Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 6 (2016)
Скачать выпуск PDF

СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

6-17 3
Аннотация
В данной статье решается задача исследования динамики изменения основных показателей интернационализации ведущих российских университетов, являющихся участниками федерального проекта по повышению международной конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100), а также проводится анализ используемых практик рекрутинга иностранных студентов, абитуриентов, возможностей коммерциализации экспорта образования российскими вузами. Полученные результаты показывают, что, несмотря на рост численности иностранных обучающихся в большинстве университетов-участников Проекта 5-100, возможности коммерциализации экспорта образования со стороны этих вузов остаются ограниченными. В качестве причин недостаточной реализации потенциала экспорта образования российскими вузами названы: отсутствие единого стратегического документа, принятого на государственном уровне и закрепляющего приоритетные направления, формы и механизмы международного сотрудничества; недостаточное развитие электронно-информационных сервисов сайтов университетов на иностранных языках; значительные возможности заработка на обучении иностранных студентов из средств федерального бюджета. Результаты исследования, представленные в статье, могут быть полезны для органов государственной власти России, отвечающих за выработку и реализацию образовательной политики, а также использованы в исследованиях, посвященных дальнейшей реализации Проекта 5-100 и вопросам интернационализации образования в целом.
18-25 5
Аннотация
Рассмотрены концептуальные основы интернационализации высшего образования в контексте глобализации. Отмечено существенное повышение значимости процессов всесторонней интернационализации для формирования и поддержания основ международной конкурентоспособности университетов в условиях глобального общества знаний. Обсуждаются ключевые мотивы и формы эффективной интернационализации образования в современных условиях. Представлен кейс интернационализации Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского - участника Проекта 5-100. Охарактеризованы основные технологии и этапы интернационализации в ННГУ за последние двадцать пять лет, включая роль интернационализации в стратегии развития и управлении университетом, а также задействованные механизмы интернационализации образования и организации системы работы с иностранными студентами. Выделены ключевые результаты и перспективы дальнейшего развития процессов интернационализации в университете для повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научных и образовательных центров.
26-34 4
Аннотация
Статья посвящена экспорту высшего образования, приобретающему все более важное значение в стратегиях социально-экономического развития в различных странах мира. Эксперты оценивают мировой рынок высшего образования в 150 млрд долл. США. Россия в настоящее время занимает менее 1 % этого рынка. В большинстве стран-экспортеров высшего образования исследования вклада иностранных студентов в национальную экономику проводятся на регулярной основе. Известно, что, кроме оплаты обучения или взноса за обучение, иностранные студенты оплачивают проживание, обучение, включая стоимость учебников, оборудования и материалов, проезд в университет и обратно, развлечения, что является своего рода вкладом в развитие экономики региона. В статье предпринимается попытка оценить этот вклад и дать рекомендации по расширению российского экспорта высшего образования.
35-43 2
Аннотация
Текст «Сети интернационализации: программы академического превосходства и сетевые университеты» представляет собой концептуальную статью, посвященную сравнительному анализу подходов к интернационализации в университетах, которые присущи, с одной стороны, академическим проектам превосходства и, с другой стороны, сетевым проектам. В статье рассматриваются проблемы управления процессами интернационализации в вузе на примерах Проекта 5-100 как российской версии программы превосходства и сетевого университета БРИКС - новой сетевой инициативы университетского сотрудничества динамично развивающихся стран. Широко используя методы сравнительного анализа, автор приходит к выводу: проекты превосходства по своим основным задачам большей частью противоположны программам сетевого сотрудничества. Если задачей первых является интеграция в мировую академическую среду на условиях соответствия развития университета основным тенденциям ее развития, то главная цель международных сетевых университетов состоит, скорее, в поиске своего собственного места в мировой академической среде. Программы превосходства ориентированы на рейтинги, конкуренцию и мировые стандарты; сетевые университеты же - на выстраивание горизонтальных связей и решение особенных проблем региона. К таким заключениям автор приходит благодаря анализу процессов интернационализации в вузе с учетом так называемой «академической революции» - совокупности процессов массификации, глобализации и коммерциализации образования. Данные процессы ведут к развитию условий транснационального образовательного капитализма. С точки зрения автора статьи программы академического превосходства способствуют включению отдельных стран в эти процессы, тогда как проекты сетевых университетов посвящены поискам альтернативных подходов. Подобный сравнительный анализ проводится в литературе впервые. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении глобальных тенденций в развитии образования.

