, отвечающих за результаты НИР.

Об авторах

В. А. Антропов
Уральский государственный университет путей сообщения
Россия


А. Г. Шеломенцев
Институт экономики Уральского отделения РАН
Россия


Список литературы

1. Антропов В. А. Основы научных исследований. Ч. 1. Екатеринбург: УрГУПС, 2013. 111 с.

2. Антропов В. А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. 104 с. З.

3. Антропов В. А., Туманова Т. В., Семенко И. Е. Профессиональное становление личности специалиста в период обучения в вузе. Екатеринбург: УрГУПС, 2007. 278 с.

4. Басовский Л. Е. История и методология экономической науки. М.: ИНФРА-М, 2013. 231 с.

5. Ефимов А. В., Антропов В. А. Миссия университета в условиях модернизации образования и реформирования транспортного комплекса // Система менеджмента качества в вузе: сб. материалов по повышению квалификации преподавателей университета. Вып. 1. Екатеринбург: УрГУПС, 2005. С. 7-49.

6. Кадровое прогнозирование и планирование на железнодорожном транспорте / В. А. Антропов, В. С. Паршина, А. П. Макаридина и др. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2010. 188 с.

7. Кокшаров В. А. Оценка развития системы высшего образования в России // Экономика региона. 2014. № 4. С. 30-44.

8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

9. Менеджмент XXI века / под ред. С. Чоудхари. М.: ИНФРА-М, 2002. 448 с.

10. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении): Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 № 71 (ред. от 02.11.2013).

11. Попков В. А., Коржуев А. В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, 2004. 432с.

12. Резник С. Д. Управление кафедрой. М.: ИНФРА-М, 2005. 635 с.


Для цитирования:


Антропов В.А., Шеломенцев А.Г. Планирование научно-исследовательской работы на университетской кафедре. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(1):17-27.

For citation:


Antropov V.A., Shelomentsev A.G. Planning academic and research work at a university chair. University Management: Practice and Analysis. 2015;(1):17-27. (In Russ.)

Просмотров: 509


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)