Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.073

Полный текст:

Аннотация

Категория: исследовательская статья. Статья посвящена анализу экономических показателей деятельности сети высших учебных заведений Кыргызской Республики и, в частности, одного из крупнейших вузов Кыргызской Республики с 2013 по 2016 гг. Результаты анализа будут применяться при выработке механизма изменения управления финансами структурных подразделений. Планируемое исследование представлено несколькими этапами: первоначально проводится анализ концептуальных документов по развитию образования в Кыргызской Республике, определяющих вектор изменений в системе высшего образования; на следующем этапе рассмотрены статистические данные по Кыргызскому национальному университету как объекту исследования. Целью работы является проведение статистического анализа деятельности факультетов университета для принятия решения в финансовом управлении университетом. Результаты исследования показали, что существуют три группы факультетов: первая имеет фонд заработной платы ниже 50 %, во второй группе фонд заработной платы составляет от 50 % до 100 %, в третьей группе факультетов фонд заработной платы превышает 100 % от доходов. Но университет не может закрыть убыточные факультеты (естественно-научные факультеты), во-первых, из-за обязательств перед студентами, во-вторых, на этих факультетах сосредоточен основной научный потенциал университета. Качественный состав на естественно-научных факультетах составляет 80-90 %. Для стимулирования улучшения экономических показателей предложены конкретные меры по финансовому управлению университетом. Руководство университета должно проводить единую финансовую политику по отношению ко всем факультетам университета, но вместе с тем вуз должен осуществлять дифференциацию по каждому факультету в соответствии с вкладом в общий доход университета. Оригинальность статьи заключается в том, что автор предлагает отказаться от кафедральной системы и перейти к программному управлению учебным процессом, руководителям образовательных программ разрешить самостоятельно формировать штат, что позволит привлекать ведущих ученых и практиков для повышения качества обучения. Руководство университета по итогам анализа может предоставить преференции экономически наиболее эффективным образовательным программам, а программам, показавшим низкую эффективность, предоставить дотации на ограниченный период с предупреждением, что по истечении этого срока дотации прекратятся, а заработная плата преподавателей будет рассчитываться в соответствии с доходами программы. Результаты исследования будут использованы в построении экономико-математического инструментария управления вузами. Применение такого инструментария управления вузами позволяет решать следующие задачи: - осуществлять научно обоснованное прогнозирование изменения количественных проявлений факторов внешней среды; - получить обоснованную информационную базу для планирования деятельности вуза; - привязать показатели эффективности деятельности вуза к механизмам мотивации персонала с точки зрения перспективы решения долгосрочных задач вуза.

Об авторе

Ч. У. Адамкулова
Кыргызский Национальный университет им. Ж. Баласагына
Россия


Список литературы

1. Агранович Б. Л., Похолков Ю. П., Чудинов В. Н., Чучалин А. И. Стратегический менеджмент в техническом университете // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 2. С. 34-43.

2. Адамкулова Ч. У. Реформирование управления системой высшего образования Кыргызской Республики в рамках программы ТЕМПУС // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 4. С. 150-152.

3. Алымбеков К. А., Тешебаева Г. Ы. Интеграционные процессы в экономическом образовании Кыргызстана // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Бизнес и образование: интеграционная модель развития». Новосибирск: НФ РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2014. С. 318-325.

4. Асануулу Т. Формирование системы частного высшего образования в Кыргызстане // ALATOO ACADEMIC STUDIES. 2014. № 2. С. 37-43.

5. Бубнов В. Г. [и др.] Система высшего образования и образовательные стандарты в Кыргызской Республике: аналит. докл. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. 75 с.

6. Дмитриенко И. А. Вопросы финансирования высшего профессионального образования: опыт зарубежных стран [Электронный ресурс]. URL: http://www.ksla.kg/upload/ffle/vestnik/vestnik_2013_3/i_a_dmitrienko.pdf (дата обращения: 03.04.2017).

7. Жолдошбекова Н. Ж. Эффективный менеджмент в системе высшего образования Кыргызской Республики // Вестник Международного университета Кыргызстана. 2015. № 1 (27). С. 77-80.

8. Нур уулу Д. Основные проблемы и перспективы развития высшего образования в Кыргызстане при переходе на двухуровневую систему образования // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2013. Т. 13. № 6. С. 109-113.

9. Обзор экономической эффективности системы образования Кыргызстана. Счетная палата Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://esep.kg/wp-content/uploads/Education-Report.pdf (дата обращения: 01.11.2017).

10. Рыскулуева Ф., Сманалиев К. Перспективы развития высшего образования Кыргызстана: задачи и проблемы присоединения к Болонскому процессу // Региональная конференция Темпус «Высшее образование в Центральной Азии: текущие реформы и перспективы развития» [Электронный ресурс]. URL: http://eacea.ec.europa.eu/tempus/doc/tashkent_ru.pdf (дата обращения: 01.11.2017).

11. Сабырова Г. Ж. Учет, анализ и аудит средств бюджетных программ в высшей школе: теория, методология и практика (на материалах Кыргызской Республики): ав-тореф. дис.. д. э. н. Бишкек, 2015. 49 с.

12. Содиков Н. М., Калдыбаев С. К. Реформы в системе высшего образования Кыргызстана в постсоветский период // Наука, новые технологии и инновации. 2016. № 1. С. 168-171.

13. Тюлюндиева Н. М. Концепция управления бюджетом государства. Бишкек: [б. и.], 2011. 274 с.


Для цитирования:


Адамкулова Ч.У. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(6):41-48. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.073

For citation:


Adamkulova C.U. EVALUATION OF ECONOMIC EFFECTIVENESS OF HIGHER SCHOOL IN IMPROVING THE MECHANISM OF MANAGEMENT. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(6):41-48. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.073

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)