Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ВОЗМОЖНОСТИ СУБАРКТИЧЕСКИХ ВУЗОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ АРКТИКИ

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.054

Аннотация

Представленный в статье кейс описывает опыт Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) как крупнейшего опорного вуза Европейского Севера России по поиску механизмов расширения его участия в стратегическом освоении Арктический зоны России путем подготовки кадров по востребованным специальностям / направлениям подготовки. Уже в настоящее время по ряду востребованных профессий в Арктической зоне России отмечается дефицит высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, который в будущем, когда арктические проекты наберут свою силу, будет только возрастать. Это обуславливает необходимость вовлечения в подготовку кадров для Арктики не только арктических университетов, но и вузов других регионов. В основе исследования - сопоставительный анализ перечня дефицитных востребованных арктических профессий, требующих высшего образования, и структуры подготовки кадров в Петрозаводском государственном университете как субарктическом вузе, обладающем потенциалом решения кадровых проблем не только одного субъекта Российской Федерации. Результаты проведенной оценки представлены в терминах классификации «дефицит (наблюдается нехватка трудовых ресурсов) - баланс (наблюдается баланс спроса и предложения на трудовые ресурсы) - профицит (наблюдается избыток трудовых ресурсов)». По результатам исследования выявлены те специальности / направления подготовки, по которым ПетрГУ может готовить выпускников для удовлетворения потребности в кадрах с высшим образованием в Арктической зоне России. На этой основе разработаны информационные материалы о потенциале и перспективных возможностях вуза, содержащие детальную информацию о востребованных специальностях/направлениях подготовки. Предлагаемый механизм универсален и может быть использован в организации управления вузами других регионов, включая опорные университеты, а также как направление сетевого взаимодействия университетов Арктической и Субарктической зон. Источниками информации данного исследования послужили: результаты мониторинга трудоустройства выпускников, документы стратегического развития территорий, относящихся к Арктической зоне России, опросы ведущих компаний - работодателей Арктической зоны России, мониторинг вакансий органов служб занятости населения, перечень востребованных на федеральном уровне профессий Минтруда России, прогноз кадровой потребности экономики Арктической зоны.

Об авторах

С. В. Шабаева
Петрозаводский государственный университет
Россия


И. С. Степусь
Петрозаводский государственный университет
Россия


Е. А. Хотеева
Петрозаводский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Цибульский А. В., Фишкин Д. О. Роль кадрового обеспечения в контексте проектного подхода к социальноэкономическому развитию Арктической зоны России // Арктика - национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение / отв. ред. Е. В. Кудряшова. Архангельск: САФУ, 2016. С. 42-43.

2. Родионова И. Северный профиль // Эксперт СевероЗапад. 2014. № 07-08. C. 12-13.

3. Сигова С. В., Степусь И. С. Кадровое обеспечение приоритетов развития Арктической зоны России -вклад системы высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 5 (99). C. 19-29.

4. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 [Электронный ресурс]. URL: http://arctic.labourmarket.ru/official-docs (дата обращения: 23.05.2017).

5. Гуртов В. А., Пахомов С. И. Тематическое и региональное распределение научных исследований Арктики: анализ на основе диссертационных работ // Регионология. 2016. № 4 (97). С. 94-113.

6. Hirshberg D., Petrov A. N. Education and human capital. In: Larson J. and Fondahl G. (eds.), Arctic Human Development Report: Regional Processes and Global Linkages. Copenhagen: Nordic Council of Ministers, 2015, pp. 349-399.

7. Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования: Форма государственной статистической отчетности № ВПО-1 [Электронный ресурс]. URL: www.mkstat.ru/download.php?fflename=upload/docs/ВПО-1.doc (дата обращения: 23.05.2017).

8. Пустыгина В. С. Характеристики потоков образовательной и трудовой миграции и возможности управления ими в целях решения задач кадрового обеспечения экономики регионов Арктической зоны РФ // Арктика - национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение / отв. ред. Е. В. Кудряшова. Архангельск: САФУ, 2016. С. 57-60.

9. Национальный арктический научно-образовательный консорциум [Электронный ресурс]. URL: http://arctic-union.ru/ (дата обращения: 23.05.2017).

10. Сюнев В. С. Роль университетов в реализации арктической стратегии РФ: опыт ПетрГУ // Арктика - национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение / отв. ред. Е. В. Кудряшова. Архангельск: САФУ, 2016. С. 63-65.

11. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. URL: http://vo.graduate.edu.ru (дата обращения 23.05.2017).

12. Кадровое обеспечение для развития Арктической зоны РФ [Электронный ресурс]. URL: http://arctic.labourmarket.ru (дата обращения 23.05.2017).

13. Шабаева С. В., Федорова Е. А., Степусь И. С. Востребованные профессии в Арктической зоне России как отражение приоритетов развития экономики макрорегиона // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 7. С. 104-117.

14. Авралев Н. В., Ефимова И. Н., Маковейчук А. В. Инновационные подходы к развитию системы рекрутинга студентов университета // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 2. С. 247-261.

15. Питухин Е. А., Кекконен А. Л., Сигова С. В. Прозрачная информационная среда как способ повышения привлекательности вузов для абитуриентов // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2 (96). С. 94-103.


Рецензия

Для цитирования:


Шабаева С.В., Степусь И.С., Хотеева Е.А. ВОЗМОЖНОСТИ СУБАРКТИЧЕСКИХ ВУЗОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ АРКТИКИ. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(4):106-115. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.054

Просмотров: 586


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)