Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.071

Полный текст:

Аннотация

Статья относится к категории исследовательских статей. Одной из задач менеджмента кадров высшей научной квалификации является совершенствование системы аттестации кадров высшей научной квалификации, где в настоящее время происходит апробация подхода, основанного на предоставлении образовательным организациям права самостоятельного присуждения ученых степеней. Переход к такой системе аттестации должен быть постепенным и опираться на взвешенные решения в части предоставления организациям таких прав. В статье рассматривается проблема формирования перечня показателей из числа показателей мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, а также их пороговых значений для формирования перечня потенциальных образовательных организаций высшего образования, которым может быть предоставлено право самостоятельного присуждения ученой степени. Число возможных показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования превышает сотню. Использование всех показателей представляется нецелесообразным, так как некоторые показатели не влияют на возможность получения права самостоятельного присуждения ученых степеней, другие показатели коррелируют между собой. Для решения проблемы на первом этапе были отобраны 14 наиболее существенных показателей результативности научной деятельности образовательных организаций высшего образования из числа показателей, представленных в отчетах организаций в рамках мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Эти показатели можно распределить по трем группам. На основе данных за 2015 г. был сформирован перечень из образовательных организаций высшего образования, занимающих первые 10 позиций по величине общего интегрального показателя. Для сокращения числа показателей был проведен анализ корреляционной связи показателей внутри каждой из трех групп, по результатам которого из каждой группы было выделено по одному показателю. В ходе исследования применялись методы системного анализа, методы корреляционного анализа. Рейтинг организаций, построенный по трем показателям, продемонстрировал, что снижение размерности данных не повлияло на качество рейтингования. На основе этого был сделан вывод, что три отобранные показателя могут быть рекомендованы для использования при формировании перечня образовательных организаций высшего образования, кому предоставляется право на самостоятельное присуждение ученой степени. Для этих трех показателей были определены их пороговые значения, превышение которых позволит включить организацию в рассматриваемый перечень. Новизна работы заключается в обосновании системы количественных критериев для предоставления университетам права самостоятельного присуждения ученых степеней. Статья представляет интерес для исследователей и практиков в области менеджмента кадров высшей научной квалификации как на уровне образовательных организаций, так и на уровне федеральных органов исполнительной власти.

Об авторах

С. И. Пахомов
Министерство образования и науки Российской Федерации
Россия


О. В. Кулямин
Министерство образования и науки Российской Федерации
Россия


В. А. Гуртов
Петрозаводский государственный университет; Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия


Л. В. Щеголева
Петрозаводский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»
Россия


Список литературы

1. Шешукова Т. Г., Сергеева Н. В. Формирование системы показателей для оценки эффективности научной деятельности национальных исследовательских университетов // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 4. С. 53-63.

2. Барабанер Х. З., Давыдова О. В. Национальные системы ранжирования учебных заведений // Управленец. 2012. № 11-12 (40). С. 4-8.

3. Паникарова С. В., Власов М. В., Кузнецов П. Д. Оценка научной результативности университетов: институциональный подход // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5. С. 80-89.

4. Самойлов В. А., Громова Н. В., Улитина Е. В. Международные рейтинги университетов - современный инструмент интеграции России в мировое образовательное пространство // Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 95.

5. Лазарев Г. И. Новому содержанию образования -новые рейтинги // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 6. С. 40-45.

6. Задорожнюк И. Е., Киреев С. В. Рейтингование вузов: социологическое обеспечение // Высшее образование в России. 2016. № 11. С. 55-65.

7. Резник С. Д., Юдина Т. А., Камбург В. Г. Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г Белинского. 2012. № 28. С. 488-493.

8. Берлинские принципы ранжирования высших учебных заведений [Электронный ресурс]. URL: http://ireg-observatory.org/en/index.php/berlin-principles-russian (дата обращения: 03.07.2017).

9. IREG-Ranking Audit. Purpose, Criteria and Procedure, available at: http://www.ireg-observatory.org/pdf/IREG_audit.pdf (accessed 03.07.2017).

10. IREG Ranking Audit Manual, available at: http://ireg-observatory.org/en/pdfy/ranking_audith_audit.pdf (accessed 03.07.2017).

11. Тарадина Л. Д. Рейтингование университетов // Отечественные записки. 2013. № 4. С. 256-268.

12. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 03.07.2017).

13. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобрнауки России [Электронный ресурс]. URL: http://statsb.rptnid.ru/ (дата обращения: 03.07.2017).

14. Пахомов С. И., Дмитриев Г. И., Гуртов В. А., Щеголева Л. В. Методика формирования сети диссертационных советов в организациях, находящихся в ведении Минобрнауки России // Высшее образование в России. 2016. № 10. C. 5-15.

15. Шишканова И. А., Пахомов С. И., Гуртов В. А., Пенние И. В. Критерии оценки деятельности диссертационных советов для трансформации национальной сети аттестации кадров ВНК // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4 (77). С. 208-216.

16. В Шанхайский глобальный рейтинг вошли 12 вузов России [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/новости/10295 (дата обращения: 03.07.2017).

17. Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика. Основы эконометрики: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 656 с.


Для цитирования:


Пахомов С.И., Кулямин О.В., Гуртов В.А., Щеголева Л.В. КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(6):19-27. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.071

For citation:


Pakhomov S.I., Kulyamin O.V., Gurtov V.A., Shchegoleva L.V. THE CRITERIAL INDICATORS OF UNIVERSITIES FOR GRANTING TO THEM THE RIGHT TO AWARD ACADEMIC DEGREES. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(6):19-27. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.071

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)