Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
Том 21, № 4 (2017)
Скачать выпуск PDF

ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

6-10 4
Аннотация
Интервью главного редактора А. К. Клюева с ректором Донского государственного технического университета Б. Ч. Месхи, ректором Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева С. М. Дмитриевым и ректором Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева О. В. Пилипенко

ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: КОНЦЕПЦИЯ И ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ

11-21 13
Аннотация
2016 г. стал первым этапом реализации программ развития опорных вузов (первая волна конкурсного отбора). В статье дана краткая характеристика проекта, представлены модели опорных университетов, выявлены проблемы в их деятельности, представлен качественный анализ результатов реализации программ развития в 2016 г. на основе материалов мониторинга. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что, помимо выполнения планов в отношении показателей результативности и исполнения дорожной карты, опорные вузы в 2016 г. получили реальные результаты по изменению своего позиционирования в регионе и формированию проактивной позиции в содействии социальноэкономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации, что позволило осуществить запуск процессов по формированию опорными университетами региональной инновационной инфраструктуры: открыть технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием и пр.; инициировать принципиально новые форматы взаимодействия с регионом, нацеленные на развитие местных сообществ, городской и региональной среды; интенсифицировать работу со стратегическими партнерами в субъектах Российской Федерации. Данная статья адресована проектным командам российских университетов.
22-29 15
Аннотация
Исследование представляет собой концептуальную статью. Цель написания статьи - выявление закономерностей развития флагманских университетов, занимающих особое место в национальной системе высшего образования в советское и постсоветское время. Дизайн исследования включает в себя анализ исторических материалов, нормативных документов, отражающих особенности развития высшего образования в советский и в современный периоды. В исследовании выделяется три основных этапа развития флагманских вузов. Для первого этапа было характерно развитие флагманских вузов в условиях прямого администрирования со стороны государства, когда «флагманская роль» вузов ограничивалась особым местом в системе образования. Следующий этап предполагал снижение особой роли флагманских университетов в условиях автономии вузов и резкого сокращения государственного вмешательства (1990-е гг.). В современное время развитие флагманских вузов происходит в условиях вмешательства государства для создания новой структуры образовательной сети (2000-е гг.- настоящее время). В этот период возникает два типа флагманских вузов: многопрофильные университеты, в которых глобальная исследовательская миссия сочетается с миссией развития крупного мегарегиона; инфраструктурные вузы, становящиеся драйверами развития регионов. В дальнейшем при проведении исследований представляется целесообразным провести серию интервью с представителями руководства флагманских университетов, руководителями органов управления образования для выявления качественных характеристик развития указанных университетов в контексте задач развития национальной системы образования.

ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОПОРНЫХ ВУЗОВ

30-40 19
Аннотация
Предлагаемая статья относится к категории исследовательских статей и рассматривает опыт зарубежных стран по инициации и поддержанию сетевого взаимодействия между вузами в рамках международной деятельности. Цель написания статьи состоит в демонстрации мирового опыта сетевого взаимодействия вузов с помощью выделенной классификации моделей сетевого взаимодействия. По мнению авторов статьи, определение критериев и типов, значимых для классификации, будет способствовать созданию и продвижению сетевых взаимодействий в образовательных организациях. Авторами статьи были выделены критерии классификации сетевого взаимодействия, описанные с учетом анализа существующих сетевых международных стратегических партнерств. Анализ деятельности сетевых совместных университетов показал, что их развитие и широкое распространение возможно в случае благоприятного образовательного законодательства в странах, где они базируются, а также при условии государственной поддержки национальным вузам, инициирующим и развивающим сетевое взаимодействие. Развитие сетевого взаимодействия и совместных образовательных программ стало частью стратегии интернационализации вузов во всем мире. Первоначально появившиеся в последнее десятилетие ХХ века сетевые университеты и совместные образовательные программы в настоящее время функционируют в большинстве университетов мира, их количество растет ежегодно. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были впервые введены нормы, касающиеся функционирования совместных образовательных программ и сетевого взаимодействия вузов. Вместе с тем при практической реализации совместных университетов и совместных программ (как и при их открытии и создании) остаются нерешенные вопросы, связанные с нормативными, организационными, содержательными и финансовыми аспектами. Таким образом, исследование успешно функционирующих моделей сетевого взаимодействия и совместных образовательных программ представляется актуальной темой. Статья может быть полезна руководству российских вузов, где развивается сетевое взаимодействие и / или планируется развивать различные направления сетевого взаимодействия в будущем.
