Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

УНИВЕРСИТЕТ В РЕГИОНЕ: КАК ЕСТЬ И КАК НАДО

https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.055

Полный текст:

Аннотация

Представлена концептуальная статья, содержащая анализ проблем и предложения по развитию сотрудничества университетов с промышленностью и социальной сферой регионов России. На примере опыта регионально-финансируемого Сургутского государственного университета Ханты-Мансийского автономного окру га - Югры рассмотрена практика взаимодействия вуз - регион и выделены этапы трансформации роли университетов в вопросах регионального развития. Принимая общую логику встраивания опорных университетов в региональный контекст, авторы считают, что конкретный набор организационных, методологических, инфраструктурных и прочих инструментов создания опорных вузов должен определяться каждым субъектом самостоятельно, при этом встраивание университетов в региональный контекст требует глубокого системного анализа как процессов обеспечения необходимой направленности развития региональных социально-экономических систем и всей совокупности новых устойчивых взаимосвязей, прежде всего, в части оптимизации использования интеллектуального ресурса региона, так и выявления законов композиции формируемых систем. Следуя логике системного анализа, авторы показывают, что трансформация роли университетов в вопросах регионального развития требует и активизации не только стратегической функции федеральных и региональных органов власти и управления, но и модернизации их практических форм и механизмов законодательной, финансовой поддержки системы образования и науки регионов. Проведенный анализ указывает на необходимость разработки и утверждения основных целевых установок позиционирования опорного университета с учетом этапа трансформации роли университетов в вопросах регионального развития. Измерители успешности и результативности воздействия университета на вопросы регионального развития должны быть, безусловно, пересмотрены и переориентированы с общих аморфных показателей на показатели, объективно отражающие место и роль университета в процессах именно регионального развития. Требуются изменения правового поля, определяющего «правила игры» и структуру, направленность финансовых потоков. Для встраивания университетов в региональный контекст значительно перспективнее, по мнению авторов, не объединение вузов, а качественно новые типы и виды взаимосвязей университетов на региональном уровне. Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации, адресована широкому кругу специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений науки и образования.

Об авторах

Н. В. Пелихов
Сургутский государственный университет
Россия


Г. Е. Каратаева
Сургутский государственный университет
Россия


А. Р. Грошев
Сургутский государственный университет
Россия


В. А. Безуевская
Сургутский государственный университет
Россия


А. С. Каратаев
Сургутский государственный университет
Россия


С. М. Косенок
Сургутский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N. Y.: Basic Books, 1973. 507 p.

2. PoratM. U. The Information Economy: Definition and Measurement, Washington: US Department of Commerce, Office of Telecommunications, 1977. 265 p.

3. Freeman C., Clark J. and Soete L. Unemployment and Technical Innovation: A Study of Long Waves and Economic Development. London: Frances Pinter Publishers, 1982. 214 p.

4. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle, Quarterly Journal of Economics, 1966, vol. 80, no. 2, pp. 190-207.

5. Abernathy W. J. and Utterback J. M. Patterns of Industrial Innovation, Technology Review, 1978, vol. 80, pp. 40-47.

6. Frobel F., Heinrichs J. and Kreye O. The New International Division of Labour: Structural Unemployment in Industrialised Countries and Industrialisation in Developing Countries. Cambridge University Press, 1980. 444 p.

7. Татаркин А. И. Интеллектуальный ресурс общества // Экономика Крыма. 2010. № 3 (32). С. 55-59.

8. Arbo P., Benneworth P. Understanding the Regional Contribution of Higher Education Institutions: a Literature Review, available at: http://www.oecd.org/datao-ecd/55/7/37006775.pdf (accessed 21.12.2011).

9. Goddard J. B. and Chatterton P. Regional Development Agencies and the knowledge economy: Harnessing the potential of Universities, Environment and Planning C: Politics and Space, 1999, vol. 17, iss. 6, pp. 685-699.

10. Выстроим взаимодействие между миром труда и миром образования через программу Tempus [Электронный ресурс]. URL: http://eacea.ec.europa.eu/tempus/doc/linking_ru.pdf (дата обращения: 01.07.2017).

11. Пелихов Н. В., Родионова А. В. Целевые ориентиры развития университетов // Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 297-299.

12. Пелихов Н. В. Образование как важнейший фактор устойчивого развития регионов // Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. 2013. № 18. С. 98-105.

13. Benneworth P., Sanderson A. The Regional Engagement of Universities: Building Capacity in a Sparse Innovation Environment, available at: http://dx.doi.org/10.1787/hemp-v21-art8-en (accessed 21.07.2017).

14. Higher Education Innovation Fund (HEFCE) website. URL: www.hefce.ac.uk/reachout/heif (accessed 21.12.2011).

15. Грошев А. Р., Пелихов Н. В., Реутов Ю. И. Позиционирование университета как научно-образовательного центра инновационного развития региона // Национальные проекты в сфере образования и проблемы регионального развития. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовск. ун-та, 2006. С. 10-18.

16. Лундвалл Б.-А. Высшее образование, инновации и экономическое развитие // Материалы 5-й международной конференции «ГЛОБЕЛИКС-РОССИЯ-2007: развитие национальных и региональных инновационных систем для повышения конкурентоспособности и качества жизни - партнерство государства, науки, образования и бизнеса (теория, проблемы, опыт и перспективы)». Саратов: СГТУ, 2007. Т. 3. С. 40-59.

17. Nelson R. R. and Phelps E. S. Investment in Humans, Technological Diffusion, and Economic Growth, American Economic Review, 1966, vol. 56, no. 1/2, pp. 69-75.

18. Sporn B. Adaptive University Structures. An Analysis of Adaptation to Socioeconomic Environments of US and European Universities. London, Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 1999. 280 p.

19. Грошев А. Р., Пелихов Н. В., Родионова А. В. Проектирование образовательных продуктов, ориентированных на запросы регионального бизнеса // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 44-51.


Для цитирования:


Пелихов Н.В., Каратаева Г.Е., Грошев А.Р., Безуевская В.А., Каратаев А.С., Косенок С.М. УНИВЕРСИТЕТ В РЕГИОНЕ: КАК ЕСТЬ И КАК НАДО. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(4):116-129. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.055

For citation:


Pelikhov N.V., Karataeva G.E., Groshev A.R., Bezuevskaya V.A., Karataev A.S., Kosenok S.M. UNIVERSITY IN THE REGION, AS IT IS NOW, AND HOW IT SHOULD BE. University Management: Practice and Analysis. 2017;21(4):116-129. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2017.04.055

Просмотров: 232


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)