Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
Том 21, № 6 (2017)
Скачать выпуск PDF

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ УНИВЕРСИТЕТОВ

6-18 8
Аннотация
В статье анализируются различные подходы и методологические основания для выделения ведущих университетов, университетов-лидеров. Рассмотрены критерии, применяемые при составлении различных рейтингов университетов; выделены четыре идеальные модели и показано, как реальные рейтинги соотносятся с данными моделями. Отмечена тенденция к формированию все более сбалансированных рейтингов, которые учитывают множество аспектов «превосходства» университетов. Рассмотрена также концепция университета мирового класса, предложенная П. Альтбахом, Д. Салми и И. Д. Фруминым. Предлагается концепция «университета фронтира», которая отражает особый тип лидерства университета и тип института развития, адекватный вызовам XXI столетия. Рассматриваются особая позиция, миссия, задача, предметы деятельности университета фронтира. Он выступает субъектом и «площадкой» развертывания новых направлений науки, технологий, социальных практик, которые расширяют горизонт существования человечества, создают принципиально новые возможности познания, производства, социальной и персональной жизни - «задают будущее». В качестве прецедентов - университетов, реализующих идею университета фронтира - рассматриваются Берлинский университет, НИУ Высшая школа экономики, Казанский федеральный университет, Северо-Восточный федеральный университет, Университет Сингулярности (Singularity University).

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ

19-27 1
Аннотация
Статья относится к категории исследовательских статей. Одной из задач менеджмента кадров высшей научной квалификации является совершенствование системы аттестации кадров высшей научной квалификации, где в настоящее время происходит апробация подхода, основанного на предоставлении образовательным организациям права самостоятельного присуждения ученых степеней. Переход к такой системе аттестации должен быть постепенным и опираться на взвешенные решения в части предоставления организациям таких прав. В статье рассматривается проблема формирования перечня показателей из числа показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, а также их пороговых значений для формирования перечня потенциальных образовательных организаций высшего образования, которым может быть предоставлено право самостоятельного присуждения ученой степени. Число возможных показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования превышает сотню. Использование всех показателей представляется нецелесообразным, так как некоторые показатели не влияют на возможность получения права самостоятельного присуждения ученых степеней, другие показатели коррелируют между собой. Для решения проблемы на первом этапе были отобраны 14 наиболее существенных показателей результативности научной деятельности образовательных организаций высшего образования из числа показателей, представленных в отчетах организаций в рамках мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Эти показатели можно распределить по трем группам. На основе данных за 2015 г. был сформирован перечень из образовательных организаций высшего образования, занимающих первые 10 позиций по величине общего интегрального показателя. Для сокращения числа показателей был проведен анализ корреляционной связи показателей внутри каждой из трех групп, по результатам которого из каждой группы было выделено по одному показателю. В ходе исследования применялись методы системного анализа, методы корреляционного анализа. Рейтинг организаций, построенный по трем показателям, продемонстрировал, что снижение размерности данных не повлияло на качество рейтингования. На основе этого был сделан вывод, что три отобранные показателя могут быть рекомендованы для использования при формировании перечня образовательных организаций высшего образования, кому предоставляется право на самостоятельное присуждение ученой степени. Для этих трех показателей были определены их пороговые значения, превышение которых позволит включить организацию в рассматриваемый перечень. Новизна работы заключается в обосновании системы количественных критериев для предоставления университетам права самостоятельного присуждения ученых степеней. Статья представляет интерес для исследователей и практиков в области менеджмента кадров высшей научной квалификации как на уровне образовательных организаций, так и на уровне федеральных органов исполнительной власти.
28-40 8
Аннотация
Эффективность генерации научных знаний в условиях новой экономики приобретает критическое значение для функционирования экономической системы. Университет является основным «производителем» научных знаний и ключевым актором экономической трансформации на каждом уровне анализа (страна, регион, город). Существует множество моделей анализа влияния университетов на региональную экономику. Цель работы состоит в выработке единого инструментария анализа влияния университетов на региональные экономические системы на основе достижений институциональной экономической теории. Методологической основой работы служит модель институциональной конфигурации генерации знаний. Чтобы избежать искусственного разрыва субъектно-объектной связи, проблема анализируется на основе методологического единства субъектов, стейкхолдеров и институтов, а также их взаимосвязей с окружающей средой (географической, политической, социальной, экономической, культурной). Авторы предлагают оригинальную типологию институтов генерации знаний университетами на основе популярной модели корпоративного менеджмента знаний SECI. С помощью данной модели были идентифицированы институты социализации, экстернализации, комбинации и интернализации знания. Был сформулирован ряд показателей, которые могут использоваться для целей индикативного планирования и статистического анализа. Результаты работы могут применяться для проведения дальнейших теоретических и прикладных исследований в области анализа региональных систем высшего образования. Кроме того, модель представляет потенциальный интерес для чиновников в части разработки региональной и национальной образовательной политики.