41-52 12
Аннотация
Основная цель представленной исследовательской статьи состоит в анализе социально-экономического положения регионов, в которых происходит формирование и становление опорных университетов. В настоящее время все больше споров возникает по вопросам целесообразности формирования опорных университетов. С одной стороны, есть противники такой реформы, считающие укрупнение университетов бесполезной работой, с другой стороны, есть сторонники, которые считают, что полученная система университетов позволит устранить неэффективные вузы в регионах и сделает систему высшего образования наиболее эффективной для регионов. Статья направлена на обоснование необходимости создания опорных университетов с учетом статистических данных, представленных на официальных источниках, и анализа реального положения регионов. Сбор аналитических данных по социально-экономическому положению регионов позволил сформировать устойчивое мнение о необходимости создания опорных университетов, а также предложить на основе анализа отраслевую принадлежность для университета в каждом регионе. Данный мониторинг поможет выбрать наиболее перспективные направления развития университета и его возможность аккумулирования ресурсов для развития территории. В настоящей статье использованы методы анализа и сравнения. Она охватывает следующие позиции: внутристрановые рейтинги регионов, документы строгой отчетности, социально-экономические показатели развития регионов, сайты опорных университетов, анализ отчетов по самообследованию опорных университетов, стратегии развития опорных университетов. Результаты исследовательской статьи доказывают целесообразность формирования опорных университетов. Выводы основываются на проведенном анализе социально-экономических показателей регионов (миграционный прирост, численность населения, численность трудоспособного населения, структура доходов населения, структура ВВП регионов, коэффициент ликвидации / рождаемости организаций и др.), в которых формируются опорные университеты. Данная статья может служить методическим материалом руководителям опорных университетов для формирования траектории и дальнейшего развития в соответствии с потребностями регионов, а также понимания проблемных отраслей и создания благоприятных условий с целью развития (например, предпринимательская сфера). Данное исследование необходимо продолжить в аспекте становления и развития опорного университета, его влияния на развитие территории. В настоящее время реализуются только первые шаги на пути становления и формирования опорных университетов, именно это является главным ограничением в проведении анализа результатов деятельности. Главная задача данной статьи заключалась в анализе данных, который бы на уровне «цифр» показывал необходимость создания опорных университетов и самим университетам помогла осознать их важную роль в развитии территории. Особенную ценность данная статья представляет для опорных университетов, у которых есть необходимые ресурсы главная цель которых заключается в становлении университета как точки (драйвера) развития территории, где они находятся. Оригинальность данной статьи состоит в подробном рассмотрении социально-экономических показателей регионов, анализе основных показателей университетов, статья носит информативный характер, а также помогает определить направление развития и перспективные отрасли для становления университета и региона, где он располагается. Данная тема до настоящего времени не была детально исследована, что подтверждает актуальность представленного исследования.
