Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.076

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью анализа влияния факторов институционального уровня на результаты экспортной деятельности российских вузов. Для реализации цели исследования проведен эконометрический анализ количественных данных показателей деятельности российских вузов. В выборку исследования вошли 153 вуза из всех округов Российской Федерации. На основе анализа научной литературы по факторам результативности экспорта образования и имеющимся данным о показателях деятельности российских вузов был сформирован список факторов институционального уровня, предположительно оказывающих положительное влияние на результаты экспортной деятельности вузов. Источниками данных для исследования послужили отчеты о самообследовании вузов, данные Мониторинга эффективности деятельности организаций высшего образования и данные статистического сборника «Экспорт российских образовательных услуг». В ходе исследования были выдвинуты и проверены гипотезы о положительном влиянии на показатели результативности экспортной деятельности вузов семи институциональных факторов. Для проверки гипотез исследования был проведен линейный регрессионный анализ данных с применением метода наименьших квадратов. Результаты исследования показали, что рост числа иностранных студентов в вузе связан с реализацией международных программ двух дипломов и диверсификацией образовательных программ. На величину дохода от экспортной деятельности влияют сетевое партнерство с иностранными вузами, реализация программ краткосрочной входящей академической мобильности и уровень коммерциализации обучения иностранных граждан. Популярность бренда вуза в сети Интернет положительно влияет и на численности иностранных студентов, и на доход от их обучения. Не подтвердилась гипотеза о положительном влиянии активности вуза в области реализации программ транснационального образования на результаты экспортной деятельности. Эта форма экспорта недостаточно развита в российских вузах. Значения коэффициентов регрессии по некоторым институциональным факторам значимые, но невысокие. Это указывает на то, что в среднесрочной перспективе вузам не удастся добиться значительного увеличения результативности экспорта только за счет улучшения институциональных показателей деятельности. На экспортную деятельность российских вузов оказывают большое влияние факторы внешней среды. Поэтому только комплексный подход, предполагающий как реализацию мер на государственном уровне, направленных на привлечение иностранных студентов в Россию, так и активные действия вузов в этом направлении, даст положительный результат. Полученные результаты исследования могут представлять интерес для руководителей вузов, поскольку выявленные статистически значимые зависимости указывают на перспективные направления развития вуза, способствующие росту результативности экспорта. В статье рассматривается ограниченное количество факторов. Это обусловлено тем, что некоторые факторы институционального уровня с трудом поддаются количественной оценке, а также обусловлено ограниченностью статистических данных о международной образовательной деятельности российских вузов. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят расширить число анализируемых институциональных факторов и более детально изучить механизм влияния факторов на результаты экспорта вузов.

Об авторе

А. В. Меликян
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Bahrainizadeh M., Esmaeilpour M., Aram F. Influence of Intra-Organizational Factors on Export Performance of Exporting Companies, Management and Administrative Sciences Review, 2015, vol. 4, no. 3, pp. 578-592.

2. Harchegani E. K., Solati A., Fataie P. Identifying the Factors Affecting on SMEs’ Export Performance, Applied Mathematics in Engineering, Management and Technology, 2015, vol. 3, no. 3, pp. 390-400.

3. Leonidou L. C., Katsikeas C. S., Samiee S. Marketing Strategy Determinants of Export Performance: A Meta-Analysis, Journal of Business Research, 2002, vol. 55, no. 1, pp. 51-67.

4. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Экспорт российских образовательных услуг: Статистический сборник. Выпуск 6. М.: Социоцентр, 2016. 408 с.

5. Ayse A., Akehurst G. An Investigation of Export Performance Variations Related to Corporate Export Market Orientation, European Business Review, 2003, vol. 15, pp. 5-20.

6. Ross M., Heaney J.-G., & Cooper M. Institutional and Managerial Factors Affecting International Student Recruitment Management, International Journal of Educational Management, 2007, vol. 21, no. 7, pp. 593-605.

7. Gilaninia S., Taleghani M., Gholizadeh D. F. Impact of Managerial Factors on Export Performance of Export Firms, Singaporean Journal of Business Economics and Management Studies, 2013, vol. 1, no. 8, pp. 27-33.

8. Asaad Y., Melewar T., Cohen G., Balmer M. T. Universities and Export Market Orientation: an Exploratory Study of UK Post-92 Universities, Marketing Intelligence & Planning, 2013, vol. 31, no. 7, pp. 838-856.

9. Naidoo V. From Ivory Towers to International Business: Are Universities Export Ready in Their Recruitment of International Students? Journal of Studies in International Education, 2010, vol. 14, no. 1, pp. 5-28.

10. Mpunga H. S. Examining the Factors Affecting Export Performance for Small and Medium Enterprises (SMEs) in Tanzania, Journal of Economics and Sustainable Development, 2016, vol. 7, no. 6, pp. 41-51.

11. Mazzarol T., Soutar G. Push-Pull Factors Influencing International Student Destination Choice, The International Journal of Educational Management, 2002, vol. 16, no. 2, pp. 82-90.

12. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 21.06.2017).

13. Mazzarol T. W. Critical Success Factors for International Education Marketing, International Journal of Educational Management, 1998, vol. 12, no. 4, pp. 163-175.

14. Меликян А. В. Основные характеристики международных сетей университетов // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 100-117.

15. West C. Degrees without Borders, available at: https://www.nafsa.org/_/File/_/ie_julaug15_degrees.pdf (accessed 21.06.2017).

16. Knight J. Are Double/Multiple Degree Programs Leading to «Discount Degrees»? International Higher Education, 2015, no. 81, pp. 5-7.

17. Analysis of Double Degree Programmes between EU and Russian HEIS. Letter of Contract №2009/222440. FINAL REPORT. (Russian version). Prepared by: Snatkin I., Mishin A., Karpukhina E., available at: http://www.vstu.ru/upload/internships/analiz_programm_dvoynyh_diplomov_mezhdu_es_i_rf.doc (accessed 21.06.2017).


Для цитирования:


Меликян А.В. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(6):68-80. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.076

For citation:


Melikyan A.V. INSTITUTIONAL FACTORS AFFECTING THE RESULTS OF EXPORT ACTIVITIES OF RUSSIAN UNIVERSITIES. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(6):68-80. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.076

Просмотров: 273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)