ТЕХНОЛОГИИ РЕКРУТИНГА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

44-53 5
Аннотация
В данной статье анализируются наиболее эффективные маркетинговые каналы привлечения иностранных студентов. Количество иностранных студентов - один из значимых показателей интернационализации вуза, учитывающихся при составлении международных рейтингов университетов. Выводы и практические рекомендации по работе с основными инструментами и методами рекрутинга иностранных студентов основаны на проведенном количественном исследовании и анализе сайта университета с помощью сервисов Google Analytics и Яндекс Метрика. Исследование проводилось международными службами СПбПУ с целью поиска наиболее эффективных инструментов и методов привлечения зарубежных абитуриентов и понимания особенностей геотаргетинга. Основная задача исследования - подготовка аналитической базы для разработки и обеспечения высоких результатов маркетинговой стратегии по интернационализации вуза. Было выявлено, что онлайновые инструменты продвижения являются наиболее результативными при принятии решения иностранным абитуриентом о выборе вуза. Это служит предпосылкой для более глубокого анализа ресурсов цифрового маркетинга и поиска новых онлайновых возможностей. В статье также рассмотрены практики использования современных пилотных инструментов привлечения иностранных студентов как возможных инновационных методов рекрутинга в стратегии вуза.
54-63 10
Аннотация
В статье описан опыт участия европейских и российских университетов в программах академической мобильности в рамках инициатив Европейской комиссии в области образования. Предпринята попытка проанализировать как на институциональном, так и на национальном уровне (на основе экспертизы Национального офиса программы Erasmus+ в Российской Федерации), насколько российские университеты смогли изучить и использовать наработки европейских университетов, открыть для себя европейский образовательный рынок, выделить и внедрить новые подходы в привлечении иностранных студентов. Авторы делают вывод о том, что, наряду с использованием ряда возможностей партнерств, отдельные европейские практики не в полной мере используются российскими университетами при выстраивании деятельности по привлечению иностранных студентов.
64-70 8
Аннотация
Обзорная статья. Цель написания статьи - поиск решения проблем управления рекрутингом международных студентов, формирование более объемного подхода к управлению рекрутингом, включающего смежные этапы. Статья написана в связи с ростом интереса к интернационализации и рекрутингу студентов из-за рубежа как части процесса интернационализации. Часто рекрутинг в российских вузах рассматривается как независимый процесс и выражается в выполнении определенных контрольных цифр, в то время как в мировом образовательном пространстве рекрутинг - это один из элементов взаимодействия с иностранными студентами. Предлагается обзор подходов к привлечению студентов из-за рубежа как в странах-лидерах в этой области (США, Канада), так и в странах Юго-Восточной Азии и Восточной Европы, которые только недавно начали делать активные шаги в данном направлении. При написании статьи использовались методы теоретического анализа источников, анализа статистических данных, материалы бесед с руководителями отделов по рекрутингу иностранных студентов в международных образовательных учреждениях, результаты наблюдений за организацией деятельности по рекрутингу во время международных деловых поездок. Данная статья показывает, что, несмотря на активную государственную поддержку привлечения международных студентов в указанных странах, результаты рекрутинга студентов из-за рубежа во многом зависят от непосредственной деятельности вузов. Поставленную цель можно достичь путем последовательной работы на двух уровнях: государственном и внутривузовском. На государственном - с помощью поддержания постоянного диалога между вузами и Министерством образования и науки Российской Федерации, на внутривузовском - путем использования технологии комплексного рекрутинга. Ценность заключается в предложении практических шагов по организации предрекрутинговой, непосредственно рекрутинговой и пост-рекрутинговой деятельности на уровне вуза. Статья будет полезна проректорам по международной деятельности вузов, нацеленных на рекрутинг иностранных студентов, руководителям международных отделов и отделов рекрутинга иностранных студентов.

