Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов

Полный текст:

Аннотация

Статья относится к категории исследовательской, целью ее является раскрытие общего и особенного в представлениях студентов вузов и работодателей о востребованном в настоящее время на рынке труда молодом специалисте. Причиной написания статьи является необходимость выяснения степени совпадения мнений студентов с требованиями руководителей различных предприятий, организаций для совершенствования системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Цели и задачи реализуются на основе методологии изучения системы детерминации профессиональных ори-ентаций и установок обучающихся в вузе, направленностью, содержанием приобретаемых на учебных занятиях знаний, умений от преподавателей, а также собственным поиском студентами способов успешной адаптации к требованиям современного рынка труда. Получая из различных источников сведения о том, какими навыками должен обладать желаемый работодателями специалист, студенты организуют свою образовательную практику. Однако складывающиеся в процессе обучения в вузе представления могут не соответствовать реальным требованиям работодателей. Поэтому возникла необходимость изучения и сравнения мнений руководителей производств и тех, кто через год-два станет претендовать на вакантные места различных предприятий страны, по поводу востребованного на рынке труда молодого специалиста. Методы анкетирования и глубинного интервью среди двух категорий респондентов позволяют получить сведения (1) о наиболее распространенных представлениях относительно необходимых для молодого специалиста качеств, (2) о мотивировке мнений относительно значимости того или иного индикатора уровня его подготовки к работе на современном производстве. Результаты исследования показали, что существует частичное, примерно на 30 %, совпадение представлений студентов с требованиями работодателей. Пока студенты не осознают в полной мере важность знания передовых технологий, техники, применяемой за рубежом и на отечественных предприятиях; постоянного самообразования, дисциплинированности; умения работать с научной и технической литературой на иностранном языке; наличия глубоких теоретических знаний; способности находить заказы для фирмы. Исходя из этого, требуется внести существенные изменения в содержание образовательного процесса в вузе. Он должен осуществляться методами включения студентов с первого курса в исследование реального состояния различных предприятий, организаций, в которых им, возможно, предстоит работать, а также участия в создании и реализации на них различных инноваций. Последующие исследования проблемы востребованности выпускников вузов на рынке труда могут быть направлены, во-первых, на конкретизацию требований работодателей разных отраслей общественного производства, во-вторых, на выявление возможностей участия конкретных предприятий, организаций в реализации более эффективных методов повышения конкурентоспособности молодых специалистов. Сформулированы практические рекомендации, связанные с включением студентов в постоянную работу в подразделениях промышленных предприятий, муниципальных организаций, начиная с третьего курса, обеспечения чтения лекций, проведения семинаров преподавателями-практиками. Необходимо формировать в течение всех лет обучения компетенции, обеспечивающие выработку способности оперативно решать практические задачи, возникающие у разных групп работодателей в результате появления тех или иных новаций в техническом обеспечении, в условиях труда, организации труда. Следует с конкретными предприятиями, организациями заключать договоры о научном сопровождении студентами и преподавателями того нового, что на них будет внедряться в ближайшие 3-4 года. Новыми в статье являются, во-первых, сравнительные данные о представлениях студентов и работодателей о востребованном в настоящее время (2014 г.) молодом специалисте на рынке труда такого крупного промышленного региона, как Средний Урал, во-вторых, рекомендации по существенному изменению системы обучения студентов путем их непосредственного включения в решение актуальных проблем развития конкретных предприятий и организаций. Изучение каждой учебной дисциплины осуществляется на основе сотрудничества с определенными категориями работодателей. Ценность статьи заключается в раскрытии реальных проблем, которые требуется решать вузам для повышения конкурентоспособности молодых специалистов и обеспечения более полного их соответствия требованиям работодателей.

Об авторах

А. В. Меренков
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


В. С. Шаврин
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Александрова Е. А. Повышение квалификации кадров выгодно работодателю [Электронный ресурс]. URL: http://www.opec.ru/archive/2013/02/1459565.html (дата обращения 12.12.2013).

2. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С. О. Крапивянская, Л. С. Лернер и др.; под ред. С. Н. Чесноковой. М.: ВАКО, 2009. 160 с.

3. Высшие профессиональные школы - «младшие братья» университетов Германии [Электронный ресурс]. URL: http://www.de-portal.com/ru/ucheba-v-germanii/vysshye-professionalnye-shkoly-germanii.html (дата обращения 18.10.2014).

4. Меренков А. В. Методики формирования у школьников навыков самоопределения. Екатеринбург: Сократ, 2006. 184 с.

5. Меренков А. В. Человек между культурой прошлого и будущего // Дискуссия. 2014. № 3. С. 73-74.

6. Меренков А. В., Сивкова Н. И. Проблемы взаимодействия промышленных предприятий с вузами региона глазами социолога // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 2. С. 68-74.

7. Портал федеральных государственных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: www. fgosvo.ru (дата обращения 18.10.2014).

8. Постановление Совмина СССР от 30.12.1959 № 1425 «Об организации заводов-втузов, а также промышленных предприятий и цехов при высших учебных заведениях» [Электронный ресурс]. URL: http://russia.bestpravo.ru/ussr/data03/tex15991.htm (дата обращения 20.10.2014).

9. Салимова Т. А., Ватолкина Н. Ш. Цели и методы управления взаимоотношениями с потребителями вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 2. С. 32-39.

10. Темницкий А. Л. Самостоятельность в работе как фактор формирования субъектности рабочих России // Социологические исследования. 2011. № 12. С. 35-43.

11. Устинова К. А. Сфера образования и рынок труда: проблемы рассогласования // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 96-103.

12. Федотова Л. Н. Общественное мнение как плацдарм для связей с общественностью. М.: Вест-консалтинг, 2010. 476 с.


Для цитирования:


Меренков А.В., Шаврин В.С. Какой специалист востребован на рынке труда: мнение работодателей и студентов. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(1):94-103.

For citation:


Merenkov A.V., Shavrin V.S. What specialist is in demand in the labor market: opinion of employers and students. University Management: Practice and Analysis. 2015;(1):94-103. (In Russ.)

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)