Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 4 (2005)
 
9-17 110
Аннотация
Роль и ответственность институционального уровня управления повышаются, и государство, а также потенциальные инвесторы, хотят видеть вузы эффективными структурами, эффективно и профессионально управляющимися, органично вписывающимися в рыночные отношения. В статье рассматриваются вопросы стратегического управления в университетах, терминологический аспект стратегического управления, концепции стратегий, роль личности руководителя и т. д.
 
18-26 72
Аннотация
Стратегическое планирование принято рассматривать как один из основных способов решения существующих проблем в области высшего образования, как на национальном, так и на институциональном уровне. Целью данной статьи является описание двух основных подходов к стратегическому планированию (комплексного и проблемного) и оценка их практического использования в современных университетах. В описании и оценке выбранных подходов автор опирается как на литературу по стратегическому планированию, так и на свой более чем 30-летний опыт работы, в том числе и в должности руководителя планового отдела одного из крупнейших исследовательских институтов США. Основное внимание в статье уделяется академическому планированию на институциональном уровне.
 
27-38 132
Аннотация
Цель настоящей статьи - описать метод бенчмаркинга, необходимость и условия применения этого метода для российских вузов. Бенчмаркинг может использоваться не только для совершенствования процессов, но и как инструмент стратегического планирования и прогнозирования, поскольку имеет дело с изучением и анализом среды, окружения, тенденций, поиском целей и ориентиров. В данной статье в основном говорится о функциональном бенчмаркинге или бенчмаркинге процесса.
 
38-47 102
Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты лучшей практической адаптации, описываются различные подходы к институционализации практической адаптации в высшем образовании. Авторами анализируются проблемы и подходы воспроизводства практики организации-донора в рамках организации-акцептора.
 
48-55 97
Аннотация
Проблема формирования научно-инновационного потенциала является актуальной, поскольку в научных организациях, в том числе и вузах, происходит вымывание результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных в предшествующие годы с устойчивым финансированием фундаментальной науки. Одной из причин возникновения такой ситуации является то, что в организациях недостаточно уделяется внимание управлению научной деятельностью и развитию инновационных процессов, созданию и совершенствованию систем менеджмента качества, обеспечивающих повышение результативности исследований. В статье предлагается метод управления качеством, направленный на решение проблемы повышения качества научного потенциала организаций при внедрении методов процессного управления для совершенствовании научно-инновационной деятельности.
 
56-59 109
Аннотация
В статье рассматривается опыт участия российских вузов в международных академических программах. По результатам исследования, проведенного в 2004 году в рамках российско-британской программы БРИДЖ (разработка и реализация совместных магистерских программ), российские вузы достаточно успешно реализуют совместные образовательные программы с зарубежными вузами на уровне магистратуры. В статье анализируются дальнейшие перспективы проведения образовательных программ.
 
60-67 64
Аннотация
В статье рассматривается опыт модернизации и развития образования в трех странах - Индии, Китае и Вьетнаме, путем введения в систему образования американской модели двухгодичного обучения, что является небольшой, но важной частью решения непростой задачи преодоления глобальных проблем бедности, безработицы и неравенства. Результатам таких нововведений и посвящена настоящая статья.
 
68-77 105
Аннотация
В статье рассматриваются результаты исследования по изучению опыта зарубежных университетов по дивесификации источников финансирования НИР, анализируются современные тенденции финансирования научно-исследовательской деятельности университетов, определяющие внешнюю среду современного исследовательского университета, а также необходимые организационные и поведенческие изменения на институциональном уровне для эффективной адаптации университета к условиям изменившихся структуры и моделей финансирования научных исследований. Проведенный анализ позволил выделить основные факторы, наличие которых во внешней среде университетов и на их институциональном уровне определяет успех их деятельности в диверсификации источников финансирования НИР.
 
78-80 87
Аннотация
В статье приведены результаты экономического анализа состояния образования на основе внешнего государственного финансового контроля, выявлены существующие проблемы законодательного обеспечения экономики российского образования.
 
81-86 107
Аннотация
В статье рассмотрена эволюция научных взглядов на содержание, назначение, роль финансового обеспечения, его механизмов во внутренней среде вуза с позиции конкретно-исторического подхода, что позволило с правильных теоретических позиций подойти к разработке моделей финансового обеспечения и рациональног их использования на практике в целях развития вуза, приведены основные характеристики подхода к организации финансирования
 
87-97 157
Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты стратегического развития университетского персонала, при этом речь идет не только о развитии академических работников вуза, но и других категорий сотрудников. Авторами предложена модель стратегического развития персонала организации, в основу которой положены основные принципы управления человеческими ресурсами.
 
97-102 130
Аннотация
В статье представлена концепция конфликтов, прямо и косвенно влияющих на качество управленческого труда. С точки зрения этой концепции сформулированы основные характеристики качества управленческого труда, факторы, от которых зависит качество управления, перечислены основные способы управления конфликтами.
 
103-107 141
Аннотация
В статье рассматривается опыт инновационной деятельности Мордовского государственного университета по созданию и развитию университетского комплекса. В статье приводятся результаты системных и маркетинговых исследований востребованных образовательных потребностей внешней среды, анализируется инновационная образовательная деятельность вуза, основанная на диверсификации образоваетльной деятельности во время освоения основных образовательных программ.
 
108-112 103
Аннотация
В статье рассматриваются результаты деятельности совместных академических программ, проблемы обеспечения должного качества обучения по этим программам. Качество совместных программ рассматривается с различных точек зрения - с точки зрения студента, как потребителя данной услуги, вуза, как участника программы, и точки зрения властных структур регионального и федерального уровней. В статье использован опыт участия в международных академических программах некоторых российских вузов.
 
113-119 83
Аннотация
Аудит эффективности - одно из направлений государственного финансового контроля, призван охватывать весь спектр деятельности государства, полный круг бюджетных операций, а также концентрировать внимание на отдельных бюджетных программах и государственных организациях. В статье рассматриваются результаты аудита эффективности проведенных экспериментов по аттестации знаний учащихся в форме елиного государственного экзамена и переходу на финансирование образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием государственных именных финансовых обязательств.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)