53-62 8
Аннотация
Данная исследовательская статья посвящена проблемам апробации и использования методологии оценки эффективности региональных экономических систем и сферы высшего образования. Цель исследования заключается в обосновании показателей для оценки влияния университетов на региональное инновационное развитие. Анализ инструментов измерения уровня инновационного развития, наиболее распространенными из которых являются индексы регионального инновационного развития, позволяет сделать вывод о том, что при всей их аналитической ценности для оценки эффективности и качества инновационного развития, мониторинга и оценки инвестиционных перспектив, целей и результатов государственной инновационной политики необходима разработка специальных индикаторов. Оценку вклада университета в инновационное развитие предлагается базировать на методологии Data envelopment analysis, которая позволяет сравнить деятельность сложных экономических систем на основе анализа Inputs и Outputs и недискретных параметров функционирования этих систем. Региональная инновационная система и университет как актор этой системы представляют собой сложно организованную экосистему, в которой преобразовываются переменные параметров Input «входа» - факторы инновационного развития в получаемые переменные параметров Output «выхода» - результаты инновационной деятельности. Деятельность исследуемого сложного объекта со множеством Inputs и Outputs анализируется в окружающей его среде функционирования и сопоставляется с другими акторами. На основе DEA возможно построить матрицу, если распределить имеющиеся данные по трем категориям: ресурсы, результаты, негибкие параметры с использованием Индекса Малкмиста и получить выводы об эффективности региональной инновационной системы. Возможно также оценить вклад университета в инновационное развитие региона с использованием тезиса о том, что сравнительно более эффективен тот регион, который получает больше результатов при относительно одинаковом количестве ресурсов. Вклад университетов в инновационное развитие территории их размещения определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие: уровень инновационного развития региона, уровень инновационного потенциала региона, уровень интеллектуального потенциала университета для развития региона. Для их оценки общедоступные показатели Росстата, характеризующие деятельность университетов и инновационное развитие российских регионов по статистической оценке уровня технологического развития отраслей экономики и науки, инноваций, передовых производственных технологий, рост которых можно однозначно трактовать как свидетельство позитивного уровня инновационного развития региона, проклассифицированы с представленных выше позиций на Input и Output показатели, а также определены критерии эффективности системы. Разработка подобных методов оценки эффективности региональной инновационной системы и вклада (вовлеченности) университетов в региональное развитие позволит изучать различные аспекты деятельности региональных университетов, создавая инструментарий оценки их потенциала в содействии региональному инновационному развитию. Представляется перспективным применение описанного подхода к исследованию роли и потенциала социальных институтов регионального развития и инновационных региональных систем, активизации инновационной деятельности ее субъектов, для использования при оценке и выработке механизмов повышения эффективности университетов и ранжировании регионов, что важно при стратегическом планировании инновационных региональных стратегий и позволяет более эффективно реализовывать инновационную политику в регионах.
63-75 22
Аннотация
Статья подготовлена по материалам исследования конкурентоспособности российских университетов с различным статусом: университетов-участников Проекта 5-100, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, классических университетов Приволжского федерального округа, опорных университетов первой и второй волны. На современном этапе развития системы высшего образования Российской Федерации уже накоплен практический опыт повышения конкурентоспособности университетов, который важен для задействования потенциала модернизации деятельности вузов в процессах эффективного регионального развития. Целью данной исследовательской статьи является сравнительная оценка конкурентоспособности различных групп опорных университетов первой и второй волны на основе бенчмаркингового анализа с использованием данных мониторинга эффективности вузов 2017 г. и данных Национального рейтинга университетов 2017 года, сформированного группой «Интерфакс». Результаты исследования позволили выявить проблемные зоны, снижающие конкурентоспособность исследованных опорных университетов на национальном рынке высшего образования. По результатам исследования было установлено, что по итогам первого года реализации программ развития опорных университетов первой волны наблюдается снижение усредненных баллов общего рейтинга и частных рейтингов, формируемых в рамках Национального рейтинга университетов. Результаты корреляционного анализа показали, что по итогам первого года реализации программ развития опорных университетов первой волны наблюдается усиление влияния эффектов модернизации деятельности на позиции университетов в Национальном рейтинге университетов и их конкурентоспособность. Проведенные исследования показали недостаточную конкурентоспособность группы опорных университетов второй волны (в сравнении с другими названными группами университетов). Проведенное автором исследование не претендует на полноту картины относительно всей группы потенциальных опорных