ЭКОНОМИКА УНИВЕРСИТЕТОВ

41-48 6
Аннотация
Категория: исследовательская статья. Статья посвящена анализу экономических показателей деятельности сети высших учебных заведений Кыргызской Республики и, в частности, одного из крупнейших вузов Кыргызской Республики с 2013 по 2016 гг. Результаты анализа будут применяться при выработке механизма изменения управления финансами структурных подразделений. Планируемое исследование представлено несколькими этапами: первоначально проводится анализ концептуальных документов по развитию образования в Кыргызской Республике, определяющих вектор изменений в системе высшего образования; на следующем этапе рассмотрены статистические данные по Кыргызскому национальному университету как объекту исследования. Целью работы является проведение статистического анализа деятельности факультетов университета для принятия решения в финансовом управлении университетом. Результаты исследования показали, что существуют три группы факультетов: первая имеет фонд заработной платы ниже 50 %, во второй группе фонд заработной платы составляет от 50 % до 100 %, в третьей группе факультетов фонд заработной платы превышает 100 % от доходов. Но университет не может закрыть убыточные факультеты (естественно-научные факультеты), во-первых, из-за обязательств перед студентами, во-вторых, на этих факультетах сосредоточен основной научный потенциал университета. Качественный состав на естественно-научных факультетах составляет 80-90 %. Для стимулирования улучшения экономических показателей предложены конкретные меры по финансовому управлению университетом. Руководство университета должно проводить единую финансовую политику по отношению ко всем факультетам университета, но вместе с тем вуз должен осуществлять дифференциацию по каждому факультету в соответствии с вкладом в общий доход университета. Оригинальность статьи заключается в том, что автор предлагает отказаться от кафедральной системы и перейти к программному управлению учебным процессом, руководителям образовательных программ разрешить самостоятельно формировать штат, что позволит привлекать ведущих ученых и практиков для повышения качества обучения. Руководство университета по итогам анализа может предоставить преференции экономически наиболее эффективным образовательным программам, а программам, показавшим низкую эффективность, предоставить дотации на ограниченный период с предупреждением, что по истечении этого срока дотации прекратятся, а заработная плата преподавателей будет рассчитываться в соответствии с доходами программы. Результаты исследования будут использованы в построении экономико-математического инструментария управления вузами. Применение такого инструментария управления вузами позволяет решать следующие задачи: - осуществлять научно обоснованное прогнозирование изменения количественных проявлений факторов внешней среды; - получить обоснованную информационную базу для планирования деятельности вуза; - привязать показатели эффективности деятельности вуза к механизмам мотивации персонала с точки зрения перспективы решения долгосрочных задач вуза.
49-57
Аннотация
Данная публикация относится к категории кейсов. Основной целью разработки является создание методов и алгоритмов финансового анализа и управления образовательным и научно-исследовательским процессами в университетах. В предыдущих работах авторов была построена оригинальная финансово-математическая модель бюджетирования структурных подразделений вузов на основе учебно-финансовых планов образовательных программ. В ее основе лежит методика нормативно-подушевого финансирования деятельности образовательных организаций по реализации государственного задания. Кроме того, были разработаны и уже получили практическое внедрение алгоритмы формирования фондов оплаты труда профессорско-преподавательского состава кафедр. Отмечается существенный экономический эффект от внедрения модели, отсутствие нормативно-правовых препятствий ее реализации, а также перспективы ее развития. В данной статье строится финансово-математическая модель финансирования образовательных и научно-исследовательских структурных подразделений, конечной целью которой является достижение основных целевых показателей эффективности работы вуза. Разработанная методика может быть применена в любом университете на основе анализа учебных планов, планов научно-исследовательской работы, программ стратегического развития вуза и его структурных подразделений, а также отчетов о научно-исследовательской работе. Ее внедрение приведет к повышению эффективности организации научно-исследовательского и учебного процессов, формированию финансового механизма реализации долгосрочных научно-исследовательских программ, децентрализации финансово-экономического управления и созданию предпосылок для признания кафедр и научно-исследовательских подразделений в качестве центров финансовой ответственности. Данная модель является естественным развитием метода нормативно-подушевого финансирования образовательной деятельности вузов.
58-67
Аннотация
Статья относится к категории кейсов, описывает опыт реализации финансового планирования в Волгоградском государственном университете. Описан подход к решению практической проблемы повышения внутренней эффективности вуза. Раскрывается суть использованного подхода к финансовому управлению вузом, основанного на бюджетировании, описаны используемые технологии. Предложена новая методическая основа для построения процессов планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности вуза, а также способ построения инфраструктуры обеспечения сбора первичных показателей, расчета показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, а также автоматизации процесса планирования и бюджетирования. Определено место финансового планирования в процессе разработки и реализации стратегии развития университета. Выбрана модель планирования и бюджетирования, разработаны локальные документы, регламентирующие процесс планирования и бюджетирования, разработана архитектура комплексной информационной системы, выполняющей функции поддержки процесса планирования и бюджетирования, определены центры финансовой ответственности, виды планов, доходы и расходы, входящие в планы, сформированы бюджеты центров финансовой ответственности. В результате проведенного исследования была подтверждена эффективность смешанной модели планирования и бюджетирования для регионального автономного университета, а также целесообразность использования собственной системы информационной поддержки процесса финансового планирования.

УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ В ВУЗЕ

68-80 9
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью анализа влияния факторов институционального уровня на результаты экспортной деятельности российских вузов. Для реализации цели исследования проведен эконометрический анализ количественных данных показателей деятельности российских вузов. В выборку исследования вошли 153 вуза из всех округов Российской Федерации. На основе анализа научной литературы по факторам результативности экспорта образования и имеющимся данным о показателях деятельности российских вузов был сформирован список факторов институционального уровня, предположительно оказывающих положительное влияние на результаты экспортной деятельности вузов. Источниками данных для исследования послужили отчеты о самообследовании вузов, данные Мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования и данные статистического сборника «Экспорт российских образовательных услуг». В ходе исследования были выдвинуты и проверены гипотезы о положительном влиянии на показатели результативности экспортной деятельности вузов семи институциональных факторов. Для проверки гипотез исследования был проведен линейный регрессионный анализ данных с применением метода наименьших квадратов. Результаты исследования показали, что рост числа иностранных студентов в вузе связан с реализацией международных программ двух дипломов и диверсификацией образовательных программ. На величину дохода от экспортной деятельности влияют сетевое партнерство с иностранными вузами, реализация программ краткосрочной входящей академической мобильности и уровень коммерциализации обучения иностранных граждан. Популярность бренда вуза в сети Интернет положительно влияет и на численности иностранных студентов, и на доход от их обучения. Не подтвердилась гипотеза о положительном влиянии активности вуза в области реализации программ транснационального образования на результаты экспортной деятельности. Эта форма экспорта недостаточно развита в российских вузах. Значения коэффициентов регрессии по некоторым институциональным факторам значимые, но невысокие. Это указывает на то, что в среднесрочной перспективе вузам не удастся добиться значительного увеличения результативности экспорта только за счет улучшения институциональных показателей деятельности. На экспортную деятельность российских вузов оказывают большое влияние факторы внешней среды. Поэтому только комплексный подход, предполагающий как реализацию мер на государственном уровне, направленных на привлечение иностранных студентов в Россию, так и активные действия вузов в этом направлении, даст положительный результат. Полученные результаты исследования могут представлять интерес для руководителей вузов, поскольку выявленные статистически значимые зависимости указывают на перспективные направления развития вуза, способствующие росту результативности экспорта. В статье рассматривается ограниченное количество факторов. Это обусловлено тем, что некоторые факторы институционального уровня с трудом поддаются количественной оценке, а также обусловлено ограниченностью статистических данных о международной образовательной деятельности российских вузов. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят расширить число анализируемых институциональных факторов и более детально изучить механизм влияния факторов на результаты экспорта вузов.
81-92
Аннотация
Целью обзорной статьи является систематизация и анализ существующего нормативного обеспечения совместных образовательных программ на локальном и государственном уровне, выявление этапов их разработки и реализации, которые требуют дополнительного регулирования. Несмотря на опыт, накопленный вузами России, ключевыми рисками разработки и реализации совместных образовательных программ являются неполнота их нормативного регулирования и значительные различия в его толковании. В статье уточняется сущность и классификация совместных образовательных программ как одного из видов образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Предложены