Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Cети интернационализации: программы академического превосходства и сетевые университеты

https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.057

Полный текст:

Аннотация

Текст «Сети интернационализации: программы академического превосходства и сетевые университеты» представляет собой концептуальную статью, посвященную сравнительному анализу подходов к интернационализации в университетах, которые присущи, с одной стороны, академическим проектам превосходства и, с другой стороны, сетевым проектам. В статье рассматриваются проблемы управления процессами интернационализации в вузе на примерах Проекта 5-100 как российской версии программы превосходства и сетевого университета БРИКС - новой сетевой инициативы университетского сотрудничества динамично развивающихся стран. Широко используя методы сравнительного анализа, автор приходит к выводу: проекты превосходства по своим основным задачам большей частью противоположны программам сетевого сотрудничества. Если задачей первых является интеграция в мировую академическую среду на условиях соответствия развития университета основным тенденциям ее развития, то главная цель международных сетевых университетов состоит, скорее, в поиске своего собственного места в мировой академической среде. Программы превосходства ориентированы на рейтинги, конкуренцию и мировые стандарты; сетевые университеты же - на выстраивание горизонтальных связей и решение особенных проблем региона. К таким заключениям автор приходит благодаря анализу процессов интернационализации в вузе с учетом так называемой «академической революции» - совокупности процессов массификации, глобализации и коммерциализации образования. Данные процессы ведут к развитию условий транснационального образовательного капитализма. С точки зрения автора статьи программы академического превосходства способствуют включению отдельных стран в эти процессы, тогда как проекты сетевых университетов посвящены поискам альтернативных подходов. Подобный сравнительный анализ проводится в литературе впервые. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении глобальных тенденций в развитии образования.

Об авторе

М. Б. Хомяков
ральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Altbach P., Reisberg L., Rumbley L. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. Paris: UNESCO, 2009. 246 p.

2. KhomyakovM. Building a World-Class University and the Role of University Ranking: A Russian Case, in: Downing K., Ganotice F., World University Rankings and the Future of Higher Education, IGI-Global, 2016, pp. 393-419.

3. Hazelkorn E. Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence. London: Palgrave MacMillan, 2011. 259 p.

4. Rhoads R. A., Li S., Ilano L. The Global Quest to Build World-Class Universities: Toward a Social Justice Agenda, New Directions for Higher Education, 2014, no. 168, pp. 27-39.

5. DillD. D., SooM. Academic quality, league tables, and public policy: A cross-national analysis of university ranking systems, Higher Education, 2005, no. 49 (4), pp. 495-533.

6. Sandel M. What money can't buy. The moral limits of markets. London: Allan Lane, 2012. 256 p.

7. The state of international student mobility in 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://monitor.icef.com/2015/11/the-state-of-international-student-mobility-in-2015/ (дата обращения: 23.07.2016).

8. Japanese government asks universities to close social sciences and humanities faculties [Электронный ресурс]. URL: http://monitor.icef.com/2015/09/japanese-government-asks-universities-to-close-social-sciences-and-humanities-faculties/ (дата обращения: 23.07.2016).

9. Pusser B., Marginson S. University Rankings in Critical Perspective, The Journal of Higher Education, 2013, no. 84(4), pp. 544-568.

10. EHEA: European Higher Education Area and Bologna Process [Электронный ресурс]. URL: http://www.ehea.info/ (дата обращения: 23.07.2016).

11. Win-win Cooperation: New Development Concept for BRICS Partnership, Center for BRICS Studies, FDDI, Fudan University, 2015. 8 p.

12. Fan Y. New Concept for Development: the Logic behind Emerging Economies' Cooperation, InBRICS, Ekaterinburg, 2016, pp. 3-12.

13. Ruchoudhury S. and Vasquez K. C. What is New about the BRICS-led New Development Bank? (2016) [Электронный ресурс]. URL: https://www.devex.com/news/what-is-new-about-the-brics-led-new-development-bank-88126 (дата обращения: 30.11.2016).

14. Altbach Ph. G., Basset R. M. Nix the BRICs - at Least for Higher Education Debate, International Higher Education, 2014, no. 77, pp. 2-5.

15. Wagner P. Modernity as Experience and Interpretation. A New Sociology of Modernity. Cambridge: Polity Press, 2008. 296 p.

16. Eisenstadt S. Antinomien der Moderne. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1998. 152 p.

17. Wagner P., Karagiannis N., eds. Varieties of World-Making. Liverpool University Press, 2007. 304 p.

18. Memorandum of Understanding on Establishment of the BRICS Network University [Электронный ресурс]. URL: http://nu-brics.ru/media/uploads/filestorage/documents/MoU_SU_BRICS.pdf (дата обращения: 30.11.2016).

19. Goa Declaration at 8th BRICS Summit [Электронный ресурс]. URL: http://www.mea.gov.in/bilateral-documents.htm?dtl/27491/Goa+Declaration+at+8th+BRICS+Summit (дата обращения: 30.11.2016).


Для цитирования:


Хомяков М.Б. Cети интернационализации: программы академического превосходства и сетевые университеты. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(6):35-43. https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.057

For citation:


Khomyakov M.B. Internationalization networks: academic excellence programs and network universities. University Management: Practice and Analysis. 2016;(6):35-43. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.057

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)