РЕКРУТИНГ: ОСОБЕННОСТИ РЫНКОВ

71-77
Аннотация
В целях привлечения на обучение большего числа иностранных студентов и выполнения задач, поставленных на государственном уровне, университеты заинтересованы в освоении новых стран, регионов и установлении двустороннего и многостороннего партнерства с образовательными организациями данных стран и регионов. Особый интерес при привлечении иностранных студентов вызывают страны АСЕАН, которые находятся в процессе формирования единого образовательного пространства в регионе, чем способствуют повышению качества образовательной подготовки своего населения. В статье рассматриваются интеграционные процессы, которые протекают в регионе, объединяющем страны АСЕАН, реализуемые международные модели привлечения на обучение студентов из стран АСЕАН, а также предлагаются рекомендации по возможным действиям на государственном и университетском уровне с целью стимулирования потока студентов из стран АСЕАН в Российскую Федерацию.
78-93 14
Аннотация
Цель статьи - раскрыть опыт интернационализации высшего образования в Китае в ходе сравнительного исследования процессов формирования совместных университетов (СУ) с вузами неанглоязычных стран - Израиля и России. Объекты исследования: университет Гуандун-Технион и университет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова-Пекинского политехнического института в Шэньчжэне (МГУ-ППИ). В статье впервые в научной литературе сопоставлен и охарактеризован ход, а также контекст интернационализации в процессе создания указанных СУ, в том числе конкурентная среда в секторе высшего образования г. Шэньчжэнь, провинция Гуандун. Автором определены факторы, влияющие на выбор партнеров за рубежом и в КНР китайской стороной. В сотрудничестве с израильскими вузами это инновационные успехи и стартапы их выпускников, а также ведущие позиции в естественно-научных, инженерных и физико-математических областях научного знания. Автором предложены возможности использования российскими вузами показателей ведущих международных рейтингов (ARWU, THE, U. S. News & World Report, QS) при выборе партнеров за рубежом в целом и, в частности, в КНР. Доказано, что при назначении партнеров по созданию СУ в КНР значимы геополитические и экономические факторы, влияющие на развитие регионов расположения китайских вузов и страны в общем. При выборе университетов-партнеров в России для Китая превалирует политический фактор; при выборе партнеров в Израиле - инновационная активность выпускников. Выявлены организационные причины, препятствующие мировому лидерству российских вузов, а именно внутривузовское разделение образования и науки с тенденцией к их изоляции друг от друга. Раскрыты также различия в таких аспектах интернационализации внутривузовской институциональной среды анализируемых СУ, как университетское управление, предметные и уровневые приоритеты развития, соотношение исследовательского и образовательного компонентов в деятельности СУ и особенности позиционирования на мировом научно-образовательном рынке и/или его частях. Предложены способы усиления конкурентных позиций СУ. Особое внимание уделено проблематике рекру-тинга студентов и научно-педагогических работников. Сравнительный анализ проводился по следующим параметрам: - Сроки и график запуска СУ; - Цифры приема на основные образовательные программы (ООП) каждого уровня; - Количество и рейтинговые позиции партнеров из Израиля и России по созданию СУ в КНР; - Количество и рейтинговые позиции партнеров в КНР по созданию СУ; - Размер инвестиций китайской стороны в каждый СУ; - Инвесторы (государство, университеты-учредители, бизнес); - Цели СУ; - Академические политики СУ: виды деятельности, предметные приоритеты, уровни ООП, их спектр и язык(и) реализации; - Принципы подбора студентов, научно-педагогических работников и развития их потенциала (более детально исследован МГУ-ППИ).

ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕКРУТИНГА

94-102 20
Аннотация
Исследовательская статья. Целью статьи является выявление и изучение ключевых факторов, определяющих особенности обучения иностранных студентов в Российской Федерации. В статье раскрываются вопросы оптимизации работы администрации вузов с современным контингентом иностранных студентов с учетом особенностей их мотивации и социокультурного контекста образовательной среды. Причины написания статьи - стремление к обобщению и систематизации опыта практической работы управленческих кадров вузов, курирующих вопросы международных связей и привлечения иностранных студентов. Исследование включает в себя теоретический и практический компоненты. Теоретическая часть построена на анализе истории развития образовательных институтов, связанных с обучением иностранных студентов в СССР и современной России, с использованием историко-компаративистских методов. Эмпирическая часть исследования представляет собой цикл экспертных интервью с представителями учреждений высшего образования (как с преподавательским составом, так и с сотрудниками администрации, курирующими вопросы международных связей) и сотрудниками Федеральной миграционной службы России, а также серию интервью с иностранными студентами московских вузов. Изучение указанных материалов позволило выявить основные цели, с которыми приезжают иностранные учащиеся, проблемы, которые являются наиболее актуальными в процессе адаптации и обучения, а также типологизировать иностранных студентов московских вузов. На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы: во-первых, индивидуальные цели студентов, приезжающих в Россию для получения высшего образования, не сводятся только к получению знаний и квалификационных документов, что необходимо учитывать при организации работы с данным контингентом учащихся; во-вторых, образовательные и жизненные траектории студентов технических и гуманитарных факультетов имеют существенные различия (первые чаще стремятся получить образование, особенно приезжающие по целевым направлениям, а вторые - освоиться в России и найти возможность остаться в стране); в-третьих, основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранцы, связаны со сложностями коммуникации в новой культурно-языковой среде; в-четвертых, в настоящее время привлечение иностранных студентов вновь обретает политическое измерение, поскольку государство видит в обучении иностранцев один из способов решения долгосрочных стратегических задач с учетом сложной международной обстановки. Статья может быть полезна сотрудникам администрации вузов, непосредственно курирующим вопросы взаимодействия с иностранными студентами и вопросы организации их учебной деятельности; представителям ректоратов, определяющих приоритеты в выстраивании международных связей вузов; сотрудникам Министерства образования и науки Российской Федерации и иных органов государственной власти, в чью компетенцию входят рассматриваемые вопросы. Ограничением настоящего исследования является необходимость более дифференцированного анализа мотивации и степени адаптации иностранных студентов с учетом особенностей осваиваемых ими направлений подготовки и их языковой, культурной принадлежности. Это же ограничение может стать основой для проведения серии дальнейших исследований, позволяющих более полно проанализировать феномен иностранных студентов в современной России.
