Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ТИПОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ ГЕНЕРАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ УНИВЕРСИТЕТАМИ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.072

Полный текст:

Аннотация

Эффективность генерации научных знаний в условиях новой экономики приобретает критическое значение для функционирования экономической системы. Университет является основным «производителем» научных знаний и ключевым актором экономической трансформации на каждом уровне анализа (страна, регион, город). Существует множество моделей анализа влияния университетов на региональную экономику. Цель работы состоит в выработке единого инструментария анализа влияния университетов на региональные экономические системы на основе достижений институциональной экономической теории. Методологической основой работы служит модель институциональной конфигурации генерации знаний. Чтобы избежать искусственного разрыва субъектно-объектной связи, проблема анализируется на основе методологического единства субъектов, стейкхолдеров и институтов, а также их взаимосвязей с окружающей средой (географической, политической, социальной, экономической, культурной). Авторы предлагают оригинальную типологию институтов генерации знаний университетами на основе популярной модели корпоративного менеджмента знаний SECI. С помощью данной модели были идентифицированы институты социализации, экстернализации, комбинации и интернализации знания. Был сформулирован ряд показателей, которые могут использоваться для целей индикативного планирования и статистического анализа. Результаты работы могут применяться для проведения дальнейших теоретических и прикладных исследований в области анализа региональных систем высшего образования. Кроме того, модель представляет потенциальный интерес для чиновников в части разработки региональной и национальной образовательной политики.

Об авторах

Е. В. Попов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; Институт экономики УрО РАН
Россия


Д. Г. Сандлер
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Н. Г. Попова
Институт философии и права УрО РАН
Россия


Д. М. Кочетков
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; Институт экономики УрО РАН
Россия


В. И. Баженова
Министерство образования и науки Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Sirotin V., Arkhipova M., Egorov A. Capitalization of Professional Knowledge in Economies with Different Level of Innovation Development. In: Loue C., Ben Slimane S. (eds), Proceedings of the 12th European Conference on Innovation and Entrepreneurship, Paris, 2017, pp. 628-637.

2. Egorov A., Leshukov O., Gromov A. The Role of Universities in Economic Development of Russian Regions [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/lib/data/access/ram/ticket/85/15154278010613b16966e7cdc51974e30fe8f19baa/41EDU2017.pdf (дата обращения: 10.10.2017).

3. Отдельные аспекты развития российских университетов: региональная специфика, рейтинги, формирование образовательных траекторий / Г. А. Агарков, И. А. Гурбан, В. А. Кокшаров [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. 172 с.

4. Карпов А. О. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58-76.

5. Фролов Д. П. Методологический институционализм 2.0: от институтов к институциональным конфигурациям // Вопросы экономики. 2016. № 7. С. 147-160.

6. Froumin I., Kuzminov Y., Semyonov D. Institutional Diversity in Russian Higher Education: Revolutions and Evolution, European Journal of Higher Education, 2014, vol. 4, iss. 3, pp. 209-234.

7. Rogers E. M. Diffusion of Innovations. N. Y.: Free Press, 2003. 576 p.

8. Dissanayake W. Understanding the Role of Environment in Knowledge Generation and Use: a Plea for Hermeneutical Approach, Social Science Information, 1985, vol. 24, no. 3, pp. 625-649.

9. Gadamer H.-G. Hermeneutics and Social Science, Cultural Hermeneutics, 1975, no. 2, pp. 307-316.

10. North D. C. Institutions, Institutional Change, and Economic Performance. Cambridge University Press, 1990. 159 p.

11. Nelson R. R. Routines. In: Hodgson G., Samuels W., Tool M. (eds), The Elgar companion to institutional and evolutionary economics. Vol. 2, Aldershot, 1994, pp. 249-253.

12. Searle J. The Construction of Social Reality. N. Y.: Free Press, 1995. 241 p.

13. Scott W. R. Institutions and Organizations. Ideas, Interests and Identities. Thousand Oaks: Sage, 1995. 360 p.

14. Denzau A. T., North D. C. Shared Mental Models: Ideologies and Institutions, Kyklos, 1994, vol. 47, iss. 1, pp. 3-31.

15. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. Oxford University Press, 1995. 304 p.

16. Alavi M., Leidner D. E. Knowledge Management and Knowledge Management Systems: Conceptual Foundations and Research Issues, MIS Quarterly, 2001, vol. 25, no. 1, pp. 107-136.

17. Sawhney M., Prandelli E. Communities of Creation: Managing Distributed Innovation in Turbulent Markets, California Management Review, 2000, vol. 42, no. 4, pp. 25-54.

18. Prichard C., Hull R., Chumer M., Willmott H. Managing knowledge: Critical investigations of work and learning. London: Macmillan Press, 2000. 255 p.

19. Johnson A. M. A Guide for Early Career Researchers. Amsterdam: Elsevier B. V., 2011. 118 p.

20. Коржуев А. В., Попков В. А. Кадры науки, культуры, образования. Подготовка преподавателя высшей школы // Педагогика. 2000. № 7. С. 53-58.

21. Резник С. Д. Формирование компетенций преподавательского и управленческого корпуса вузов России: опыт, проблемы, методическое обеспечение // Alma Mater. 2010. № 6. С. 70-76.

22. Kozlowski S. W. J., Bell B. S. Work Groups and Teams in Organizations. In: Borman W. C., Ilgen D. R., Klimoski R. J. (eds) Handbook of Psychology: Industrial and Organizational Psychology, London, 2003, pp. 333-375.