университетов России, так как охватывает лишь победителей конкурсов по созданию опорных университетов 2015 и 2017 гг. Вместе с тем проведенное исследование позволяет сформировать основные направления повышения конкурентоспособности опорных университетов. Новизну и оригинальность статьи составляют следующие аспекты: а) постановка новой задачи - совершенствование механизмов управления конкурентоспособностью университетов на основе задействования резервов надуниверситетских, в том числе региональных, уровней управления; б) предложенный подход к ее решению на основе обобщения лучших практик взаимодействия акторов региональных инновационных систем, в которые включены опорные университеты; в) предложенная концептуальная модель модернизации основных направлений деятельности опорных университетов в контексте повышения их конкурентоспособности. Практическая значимость исследования определяется тем, что менеджеры опорных университетов получают механизм оценки и повышения конкурентоспособности, который должен быть поддержан гармонизацией с механизмами сравнительных оценок конкурентоспособности регионов (для оценки влияния опорных университетов на их социально-экономическое развитие), развитием механизмов проектного управления (в целях повышения эффективности управления стратегическими проектами университетов, модернизации образовательной деятельности на основе внедрения проектно-ориентированного обучения, модернизации научно-исследовательской и инновационной деятельности с использованием потенциала государственно-частного партнерства), внедрением механизмов ценностно-ориентированного управления (для повышения эффективности задействования человеческого капитала университетов и регионов), развитием механизмов взаимодействия с акторами региональных инновационных систем (в целях максимального использования потенциала региональных инновационных и экономических систем). Статья представляет попытку оценить конкурентоспособность отечественных опорных университетов и установить на этой основе пути ее повышения. Работа может представлять интерес для исследователей системы высшего образования в контексте совершенствования подходов к университетскому управлению.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ОПОРНЫХ ВУЗОВ

76-83 6
Аннотация
Статья по типу исследовательская. Целью написания статьи является адаптация существующего механизма анализа безубыточности промышленных предприятий для целей управления современными вузами. Потребность в данном инструменте обусловлена кризисными явлениями в экономике вузов, возникшими за счет падения контингента из-за демографической ситуации в стране. Наиболее целесообразным, по мнению авторов, является использование механизмов именно многокомпонентного анализа безубыточности, так как современные вузы осуществляют широкий спектр образовательных услуг (различные направления подготовки, уровни подготовки, формы обучения и т. д.). Методологический инструментарий многокомпонентного анализа безубыточности предполагает анализ ассортиментных сдвигов и учет их влияния на положение точки нулевой прибыли. Важным аспектом в представленной статье является понимание того, что управлять необходимо не одним параметром (например, безубыточным объемом студентов в студенческой группе), а всеми параметрами безубыточности одновременно. Использование данного инструментария позволит создать ряд интегральных показателей, характеризующих условия безубыточной деятельности вузов. Только в этом случае возможно эффективное управление современными вузами с использованием механизмов анализа безубыточности. Внедрение предложенных авторами подходов к анализу безубыточности в вузах позволит руководству вузов сохранить имущественный комплекс, материально-техническую базу, кадровый и научный потенциал, а также в ряде случаев и социальную инфраструктуру. Областью применения результатов проведенного исследования является планирование финансово-хозяйственной деятельности вузов. Важным аспектом деятельности любого хозяйствующего субъекта является его эффективность, выражающаяся в форме прибыли, которую он может направить на усиление своих конкурентных позиций на рынке. Данное утверждение актуально и для высших учебных заведений. Несмотря на то что они являются бюджетными структурами, основной целью их деятельности с позиции финансовых аспектов является безубыточность с постепенным переходом к прибыльности. Принципиальное различие для указанных организаций заключается в механизме распределения прибыли. Следовательно, для современных высших учебных заведений целесообразным является внедрение анализа безубыточности на базе информационных систем управленческого учета. С учетом изначального использования анализа безубыточности для целей управления промышленными предприятиями, в современных условиях развития рыночных отношений анализ безубыточности становится инструментом управленческого учета в других сферах и отраслях экономической жизни. Так, согласно Ч. Хорнгрену, «CVP-анализ можно применять в промышленных предприятиях, организациях сферы услуг и некоммерческих организациях. Критерий применения CVP-анализа - это измерение их объема деятельности» [1]. Очевидно, что сфера образовательной деятельности не является исключением. Основной целью анализа безубыточности для целей управления вузами в условиях жесткой конкуренции, обусловленной демографической ситуацией в стране, является сохранение имущественного комплекса, материально-технической базы, кадрового и научного потенциала, социальной инфраструктуры [2, 3]. В перечисленных условиях возникает задача управления безубыточностью вуза путем расчета параметров безубыточности.
