Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УНИВЕРСИТЕТА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.049

Полный текст:

Аннотация

Данная исследовательская статья посвящена проблемам апробации и использования методологии оценки эффективности региональных экономических систем и сферы высшего образования. Цель исследования заключается в обосновании показателей для оценки влияния университетов на региональное инновационное развитие. Анализ инструментов измерения уровня инновационного развития, наиболее распространенными из которых являются индексы регионального инновационного развития, позволяет сделать вывод о том, что при всей их аналитической ценности для оценки эффективности и качества инновационного развития, мониторинга и оценки инвестиционных перспектив, целей и результатов государственной инновационной политики необходима разработка специальных индикаторов. Оценку вклада университета в инновационное развитие предлагается базировать на методологии Data envelopment analysis, которая позволяет сравнить деятельность сложных экономических систем на основе анализа Inputs и Outputs и недискретных параметров функционирования этих систем. Региональная инновационная система и университет как актор этой системы представляют собой сложно организованную экосистему, в которой преобразовываются переменные параметров Input «входа» - факторы инновационного развития в получаемые переменные параметров Output «выхода» - результаты инновационной деятельности. Деятельность исследуемого сложного объекта со множеством Inputs и Outputs анализируется в окружающей его среде функционирования и сопоставляется с другими акторами. На основе DEA возможно построить матрицу, если распределить имеющиеся данные по трем категориям: ресурсы, результаты, негибкие параметры с использованием Индекса Малкмиста и получить выводы об эффективности региональной инновационной системы. Возможно также оценить вклад университета в инновационное развитие региона с использованием тезиса о том, что сравнительно более эффективен тот регион, который получает больше результатов при относительно одинаковом количестве ресурсов. Вклад университетов в инновационное развитие территории их размещения определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются следующие: уровень инновационного развития региона, уровень инновационного потенциала региона, уровень интеллектуального потенциала университета для развития региона. Для их оценки общедоступные показатели Росстата, характеризующие деятельность университетов и инновационное развитие российских регионов по статистической оценке уровня технологического развития отраслей экономики и науки, инноваций, передовых производственных технологий, рост которых можно однозначно трактовать как свидетельство позитивного уровня инновационного развития региона, проклассифицированы с представленных выше позиций на Input и Output показатели, а также определены критерии эффективности системы. Разработка подобных методов оценки эффективности региональной инновационной системы и вклада (вовлеченности) университетов в региональное развитие позволит изучать различные аспекты деятельности региональных университетов, создавая инструментарий оценки их потенциала в содействии региональному инновационному развитию. Представляется перспективным применение описанного подхода к исследованию роли и потенциала социальных институтов регионального развития и инновационных региональных систем, активизации инновационной деятельности ее субъектов, для использования при оценке и выработке механизмов повышения эффективности университетов и ранжировании регионов, что важно при стратегическом планировании инновационных региональных стратегий и позволяет более эффективно реализовывать инновационную политику в регионах.

Об авторах

Е. В. Огурцова
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Россия


О. В. Перфильева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Национальный фонд подготовки кадров
Россия


А. А. Фирсова
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Россия


Список литературы

1. E 3M Project - European Indicators and Ranking Methodology for University Third Mission, available at: http://www.e3mproject.eu/index.html (accessed 23.10.2016).

2. Bolling M., Eriksson Y. Collaboration with society: The future role of universities? Identifying challenges for evaluation, Research Evaluation, 2016, vol. 25, iss. 2, pp. 209-218.

3. Механизмы влияния университета на инновационное развитие региона / под ред. А. А. Фирсовой. Саратов: ИЦ «Наука», 2014. 160 с.

4. Смирнов В. А., Фадеева Л. А., Пунина К. А., Голубев С. В. Университет и региональные (городские) сообщества: модели сосуществования и управленческие механизмы интеграции (Российский и европейский опыт) // ARS ADMINISTRANDI. 2013. № 4. С. 102-116.

5. FritschM. & Slavtchev V. Universities and Innovation in Space, Industry and Innovation, 2007, vol. 14, iss. 2, pp. 201-218.

6. Goddard J. B., Chatterton Р. The response of universities to regional needs, European Journal of Education, 2000, vol. 35, no. 4, pp. 475-496

7. Arbo P., Benneworth P. Understanding the regional contribution of higher education institutions: a literature review, OECD Education Working Papers, no. 9. Paris: OECD Publishing, 2007. 78 p.

8. Перфильева О. В. Университеты и региональное развитие: теоретический анализ и методология исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2014. Т. 14. № 3. С. 479-487.

9. Челнокова О. Ю., Фирсова А. А. Типология подходов к анализу влияния университета на инновационное развитие региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 4-1. С. 577-583.

10. Фирсова А. А., Огурцова Е. В. Подходы к методологии оценки вклада университета в инновационное развитие региона // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2016. Т. 16. № 1. С. 85-90.

11. Todtling F., Trippl M. One size fits all? Towards a differentiated regional innovation policy approach, Research policy, 2005, vol. 34, no. 8, рр. 1203-1219.

12. Asheim B. T., Boschma R., Cooke P. Constructing regional advantage: Platform policies based on related variety and differentiated knowledge bases, Regional studies, 2011, vol. 45, no. 7, рр. 893-904.

13. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 3 / под ред. Л. М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ. 2015. 248 с.

14. Рейтинг инновационных регионов для целей мониторинга и управления 2015 г. (версия 2.0) [Электронный ресурс]. URL: http://www.i-regions.org/files/file_103.pdf (дата обращения: 23.10.2016).

15. Рейтинг регионов по развитию науки и новых технологий РИА РЕЙТИНГ [Электронный ресурс]. URL: http://riarating.ru/infografika/20150324/610650336.html (дата обращения: 23.10.2016).

16. НАИРИТ [Электронный ресурс]. URL: http://www.nair-it.ru/news/31.07.2015/461 (дата обращения: 23.10.2016).

17. Земцов С. П., Бабурин В. Л., Баринова В. А. Как измерить неизмеримое? Оценка инновационного потенциала регионов России // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 1 (97). С. 35-52.

18. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/# (дата обращения: 23.10.2016).


Для цитирования:


Огурцова Е.В., Перфильева О.В., Фирсова А.А. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ВКЛАДА УНИВЕРСИТЕТА В ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(4):53-62. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.049

For citation:


Ogurtsova E.V., Perfileva O.V., Firsova A.A. INDICATORS OF THE UNIVERSITY’S CONTRIBUTION TO THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(4):53-62. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.049

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)