ключевые характеристики совместных образовательных программ: полисубъектность, единый учебный план, синхронность, комплементарность, договорная основа и паритетность. В статье представлены результаты анализа нормативного обеспечения разработки и реализации совместных образовательных программ в вузах России на основе сравнения с европейским опытом, в рамках которого они являются инструментом формирования и развития Европейского пространства высшего образования. Систематизация этапов разработки и реализации совместных образовательных программ, а также нормативных документов локального и государственного уровней позволила выявить, что пока не регламентируются следующие процессы: порядок формирования консорциума партнеров по разработке и реализации совместной образовательной программы, управление программой и обеспечение качества программы. С учетом особенностей функционирования российской системы высшего образования необходима дополнительная регламентация порядка приема студентов на совместные образовательные программы, особенности их финансирования и государственной аккредитации. Вместе с тем вузам предоставлена значительная академическая свобода в вопросах разработки и реализации совместных образовательных программ, обеспечения их качества, что соответствует Европейскому подходу к регулированию высшего образования и требует от вузов определенной зрелости локальных нормативных систем. Представленные в статье результаты могут быть использованы высшими учебными заведениями при формировании и совершенствовании локальных систем нормативного обеспечения совместных образовательных программ. На государственном уровне совершенствование нормативного регулирования таких программ имеет важное концептуальное значение, так как они являются примером перехода от концепции «цепочки создания ценности» к «сети создания ценности», когда партнерство конкурентов на рынке является уже не ресурсом, а механизмом оказания услуг и производства продукции. Поэтому развитие нормативного обеспечения совместных образовательных программ является необходимым шагом для развития новых типов образовательных продуктов и технологий в высшей школе России.
93-100 6
Аннотация
В условиях современного развития, характеризующегося быстрым устареванием знаний, возрастающим уровнем инновационности продуктов и услуг, глобализации экономики, все более важным становится успешное сотрудничество университетов и бизнеса. Государство, которое способствует созданию связей между бизнесом, университетами и правительственными структурами, получает конкурентное преимущество за счет быстрого трансфера новых знаний, созданных при внедрении инновационных продуктов, а компании и исследовательские организации повышают свои шансы развиваться более быстро и эффективно, пользуясь новыми возможностями. Кроме того, существует ряд университетов, которые стали драйверами стратегического развития регионов по причине их роли ключевых поставщиков инноваций в экономике знаний, а также ввиду поддержания связи с представителями промышленности. Целью данного исследования стал сравнительный анализ и выявление наиболее успешных форм сотрудничества высшего образования и бизнеса в России и европейских странах как основы формирования перспективных направлений дальнейшего развития. Информационной базой исследования послужил опрос компаний, проводившийся в странах EMCOSU (Болгария, Венгрия, Польша, Словения, Испания), при участии России в конце 2014 г. в рамках созданного консорциума университетов, а также в других европейских странах. Исследование показало, что есть и общие формы, подходы, и особенности сотрудничества. Выявлены характерные «драйверы» и барьеры взаимодействия университетов и бизнеса для различных стран. Результаты исследования показывают перспективные направления развития сотрудничества университетов и бизнеса в России и в других развивающихся странах.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УНИВЕРСИТЕТЕ: НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