84-97 12
Аннотация
В статье представлены концептуальные основания и стратегии становления вуза как предпринимательского, а также описаны практические действия в рамках данной стратегии (на примере Костромского государственного университета). Показано, что ключевым видом деятельности в таком случае станет адаптация и трансфер технологий. На основе анализа социально-экономического положения районов Костромской области определяются ключевые технологии и продукты, которые будут востребованы в Костромской области; описывается процесс трансформации основных видов деятельности университета с целью перехода на модель предпринимательского университета. По результатам стратегического планирования разработаны модели различных видов деятельности университета, обеспечивающие трансформацию Костромского государственного университета в предпринимательский вуз. Полученные модели могут быть также использованы другими университетами. Комплекс моделей и сформулированные на их основе практикоориентированные рекомендации, представляют интерес для практиков и исследователей проблем модернизации высшего образования, так как позволят университетам успешно пройти трансформацию с целью соответствия современным тенденциям развития высшей школы.
98-105 22
Аннотация
Данная статья носит исследовательский характер и направлена на выявление проблем и перспектив развития механизма коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности университетов на основе создания ими малых инновационных предприятий. В основе исследования лежит анализ механизма создания и функционирования малых инновационных предприятий, выполненный на базе эмпирических данных Донского государственного технического университета. Применяемые методы системного и ситуационного анализа повышают объективность полученных результатов. Показано, что основные проблемы функционирования малых инновационных предприятий имеют организационный и финансовый характер. Перспективы малых инновационных предприятий видятся в развитии инновационных экосистем университетов, позволяющих сформировать необходимую среду для их функционирования и повысить их привлекательность. Полученные результаты исследования могут быть полезны руководителям университетов и представителям органов государственной власти при актуализации или разработке ими программ и стратегий развития.
106-115 14
Аннотация
Представленный в статье кейс описывает опыт Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) как крупнейшего опорного вуза Европейского Севера России по поиску механизмов расширения его участия в стратегическом освоении Арктический зоны России путем подготовки кадров по востребованным специальностям / направлениям подготовки. Уже в настоящее время по ряду востребованных профессий в Арктической зоне России отмечается дефицит высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, который в будущем, когда арктические проекты наберут свою силу, будет только возрастать. Это обуславливает необходимость вовлечения в подготовку кадров для Арктики не только арктических университетов, но и вузов других регионов. В основе исследования - сопоставительный анализ перечня дефицитных востребованных арктических профессий, требующих высшего образования, и структуры подготовки кадров в Петрозаводском государственном университете как субарктическом вузе, обладающем потенциалом решения кадровых проблем не только одного субъекта Российской Федерации. Результаты проведенной оценки представлены в терминах классификации «дефицит (наблюдается нехватка трудовых ресурсов) - баланс (наблюдается баланс спроса и предложения на трудовые ресурсы) - профицит (наблюдается избыток трудовых ресурсов)». По результатам исследования выявлены те специальности / направления подготовки, по которым ПетрГУ может готовить выпускников для удовлетворения потребности в кадрах с высшим образованием в Арктической зоне России. На этой основе разработаны информационные материалы о потенциале и перспективных возможностях вуза, содержащие детальную информацию о востребованных специальностях/направлениях подготовки. Предлагаемый механизм универсален и может быть использован в организации управления вузами других регионов, включая опорные университеты, а также как направление сетевого взаимодействия университетов Арктической и Субарктической зон. Источниками информации данного исследования послужили: результаты мониторинга трудоустройства выпускников, документы стратегического развития территорий, относящихся к Арктической зоне России, опросы ведущих компаний - работодателей Арктической зоны России, мониторинг вакансий органов служб занятости населения, перечень востребованных на федеральном уровне профессий Минтруда России, прогноз кадровой потребности экономики Арктической зоны.
