Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.077

Полный текст:

Аннотация

Целью обзорной статьи является систематизация и анализ существующего нормативного обеспечения совместных образовательных программ на локальном и государственном уровне, выявление этапов их разработки и реализации, которые требуют дополнительного регулирования. Несмотря на опыт, накопленный вузами России, ключевыми рисками разработки и реализации совместных образовательных программ являются неполнота их нормативного регулирования и значительные различия в его толковании. В статье уточняется сущность и классификация совместных образовательных программ как одного из видов образовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Предложены ключевые характеристики совместных образовательных программ: полисубъектность, единый учебный план, синхронность, комплементарность, договорная основа и паритетность. В статье представлены результаты анализа нормативного обеспечения разработки и реализации совместных образовательных программ в вузах России на основе сравнения с европейским опытом, в рамках которого они являются инструментом формирования и развития Европейского пространства высшего образования. Систематизация этапов разработки и реализации совместных образовательных программ, а также нормативных документов локального и государственного уровней позволила выявить, что пока не регламентируются следующие процессы: порядок формирования консорциума партнеров по разработке и реализации совместной образовательной программы, управление программой и обеспечение качества программы. С учетом особенностей функционирования российской системы высшего образования необходима дополнительная регламентация порядка приема студентов на совместные образовательные программы, особенности их финансирования и государственной аккредитации. Вместе с тем вузам предоставлена значительная академическая свобода в вопросах разработки и реализации совместных образовательных программ, обеспечения их качества, что соответствует Европейскому подходу к регулированию высшего образования и требует от вузов определенной зрелости локальных нормативных систем. Представленные в статье результаты могут быть использованы высшими учебными заведениями при формировании и совершенствовании локальных систем нормативного обеспечения совместных образовательных программ. На государственном уровне совершенствование нормативного регулирования таких программ имеет важное концептуальное значение, так как они являются примером перехода от концепции «цепочки создания ценности» к «сети создания ценности», когда партнерство конкурентов на рынке является уже не ресурсом, а механизмом оказания услуг и производства продукции. Поэтому развитие нормативного обеспечения совместных образовательных программ является необходимым шагом для развития новых типов образовательных продуктов и технологий в высшей школе России.

Об авторах

Е. А. Старожук
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Россия


Н. Ш. Ватолкина
Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Россия


Список литературы

1. Joint Programmes from A to Z. A Reference Guide for Practitioners, available at: http://erasmusplus.kz/attachments/article/96/joint-programmes-from-a-to-z-a-reference-guide-for-practitioners.pdf (accessed 25.06.2017).

2. Guidelines for Quality Enhancement in European Joint Master Programmes, available at: http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/EMNEM_report.1147364824803.pdf (accessed 31.07.2017).

3. Олейникова О. Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 69-79.

4. Райчук Д. Ю. Совместные образовательные программы и области их эффективного использования в интеграционных процессах высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 5. С. 72-78.

5. Ноткина Н. А., Погосян В. А. Совместные международные образовательные программы // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2013. № 3. С. 154-157.

6. The European Higher Education Area 2012: Bologna Process Implementation Report, available at: http://media.ehea.info/file/2012_Bucharest/79/5/Bologna_Process_Implementation_Report_607795.pdf (accessed 25.06.2017).

7. Алтунина В. В. Опыт реализации совместных образовательных программ и программ двойного диплома в Калининградской области // Высшее образование сегодня. 2011. № 2. С. 18-21.

8. Горылев А. И., Камынина Н. Р. Совместные образовательные программы как инструмент единого европейского пространства высшего образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 3 (39). С. 183-189.

9. Грахов В. П., Мохначев С. А., Исакова Н. В., Кислякова Ю. Г., Симакова У. Ф. Особенности реализации совместных образовательных программ двойных дипломов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-10. С. 2162-2168.

10. Зудилова Т. В., Одиночкина С. В. Разработка совместной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Программное обеспечение в ин-фокоммуникациях» // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 5 (71). С. 61-67.

11. Лобов Н. В., Столбов В. Ю., ГитманМ. Б. Сетевое взаимодействие вузов: методика проектирования совместных образовательных программ // Высшее образование сегодня. 2014. № 5. С. 40-45.

12. Муравьева А. А., Горылев А. И. Международные совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3 (84). С. 310-319.

13. Терещенко Т.М., Правдикова А. В. Опыт внедрения и реализации совместных российско-китайских образовательных программ // Педагогическое образование в России. 2016. № 10. С. 38-42.

14. Шуклин Д. А., Левковец Л. Б. Дистанционные образовательные технологии при реализации международных совместных образовательных программ магистратуры // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 111-115.

15. Порва О. В., Пинегина И. Т. Алгоритм разработки и реализации совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнёрами // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2016. № 3 (42). С. 107-114.

16. Маколов В. И., Заботкина В. И. Реализация положений европейских стандартов и рекомендаций по обеспечению качества (ESG) в рамках международных совместных образовательных программ // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 4 (85). С. 446-455.


Для цитирования:


Старожук Е.А., Ватолкина Н.Ш. НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(6):81-92. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.077

For citation:


Starozhuk E.A., Vatolkina N.S. REGULATORY ASPECTS OF IMPLEMENTATION OF JOINT EDUCATION PROGRAMS. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(6):81-92. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.077

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)