Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ТИПЫ ИНТЕГРАЦИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС УНИВЕРСИТЕТОВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.080

Полный текст:

Аннотация

Цель данной работы - выделение существующих типов интеграции массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в учебный процесс на основе оценки практик, принятых в зарубежных и российских университетах. Помимо этого нами были определены условия, которые необходимы для успешной интеграции онлайн-курсов такого формата в образовательные программы университетов России, и обозначены основные преимущества и ограничения использования МООК в учебном процессе. Для анализа были использованы данные научных публикаций, нормативных документов вузов, официальных сайтов учебных заведений, а также 5 экспертных интервью, проведенных с руководителями и сотрудниками центров по онлайн-обучению ведущих университетов России, являющихся членами Ассоциации «Национальная платформа открытого образования» (НПОО). Анализ опыта интеграции МООК в учебный процесс позволил выделить три основных типа включения онлайн-курсов в образовательные программы: 1) встраивание МООК в смешанный формат обучения, 2) замена части очных курсов образовательной программы на онлайн-дисциплины, 3) создание программы онлайн-магистратуры, в которой все курсы читаются в формате МООК. В зарубежных вузах данная технология обучения становится неотъемлемой частью обучения, тем самым создаются новые условия получения образования. В то же время в российских учебных заведениях широкого распространения данная практика не получила, однако уже существует нормативная база, позволяющая интегрировать МООК в учебный процесс. Это может быть связано, прежде всего, с низкой осведомленностью как вузов, так и студентов о возможности использования онлайн-курсов в рамках учебного процесса. Несмотря на преимущества использования онлайн-курсов, данная практика имеет и свои риски: 1) в исследованиях пока не выявлено единого стандарта по организации курса смешанного формата; 2) отсутствует единый стандарт по оценке качества МООК; 3) пока неясны экономические и образовательные эффекты от интеграции онлайн-курсов в учебный процесс, а также бизнес-модель онлайн-образования; 4) в формат онлайн-курса не могут быть переведены курсы определенной тематики, 5) наблюдается сопротивление со стороны преподавателей относительно интеграции МООК в учебный процесс и их низкая заинтересованность в использовании данных курсов в рамках учебной программы, 6) открытыми остаются вопросы, связанные с правильным подбором МООК, формированием учебного плана с удобными сроками прохождения курса, а также правильным перерасчетом результатов освоения онлайн-курсов. Для обеспечения успешной интеграции МООК в учебный процесс вузов России предлагаются три группы условий, которые необходимы при реализации двух вариантов смешанной модели, модели замены части очных курсов на онлайн-курсы и модели онлайн-магистратуры, полностью основанной на МООК: 1) кадровый состав, 2) администрирование процесса интеграции и 3) функционал онлайн-платформы. Полученные в результате анализа данные могут представлять интерес для руководителей вузов, поскольку являются практическими рекомендациями для реализации интеграции МООК в учебную деятельность. Предложенные условия позволят успешно применять данную образовательную технологию как в селективных, так и в неселективных университетах, открывать новые возможности для применения инновационных методов преподавания на практике.

Об авторах

Т. В. Семенова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


К. А. Вилкова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Hollands F.M., Tirthali D. MOOCs: Expectations and Reality. Columbia University: Teachers College, 2014. 210 p.

2. Sandeen C. Integrating MOOCs into Traditional Higher Education: The Emerging «MOOC 3.0» Era, Change: The Magazine of Higher Learning, 2013, vol. 45, iss. 6, pp. 34-39.

3. Malaysia to Become First Country to Develop Credit Recognition Policy for Online Courses, available at: https://www.nst.com.my/news/2016/01/122766/malaysia-become-first-country-develop-credit-recognition-policy-online-courses (accessed 31.10.2017).

4. IsraelM. J. Effectiveness of Integrating MOOCs in Traditional Classrooms for Undergraduate Students, International Review of Research in Open and Distributed Learning, 2015, vol. 16, no. 5, pp. 102-118.

5. Data Warehouse Specialization MOOC Offers Transfer Credits Courses, available at: https://www.cu.edu/article/data-warehouse-specialization-mooc-offers-transfer-credits (accessed 31.10.2017).

6. Online Master of Science Computer Science (OMS CS), available at: https://www.omscs.gatech.edu/ (accessed 31.10.2017).

7. Hollands F. Why Do Institutions Offer MOOCs? Journal of Asynchronous Learning Network, 2014, vol. 18, no. 3, pp. 1-20.

8. Belanger Y., Thornton J. Bioelectricity: A Quantitative Approach. Duke University’s First MOOC, available at: https://dukespace.lib.duke.edu/dspace/bitstream/handle/10161/6216/Duke_Bioelectricity_MOOC_Fall2012.pdf?sequence=1 (accessed 31.10.2017).

9. Kizilcec R. F. & Brooks C. (2017). Diverse Big Data and Randomized Field Experiments in MOOCs. In: Lang C., Siemens G., Wise A., Gasevic D. (eds.), Handbook of Learning Analytics, [s. l.], Society for Learning Analytics Research, 2017, pp. 211-222.

10. Чамчиян А. О. К вопросу о возможности сочетания МООК и традиционных форм обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014. Т. 1. № 1 (1). С. 339-347.

11. Маковейчук К. А. Перспективы использования курсов в формате МООК в высшем образовании в России. Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 6-3 (37). С. 66-67.