116-129 13
Аннотация
Представлена концептуальная статья, содержащая анализ проблем и предложения по развитию сотрудничества университетов с промышленностью и социальной сферой регионов России. На примере опыта регионально-финансируемого Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного окру га - Югры рассмотрена практика взаимодействия вуз - регион и выделены этапы трансформации роли университетов в вопросах регионального развития. Принимая общую логику встраивания опорных университетов в региональный контекст, авторы считают, что конкретный набор организационных, методологических, инфраструктурных и прочих инструментов создания опорных вузов должен определяться каждым субъектом самостоятельно, при этом встраивание университетов в региональный контекст требует глубокого системного анализа как процессов обеспечения необходимой направленности развития региональных социально-экономических систем и всей совокупности новых устойчивых взаимосвязей, прежде всего, в части оптимизации использования интеллектуального ресурса региона, так и выявления законов композиции формируемых систем. Следуя логике системного анализа, авторы показывают, что трансформация роли университетов в вопросах регионального развития требует и активизации не только стратегической функции федеральных и региональных органов власти и управления, но и модернизации их практических форм и механизмов законодательной, финансовой поддержки системы образования и науки регионов. Проведенный анализ указывает на необходимость разработки и утверждения основных целевых установок позиционирования опорного университета с учетом этапа трансформации роли университетов в вопросах регионального развития. Измерители успешности и результативности воздействия университета на вопросы регионального развития должны быть, безусловно, пересмотрены и переориентированы с общих аморфных показателей на показатели, объективно отражающие место и роль университета в процессах именно регионального развития. Требуются изменения правового поля, определяющего «правила игры» и структуру, направленность финансовых потоков. Для встраивания университетов в региональный контекст значительно перспективнее, по мнению авторов, не объединение вузов, а качественно новые типы и виды взаимосвязей университетов на региональном уровне. Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации, адресована широкому кругу специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений науки и образования.

АНАЛИТИКА И ОБЗОРЫ

130-161 19
Аннотация
Статья посвящена обзору подходов и практик применения макроэкономической методики прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах. Для управления деятельностью вуза прогнозирование потребностей в кадрах с высшим образованием в рамках региона является основой выработки политики рекрутинга абитуриентов, в том числе через формирование контрольных цифр приема. В научной периодике имеется большое число оригинальных публикаций, но обобщающей статьи по этой тематике нет. В статье представлен исчерпывающий обзор российских и зарубежных публикаций за период с 1990-2016 гг., посвященных проблематике кадрового прогнозирования потребностей экономики. Теоретический и предметный охват обзорной статьи включает в себя анализ взаимосвязей в системе «экономика - рынок труда - система образования» на федеральном и региональном уровнях. Детально описано содержание «ежегодной дополнительной потребности экономики в кадрах» и ее отличие от понятия «вакансии». Излагаются основы методологии макроэкономической методики прогнозирования с высоким уровнем детализации расчетов кадровой потребности (до уровня вида экономической деятельности, профессии в экономике, программы подготовки в системе профессионального образования). Приведены матрицы профессионально-квалификационного соответствия, позволяющие переходить от количественных прогнозных оценок по видам экономической деятельности к значениям потребности по профессиям в экономике и образовательным специальностям. Анализ публикаций показывает, что макроэкономическая методика прогнозирования является общепризнанной и в том или ином виде используется для планирования приемов в организации высшего и среднего профессионального образования как на федеральном, так и на региональном уровне. Опросы работодателей являются вспомогательными и позволяют настраивать коэффициенты модели макроэкономической методики. Несмотря на то что макроэкономическая методика прогнозирования уже развивается много лет, остается ряд нерешенных вопросов, связанных с различными этапами реализации алгоритма прогнозирования. Эти вопросы рассмотрены в разделе «Проблемные зоны для будущих исследований». Особая значимость методологии макроэкономического прогнозирования имеется в практической деятельности федеральных, исследовательских и опорных университетов, поскольку на них лежит ответственность за кадровое обеспечение экономики федеральных округов, отраслей промышленности и регионов соответственно. Новизна и ценность статьи заключаются в том, что в российской научной периодике это первая публикация, содержащая как анализ методик кадрового прогнозирования, так и их практическое применение для обеспечения сбалансированности рынка труда по профессионально-квалификационному составу.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)