Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Институциональные аспекты модернизации высшей школы Казахстана

Полный текст:

Аннотация

В концептуальном плане рассмотрены институциональные аспекты модернизации казахстанской высшей школы в контексте интеграции в мировое образовательное пространство в соответствии с параметрами Болон-ского процесса. Массовизация высшего образования, развитие платного сектора, недостаточное бюджетное финансирование, растущий дисбаланс между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы, новая парадигма непрерывного образования в течение всей жизни, неблагоприятная демографическая ситуация предопределили сущность и направленность образовательных реформ в Казахстане. Предметом исследования являются стратегические решения и организационные подходы к модернизации казахстанской высшей школы в контексте реализации задач, обозначенных в Государственных программах развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. и индустриально-инновационного развития. В условиях глобального образовательного пространства массовый характер высшего образования выполняет в большей степени функцию социализации, а не профессионализации, что способствует зарождению элементов потребительского общества и негативно отражается на качестве подготовки специалистов. Выявлены институциональные конфликты между системой высшего образования и сферой труда, между расширяющимся рынком образовательных услуг и необходимостью обеспечения приемлемого качества, между платной формой обучения и ненужностью знаний. Анализ показал, что в зарождающемся социальном партнерстве «вуз - работодатель» еще имеет место заформализованность. Нужны системные взаимодействия для выработки требований к квалификационной характеристике выпускников и профессиональным компетенциям. Отмечены нормативно-управленческие риски, обусловленные частой сменой образовательных приоритетов, недостаточной компетентностью управленческих кадров и низкой эффективностью мониторинговых исследований. Основной риск успешной модернизации связывается с недофинансированием высшей школы. Анализируется эффективность существующей Национальной системы оценки качества, отмечена ее избыточность и даны рекомендации по обновлению нормативно-правовой базы лицензионного контроля и усилению роли внешней независимой аккредитации как важнейшего механизма управления качеством.

Об авторах

Ю. Н. Пак
Карагандинский государственный технический университет
Россия


М. В. Погребицкая
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева
Россия


Д. Ю. Пак
Карагандинский государственный технический университет
Россия


Список литературы

1. Бишимбаев В. К. Успех инновационной экономики определяют кадры // Казахстанская правда. 2014. 11 июля.

2. Выступление Министра образования и науки А. Саринжипова на парламентских слушаниях на тему: «О качестве и перспективах подготовки кадров в системе технического и профессионального, высшего образования для отраслей экономики» (г. Астана, 16 мая 2014 года) [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.zakon.kz/4624722-vystuplenie-predsedatelja-mazhilisa-na.html.

3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы: Утв. указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. Астана, 2010.

4. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования. Бакалавриат: Утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080. Астана, 2012.

5. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище: доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века. 1996 [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/download/docs-282653/282653.doc.

6. Ильинский И. М. Российские вузы на переломном этапе // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 5-17.

7. Ищук Т. А. Государственная политика в области образования: экономические аспекты // Экономика образования. 2011. № 1. С. 68-73.

8. Мотова Г. Н. Кому достанется флейта // Аккредитация в образовании. 2012. № 6 (66). С. 14-19.

9. Пак Ю. Н. Образование: Управление качеством -путь к прогрессу // Казахстанская правда. 2014. 30 дек.

10. Пак Ю. Н., Газалиев А. М. Болонский процесс и казахстанские реалии. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2012.417 с.

11. Пак Ю. Н., Пак Д. Ю. Компетентностно-ориентированные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 130-136.

12. Пак Ю. Н., Шильникова И. О., Пак Д. Ю. Профессиональные стандарты - основа проектирования образовательных программ нового поколения // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 2. С. 101-106.


Для цитирования:


Пак Ю.Н., Погребицкая М.В., Пак Д.Ю. Институциональные аспекты модернизации высшей школы Казахстана. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(1):7-16.

For citation:


Pak Yu.N., Pogrebitskaya M.V., Pak D.Yu. Institutional aspects of Kazakhstan higher school modernization. University Management: Practice and Analysis. 2015;(1):7-16. (In Russ.)

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)