103-110 5
Аннотация
Исследовательская статья. Целью написания данной статьи является необходимость исследования новых инструментов повышения конкурентоспособности российских университетов на международном образовательном рынке, а именно: бенчмаркинга основных образовательных программ ведущих зарубежных университетов; использования результатов для улучшения качества образовательных программ российских вузов на английском языке; увеличения показателей рекрутинга иностранных студентов. Статья включает постановку задачи исследования, краткий обзор литературных источников, разработку проблемы необходимости применения бенчмаркинга, обоснование выбора референтных зарубежных университетов на основе образовательной миграции целевого контингента на примере одной страны (Индия), сравнительный анализ структуры и содержания образовательных программ, пример практического применения проведенных исследований (структура образовательной программы), выводы и практические рекомендации. Проведенное исследование позволило изучить наиболее успешные практики ведущих мировых университетов с целью выявления основополагающих характеристик для разработки инновационной политики и конкретных видов инноваций в обучении иностранных студентов для повышения конкурентоспособности вуза на мировом рынке образовательных услуг (на примере Томского политехнического университета). Отмечен ряд трудностей при внедрении системного бенчмаркинга в систему образования: необходимость финансовых затрат на исследования и актуализацию учебно-методического, кадрового обеспечения программы, недостаточное осознание в российских вузах значимости и эффективности применения данного метода в целом для развития международного образования. Практические рекомендации касаются внедрения изменений в различные аспекты разработки и обеспечения образовательных программ на английском языке (актуализация учебно-методического обеспечения, рекламных описаний программ, повышение квалификации преподавателей). Выводы подтверждают перспективность метода бенчмаркинга международных образовательных программ ведущих зарубежных вузов с целью повышения узнаваемости программ российских вузов, реализуемых на английском языке, на мировом рынке и их привлекательности для иностранных абитуриентов, что является особо значимым при реализации рекрутинга иностранных абитуриентов. В данной статье впервые приведены систематизированные данные по образовательной миграции абитуриентов из Индии (с распределением по странам, университетам и программам обучения), что позволило выбрать наиболее подходящие референтные вузы для бенчмаркетинговых исследований. Статья содержит результаты сравнительного анализа образовательных программ ведущих зарубежных вузов, на основании которых можно сделать выводы о принципиальных отличиях данных образовательных продуктов от программ российской системы образования и разработать практические рекомендации по улучшению программ в целях их повышения их узнаваемости, привлекательности и конкурентоспособности на международном рынке.
111-119 4
Аннотация
Целью настоящей работы явилось изучение зависимости между уровнем интернационализации университетов и их позицией в авторитетных мировых рейтингах. На сегодняшний день для многих российских вузов процесс интеграции в международное образовательное пространство приобретает приоритетное значение. Однако вопрос о том, насколько существенное влияние оказывает усиление международной составляющей на рост их рейтинговых позиций, до сих пор остается дискуссионным. В статье предпринята попытка при помощи методов математической статистики установить наличие зависимости между этими показателями. Объектами исследования стали 18 российских вузов, вошедших в 2016 г. в глобальные рейтинги QS и THE, и 18 зарубежных вузов, представленных в первой сотне вышеназванных рейтинговых систем. Анализ полученных результатов позволил выдвинуть описательную гипотезу о наличии двух противоположных тенденций, характерных для зарубежных и российских вузов. Так, для последних зафиксирована незначительная положительная либо слабо-отрицательная корреляция между рейтинговой позицией и индикаторами международной деятельности. Зарубежные вузы, напротив, демонстрируют наличие положительной корреляционной зависимости между исследуемыми показателями. Максимальная корреляция зафиксирована между позицией в рейтинге QS и количеством иностранных преподавателей. Выдвигаемые в данном исследовании гипотезы могут представлять интерес для администраций вузов при разработке и корректировке стратегических планов развития. Интернационализация высшего образования в последние годы стала одним из ведущих трендов развития образования в мире. Внутренняя политика большинства современных университетов нацелена на встраивание международной составляющей в миссию вуза и вовлечение в нее всех заинтересованных сторон. Необходимость развития интернационализации мотивируется различными факторами, в том числе потребностью в расширении доступа к источникам передовых знаний, новыми возможностями для построения партнерских отношений и развития навыков межкультурных коммуникаций, повышением репутации вузов.

ТРАНСФОРМАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ

120-134
Аннотация
Основной вывод, который делается в статье, заключается в признании необходимости перехода от линейной модели высшего образования, которая господствует в России, к его нелинейной модели. Главное внимание обращено на возможности и проблемы практической реализации концепции нелинейного развития высшего образования в макрорегионе. Теоретической предпосылкой осмысления возможности перехода от линейной к нелинейной модели в макрорегионе является рассмотрение особенностей макрорегиональных и региональных различий в российской высшей школе. В качестве формы таких различий характеризуются макрорегиональные и региональные неравенства в сфере высшего образования. Основные их проявления, имеющие объективные и субъективные основания, представлены через количественные и качественные характеристики. В статье показывается, что пути преодоления вузовских образовательных неравенств должны быть найдены, прежде всего, в экспериментальном порядке на примере одного из макрорегионов страны. В качестве кейса в работе анализируется ситуация возможного перехода к нелинейной модели высшего образования в Уральском макрорегионе, одном из наиболее подходящих для апробации предложенной теоретической концепции. В исследовании были использованы такие методы, как анализ статистических данных и глубинное экспертное интервью, направленное на изучение экспертных оценок и проведенное научной группой Уральского федерального университета под руководством автора, с признанными специалистами в области высшего образования из двух макрорегионов - Уральского и Приволжского.
135-145 7
Аннотация
Исследовательская статья. Основной вопрос статьи состоит в том, наблюдается ли прирост результативности вузов за счет слияния, поглощения или организационной реструктуризации. Задача определения результативности при нескольких «выходных» и «входных» показателях сегодня решается хорошо зарекомендовавшим себя методом оболочечного анализа данных (Data Envelope Analysis, DEA). Представлены две модели для оценки образовательной и научно-образовательной результативности вузов. При расчетах использовалась модель DEA, ориентированная на ресурсы (Input Orientated) с постоянной отдачей от масштаба (Constant Returns to Scale, CRS). Для сравнительного анализа групп вузов, в той или иной степени находящихся в процессах реструктуризации, авторами данной работы было предложено несколько классификаций вузов: - по числу присоединенных и/или ликвидируемых организационных единиц; - по периоду завершения реструктуризации; - по типу механизма реструктуризации; - по признаку присоединения к оцениваемому вузу организаций среднего профессионального образования. Для проверки выдвинутых гипотез использовались непараметрические статистические методы сравнения средних. Выборка данного исследования составила 132 вуза, учредителем которых является Министерство образования и науки Российской Федерации. Авторами не было обнаружено ухудшения эффективности вузов вследствие участия в процессах реструктуризации. Оказалось, что вузы, активно участвующие в процессах реструктуризации, повысили свою эффективность относительно других вузов. Исследование не выявило эффекта временного снижения и последующего восстановления эффективности организаций, находящихся в процессах слияния и поглощения. Проведенный анализ не подтвердил гипотезу о снижении эффективности вузов, присоединивших к себе организации среднего профессионального образования. Результаты исследования явно указывают на то, что вузы к 2015 г. сократили свое отставание в эффективности от лидирующих конкурентов по сравнению с 2010 г. Авторы отдают себе отчет, что проверка верности или ошибочности выдвинутых предположений требует более детального исследования вузов. Поскольку во многих странах уже накоплен большой опыт реструктуризации высшего образования, результаты исследования реструктуризации российских вузов позволят сделать сопоставления, использовать наработанные теоретические концепции для объяснения и прогнозирования возможных последствий использования различных механизмов реструктуризации. В статье применяется научно признанный метод оболочечного анализа данных. Впервые с помощью этого метода делается сравнение эффективности вузов в динамике.
146-158 6
Аннотация
Работа имеет концептуальный философско-методологический характер и направлена на осмысление содержания фаз развития общества и университета. В качестве инструмента используются философские категории «деятельностное - социальное - антропологическое». Университет рассматривается как социальный институт, обеспечивающий процессы воспроизводства и развития социума. Происходящие в настоящее время изменения университетов интерпретируются в логике фазовой трансформации - как аспект постиндустриального перехода. Выделены четыре «поколения» университетов, соответствующие доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной и когнитивной фазам. Полученные результаты позволяют по-новому осмыслить происходящие в университетах изменения и определить перспективы развития университетов. Данная статья является первой в серии публикаций, где будут представлены философско-методологические основания анализа трансформаций университета как социального института, характеристики поколений университетов, описание контуров Университета 4.0.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)