12. Combefis S., Van Roy P. Three-Step Transformation of a Traditional University Course into a MOOC: a LouvainX Experience. In: Experience Track: Proceedings of the European MOOC Stakeholder Summit 2015, Mons, 2015, pp. 76-80.

13. Kloos D., Munoz-Merino J., Munoz-Organero M., Alario-Hoyos C., Perez-Sanagustin M., Ruiperez A., Sanz L. Experiences of Running MOOCs and SPOCs at UC 3M. In: Global Engineering Education Conference (EDUCON), 2014, pp. 884-891.

14. Fox A., Patterson D. A., Ilson R., Joseph S., Walcott-Justice K., Williams R. Software Engineering Curriculum Technology Transfer: Lessons Learned from MOOCs and SPOCs, available at: https://www2.eecs.berkeley.edu/Pubs/TechRpts/2014/EECS-2014-17.pdf (accessed 31.10.2017).

15. Yu C. Challenges and Changes of MOOC to Traditional Classroom Teaching Mode, Canadian Social Science, 2015, vol. 11, no. 1, pp. 135-139.

16. Docq F., Ella H. Why make MOOCs? Effects on On-campus Teaching and Learning. In: Experience Track: Proceedings of the European MOOC Stakeholder Summit 2015, Mons, 2015, pp. 18-20.

17. American Council on Education, available at: http://www.acenet.edu/Pages/default.aspx (accessed 31.10.2017).

18. National College Recommendation Service, available at: http://www.nationalccrs.org/ (accessed 31.10.2017).

19. ECTS Credits for MOOC on Iversity, available at: https://iversity.org/en/pages/moocs-for-credit (accessed 31.10.2017).

20. Alternative Credit Project, available at: http://www.alternativecreditproject.com/ (accessed 31.10.2017).

21. Supply Chain Management Blended Program, available at: http://scm.mit.edu/program/blended-masters-degree-supply-chain-management (accessed 31.10.2017).

22. MicroMasters Program Entry Pathways, available at: http://courses.curtin.edu.au/course_overview/curtin-online/micro-masters-entry-pathways.cfm (accessed 31.10.2017).

23. Master of Computer Science in Data Science, available at: https://online.illinois.edu/mcs-ds (accessed 31.10.2017).

24. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». Приказ об утверждении Регламента зачета результатов освоения онлайн-курсов. Регламент зачета результатов освоения онлайн-курсов [Электронный ресурс]. URL: http://open.spbstu.ru/wp-content/uploads/2016/06/ reglament.pdf (дата обращения: 31.10.2017).

25. Положение о зачете результатов освоения открытых онлайн-курсов в НИ ТГУ [Электронный ресурс]. URL: https://ido.tsu.ru/normdocs/elearning/perezachet. pdf (дата обращения: 31.10.2017).

26. Положение об учете результатов освоения открытых онлайн-курсов в Томском политехническом университете [Электронный ресурс]. URL: http://portal.tpu.ru:7777/eL/normative_base/normative%20base/using_mook.pdf (дата обращения: 31.10.2017).

27. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет». Регламент зачета результатов освоения массовых открытых онлайн-курсов [Электронный ресурс]. URL: http://about.sfu-kras.ru/docs/9653/pdf/557752 (дата обращения: 31.10.2017).

28. МФТИ. Современная комбинаторика. Первая в России онлайн-магистратура [Электронный ресурс]. URL: http://omscmipt.ru/ (дата обращения: 31.10.2017).

29. Onah D., Sinclair J., Boyatt R. Dropout Rates of Massive Open Online Courses: Behavioral Patterns, Proceedings of 6th International Conference on Education and New Learning Technologies, Barcelona, 2014, pp. 5828-5834.

30. By the numbers: MOOCs in 2015, available at: https://www.class-central.com/report/moocs-2015-stats/ (accessed 31.10.2017).

31. By the numbers: MOOCs in 2016, available at: https://www.class-central.com/report/mooc-stats-2016/ (accessed 31.10.2017).

32. Балясин М. А., Семенова Т. В. Вовлечение студентов в онлайн-обучение // Федеральный справочник. Образование в России / под ред. Д. Панкова. М.: АНО «Центр стратегических программ», 2016. Т. 11. С. 290-298.

33. Firmin R., Schiorring E., Whitmer J., Willett T., Collins E. D., Sujitparapitaya S. Case Study: Using MOOCs for Conventional College Coursework, Distance Education, 2014, vol. 35, no. 2, pp. 178-201.

34. Kizilcec R., Saltarelli A., Reich J., Cohen G. Closing Global Achievement Gaps in MOOCs, Science, 2017, vol. 355, no. 6322, pp. 251-252.

35. Semenova T., Rudakova L. Barriers to Taking Massive Open Online Courses (MOOCs), Russian Education and Society, 2016, vol. 58, no. 3, pp. 228-245.


Для цитирования:


Семенова Т.В., Вилкова К.А. ТИПЫ ИНТЕГРАЦИИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС УНИВЕРСИТЕТОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(6):114-126. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.080

For citation:


Semenova T.V., Vilkova K.A. TYPES MOOC INTEGRATION INTO UNIVERSITIES’ EDUCATIONAL PROCESS. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(6):114-126. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.080

Просмотров: 295


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)