23. Davis B. 97 Things Every Project Manager Should Know: Collective Wisdom from the Experts. Sebastopol: O’Reilly Media, 2009. 252 p.

24. Khatri N., Brown G. D., Hicks L. L. From a Blame Culture to a Just Culture in Health Care, Health Care Management Review, 2009, vol. 34, iss. 4, pp. 312-322.

25. ChiregiM., Navimipour N. J. A New Method for Trust and Reputation Evaluation in the Cloud Environments Using the Recommendations of Opinion Leaders’ Entities and Removing the Effect of Troll Entities, Computers in Human Behavior, 2016, no. 60, pp. 280-292.

26. Park J.-G., Lee J. Knowledge Sharing in Information Systems Development Projects: Explicating the Role of Dependence and Trust, International Journal of Project Management, 2014, vol. 32, iss. 1, pp. 153-165.

27. Aghdam S. M., Jafari Navimipour N. Opinion Leaders Selection in the Social Networks Based on Trust Relationships Propagation, Karbala International Journal of Modern Science, 2016, vol. 2, iss. 2, pp. 88-97.

28. Yuan M., Zhang X., Chen Z., Vogel D. R., Chu X. Antecedents of Coordination Effectiveness of Software Developer Dyads from Interacting Teams: An Empirical Investigation, IEEE Transactions on Engineering Management, 2009, vol. 56, iss. 3, pp. 494-507.

29. Huang C. H., Huang I. C. The Moderating Effect of Co-Workers’ Reactions on Social Ties and Knowledge Sharing in Work Teams, International Journal of Learning and Intellectual Capital, 2008, vol. 6, iss. 1-2, pp. 156-169.

30. Chuang C.-H., Jackson S. E., Jiang Y. Can KnowledgeIntensive Teamwork Be Managed? Examining the Roles of HRM Systems, Leadership, and Tacit Knowledge, Journal of Management, 2016, vol. 42, iss. 2, pp. 524-554.

31. Austin A. E. Faculty Cultures, Faculty Values, New Directions for Institutional Research, 1990, no. 68 (Winter), pp. 61-74.

32. Kim S., Ju B. An Analysis of Faculty Perceptions: Attitudes towards Knowledge Sharing and Collaboration in an Academic Institution, Library & Information Science Research, 2008, vol. 30, iss. 4, pp. 282-290.

33. Grigsby R. K., Kirch D. G. Faculty and Staff Teams: a Tool for Unifying the Academic Health Center and Improving Mission Performance, Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges, 2006, vol. 81, no. 8, pp. 688-695.

34. Sanfilippo F., Bendapudi N., Rucci A., Schlesinger L. Strong Leadership and Teamwork Drive Culture and Performance Change: Ohio State University Medical Center 2000-2006, Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges, 2008, vol. 83, no. 9, pp. 845-854.

35. Anderson K. M., Aydin A. A., Barrenechea M., Cardenas A., Hakeem M., Jambi S. Design Challenges/ Solutions for Environments Supporting the Analysis of Social Media Data in Crisis Informatics Research. In: 2015 48th Hawaii International Conference on System Sciences, IEEE, 2015, pp. 163-172.

36. Schreck T., Keim D. Visual Analysis of Social Media Data, Computer, 2013, vol. 46, iss. 5, pp. 68-75.

37. Nicholls J. Everyday, Everywhere: Alcohol Marketing and Social Media - Current Trends, Alcohol and Alcoholism, 2012, vol. 47, iss. 4, pp. 486-493.

38. Ceron A., Curini L., Iacus S. M., Porro G. Every Tweet Counts? How Sentiment Analysis of Social Media Can Improve our Knowledge of Citizens’ Political Preferences with an Application to Italy and France, New Media & Society. 2014, vol. 16, no. 2, pp. 1-19.

39. Sobkowicz P., Kaschesky M., Bouchard G. Opinion Mining in Social Media: Modeling, Simulating, and Forecasting Political Opinions in the Web, Government Information Quarterly, 2012, vol. 29, iss. 4, pp. 470-479.

40. Kochetkov D., Larionova V. The Changing Role of Universities in Economic Growth. In: Proceedings of the 11th European Conference on Innovation and Entrepreneurship, The JAMK University of Applied Science, 2016, pp. 389-397.

41. Dessibourg O. La Suisse, carrefour de la circulation des cerveaux, Le Temps, 2012, Thursday 15 November, p. 14.

42. Шорич М., Филатова И. «Утечка мозгов» из России: куда и почему уезжают специалисты [Электронный ресурс]. URL: http://dw.com/p/2Yujm (дата обращения: 01.06.2017).

43. Быстрова Т. Ю., Ларионова В. А., Осборн М., Платонов А. М. Внедрение системы открытого электронного обучения как фактор развития региона // Экономика региона. 2015. № 4 (44). С. 226-237. vanie obrazovatel’nykh traektorii [Some Aspects of the Development of Russian Universities: Regional Specificity, Ratings, the Formation of Educational Trajectories], Ekaterinburg, Ural University Press, 2017. 172 p.


Для цитирования:


Попов Е.В., Сандлер Д.Г., Попова Н.Г., Кочетков Д.М., Баженова В.И. ТИПОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ ГЕНЕРАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ УНИВЕРСИТЕТАМИ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(6):28-40. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.072

For citation:


Popov E.V., Sandler D.G., Popova N.G., Kochetkov D.M., Bazhenova V.I. TYPOLOGY OF INSTITUTIONS OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE GENERATION BY UNIVERSITIES. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(6):28-40. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.072

Просмотров: 220


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)