101-113 101
Аннотация
Исследовательская статья посвящена теме апробации и внедрения тьюторской модели современного университета на материале деятельности Национального исследовательского Томского государственного университета. Целью статьи является реконструкция имеющегося опыта тьюторского сопровождения в университете и анализ организационного-управленческих условий реализации тьюторской модели современного университета, участника программы 5-100. Новизна подхода обеспечивается применением комплекса методов: сравнительно-исторического метода, метода диагностики проблемного поля с помощью реконструкции опыта тьюторского сопровождения студентов университета, социологической фокус-группы с представителями трех групп университетского сообщества (обучающиеся, профессорско-преподавательский состав и научно-педагогические работники, административноуправленческий персонал) и модели 7S, позволяющей выявить обязательные организационно-управленческие условия реализации тьюторской модели современного университета. Актуальность исследования связана с глобальной трансформацией системы высшего образования в направлении персонифицированного подхода к субъекту обучения. Университет, прежде претендовавший на построение картины универсума, в сверхсложной модели реальности, при отсутствии системности, ясности и законченности, при противоречивости картины мира претендует на построение универсума в рамках сборки индивидуального профессионального и личностного смысла для конкретного студента с его запросом на такую сборку. Университетская образовательная среда, в которой представлены различные ресурсы современной науки, предоставляет возможность множественных проб в различных областях современного знания, рефлексии своего опыта и, как следствие, осознанного построения индивидуальной образовательной программы. Последовательно в Томском государственном университете реализуется проект создания среды, благоприятной для индивидуализации обучающихся. В июне 2017 г. был проведен ряд исследований актуальной сегодня тьюторской модели современного университета, результаты которых представлены во второй части статьи. В сентябре 2017 г. стартовал проект сопровождения студентов университета с высоким образовательным потенциалом. Таков был заказ ректора в августе, когда в университет было зачислено количество студентов с высоким баллом ЕГЭ, в четыре раза превосходящим обычные показатели. Команда Лаборатории индивидуализации и тьюторства Томского государственного университета в настоящее время реализует проект сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов с высоким образовательным потенциалом. Одновременно команда сетевой международной лаборатории обсуждает прецеденты индивидуализации и тьюторства в современном университетском сообществе. В настоящий момент в России появилось 8 университетов, которые в той или иной манере вводят тьюторское сопровождение, обеспечивая новое качество образования и формируя повестку будущего университетского образования. В третьей части статьи приведены организационно-управленческие условия реализации тьюторской модели современного университета. В заключении делается вывод о потенциале тьюторской модели университета для современной повестки в системе высшего образования.
114-126 2
Аннотация
Цель данной работы - выделение существующих типов интеграции массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в учебный процесс на основе оценки практик, принятых в зарубежных и российских университетах. Помимо этого нами были определены условия, которые необходимы для успешной интеграции онлайн-курсов такого формата в образовательные программы университетов России, и обозначены основные преимущества и ограничения использования МООК в учебном процессе. Для анализа были использованы данные научных публикаций, нормативных документов вузов, официальных сайтов учебных заведений, а также 5 экспертных интервью, проведенных с руководителями и сотрудниками центров по онлайн-обучению ведущих университетов России, являющихся членами Ассоциации «Национальная платформа открытого образования» (НПОО). Анализ опыта интеграции МООК в учебный процесс позволил выделить три основных типа включения онлайн-курсов в образовательные программы: 1) встраивание МООК в смешанный формат обучения, 2) замена части очных курсов образовательной программы на онлайн-дисциплины, 3) создание программы онлайн-магистратуры, в которой все курсы читаются в формате МООК. В зарубежных вузах данная технология обучения становится неотъемлемой частью обучения, тем самым создаются новые условия получения образования. В то же время в российских учебных заведениях широкого распространения данная практика не получила, однако уже существует нормативная база, позволяющая интегрировать МООК в учебный процесс. Это может быть связано, прежде всего, с низкой осведомленностью как вузов, так и студентов о возможности использования онлайн-курсов в рамках учебного процесса. Несмотря на преимущества использования онлайн-курсов, данная практика имеет и свои риски: 1) в исследованиях пока не выявлено единого стандарта по организации курса смешанного формата; 2) отсутствует единый стандарт по оценке качества МООК; 3) пока неясны экономические и образовательные эффекты от интеграции онлайн-курсов в учебный процесс, а также бизнес-модель онлайн-образования; 4) в формат онлайн-курса не могут быть переведены курсы определенной тематики, 5) наблюдается сопротивление со стороны преподавателей относительно интеграции МООК в учебный процесс и их низкая заинтересованность в использовании данных курсов в рамках учебной программы, 6) открытыми остаются вопросы, связанные с правильным подбором МООК, формированием учебного плана с удобными сроками прохождения курса, а также правильным перерасчетом результатов освоения онлайн-курсов. Для обеспечения успешной интеграции МООК в учебный процесс вузов России предлагаются три группы условий, которые необходимы при реализации двух вариантов смешанной модели, модели замены части очных курсов на онлайн-курсы и модели онлайн-магистратуры, полностью основанной на МООК: 1) кадровый состав, 2) администрирование процесса интеграции и 3) функционал онлайн-платформы. Полученные в результате анализа данные могут представлять интерес для руководителей вузов, поскольку являются практическими рекомендациями для реализации интеграции МООК в учебную деятельность. Предложенные условия позволят успешно применять данную образовательную технологию как в селективных, так и в неселективных университетах, открывать новые возможности для применения инновационных методов преподавания на практике.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

