Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ

https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.068

Полный текст:

Аннотация

Работа имеет концептуальный философско-методологический характер и направлена на осмысление содержания фаз развития общества и университета. В качестве инструмента используются философские категории «деятельностное - социальное - антропологическое». Университет рассматривается как социальный институт, обеспечивающий процессы воспроизводства и развития социума. Происходящие в настоящее время изменения университетов интерпретируются в логике фазовой трансформации - как аспект постиндустриального перехода. Выделены четыре «поколения» университетов, соответствующие доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной и когнитивной фазам. Полученные результаты позволяют по-новому осмыслить происходящие в университетах изменения и определить перспективы развития университетов. Данная статья является первой в серии публикаций, где будут представлены философско-методологические основания анализа трансформаций университета как социального института, характеристики поколений университетов, описание контуров Университета 4.0.

Об авторах

В. С. Ефимов
Сибирский федеральный университет
Россия


А. В. Лаптева
Сибирский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 304 с.

2. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Карабчук Т., Рыжикова З., Биляк Т. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? М.: ГУ ВШЭ, 2009. 64 с.

3. Любимов Л. Л. Угасание образовательного этоса // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 199-210.

4. Постиндустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ Российской Федерации. Доклад Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Санкт-Петербург, 2005. 127 с.

5. Барнетт Р. Осмысление университета / пер. с англ. Р. Е. Гайлевича // Образование в современной культуре / под ред. М. А. Гусаковского. Минск, 2001. С. 97-124.

6. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.

7. Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной формации. М.: Таурус, Век, 1995. 330 c.

8. Переслегин С. Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2007. 619 с.

9. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Дадашева В. А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3 (79). С. 13-48.

10. Мау В. А. Человеческий капитал: вызовы для России. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. 32 с.

11. Клячко Т. Л., Мау В. А. Будущее университетов. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2015. 64 с.

12. Галушкина М. Массовое, гибкое и интернациональное // [Электронный ресурс]. URL: http://expert. ru/expert/2005/43/43ex-obraz_278 (дата обращения: 31.12.2014).

13. Покровский Н. Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом глобальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 148-154.

14. Диденко Д. В., Латов Ю. В. Эволюция образовательных систем как института индустриального и постиндустриального развития // Историко-экономические исследования. 2013. Т. 14. № 3. С. 101-128.

15. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Будущее высшего образования в России: экспертное видение // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4 (74). С. 52-64.

16. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В., Дадашева В. А., Ефимов А. В. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование -2030: аналитический доклад. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 181 с.

17. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Когнитивный университет: контуры будущего // Университетское управление: | практика и анализ. 2014. № 6 (94). С. 18-29.

18. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М., Николаенко Е. А. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России // Вопросы образования. 2012. № 3. С. 88-112.

19. Абанкина И. В., Абанкина Т. В. Место вузов в новой экономике: стратегии и угрозы // Отечественные записки. 2013. № 4. С. 171-180.

20. Кузьминов Я. И. Наши университеты // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 11-14.

21. Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 43-52.

22. Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Институциональная динамика в российском высшем образовании: механизмы и траектории // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1. С. 6-17.

23. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я. И. Кузьминов - М. Карной // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 8-43.

24. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. М.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2004. 520 с.

25. Розин В. М. Рефлексия образов и сферы образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondgp.ru/lib/ mmk/46/#_ftnref16 (дата обращения: 23.08.2016).

26. Ясперс К. Идея университета / пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 159 с.

27. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.

28. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2010. 784 c.

29. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. M.: ACT; Ермак, 2004. 588 с.

30. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 462 с.

31. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 392-409.

32. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. С. 494-505.

33. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

34. Inglehart R. Modernization and Postmodernization. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton: Princeton University Press, 1997. 453 p.

35. Родионова И. А. Мировая экономика: индустриальный сектор. М.: РУДН, 2010. 606 с.

36. К обществам знания. ЮНЕСКО, 2005. 239 с.

37. Генисаретский О. И. Культурно-антропологическая перспектива. М.: Путь, 1995. 215 с.

38. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / пер. с франц. А. М. Руткевича. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 160 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ефимов В.С., Лаптева А.В. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(6):146-158. https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.068

For citation:


Efimov V.S., Lapteva A.V. Phase transformations and the future of universities: philosophical and methodological analysis. University Management: Practice and Analysis. 2016;(6):146-158. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.068

Просмотров: 574


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)