127-137 5
Аннотация
Статья-кейс. Цель: определить ключевые проблемы превентологической работы в университете. Дизайн статьи - феноменологический, используются общенаучные методы, анкетирование, опрос. Теоретически и предметно содержание статьи охватывает мировой опыт, а также опыт вузов России, предложения могут быть аппроксимированы на масштаб университетского образования стран СНГ. В результате авторы обосновывают направления превентологической работы в университете, демонстрируя опыт ее организации в Уральском федеральном университете (УрФУ). В последующих исследованиях необходимо определить возрастные, половые особенности дальнейших исследований, возможно более детальное изучение и анализ опыта международной организации превентологической работы в университетах мира. Для практики университетского менеджмента сформулированы направления организации превентологической работы. Ценность статьи - в прикладном использовании полученных результатов: превентологическая работа в вузе должна вестись последовательно и системно.

КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ

138-141
Аннотация
Екатеринбурге 24 ноября 2017 г. прошла научно-практическая конференция «Университеты как пространство инноваций Уральского региона», на которой были представлены модели и механизмы, обеспечивающие реализацию согласованных стратегий развития и повышения конкурентоспособности университетов, предприятий и региона на примере Свердловской области и других регионов Урала. Организаторами мероприятия стало правительство Свердловской области, Уральский федеральный университет при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Важной особенностью конференции было участие в ней не только представителей вузовского сообщества. Системность рассмотрения проблем участия университетов в инновационном развитии обеспечила участие департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства промышленности и науки Свердловской области, Агентства стратегических инициатив, Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, предприятий региона, торгово-промышленной палаты, ряда ведущих предприятий Свердловской области, общественных организаций.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)