Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Анализ влияния показателей интернационализации на рейтинговые оценки российских вузов

Полный текст:

Аннотация

Целью настоящей работы явилось изучение зависимости между уровнем интернационализации университетов и их позицией в авторитетных мировых рейтингах. На сегодняшний день для многих российских вузов процесс интеграции в международное образовательное пространство приобретает приоритетное значение. Однако вопрос о том, насколько существенное влияние оказывает усиление международной составляющей на рост их рейтинговых позиций, до сих пор остается дискуссионным. В статье предпринята попытка при помощи методов математической статистики установить наличие зависимости между этими показателями. Объектами исследования стали 18 российских вузов, вошедших в 2016 г. в глобальные рейтинги QS и THE, и 18 зарубежных вузов, представленных в первой сотне вышеназванных рейтинговых систем. Анализ полученных результатов позволил выдвинуть описательную гипотезу о наличии двух противоположных тенденций, характерных для зарубежных и российских вузов. Так, для последних зафиксирована незначительная положительная либо слабо-отрицательная корреляция между рейтинговой позицией и индикаторами международной деятельности. Зарубежные вузы, напротив, демонстрируют наличие положительной корреляционной зависимости между исследуемыми показателями. Максимальная корреляция зафиксирована между позицией в рейтинге QS и количеством иностранных преподавателей. Выдвигаемые в данном исследовании гипотезы могут представлять интерес для администраций вузов при разработке и корректировке стратегических планов развития. Интернационализация высшего образования в последние годы стала одним из ведущих трендов развития образования в мире. Внутренняя политика большинства современных университетов нацелена на встраивание международной составляющей в миссию вуза и вовлечение в нее всех заинтересованных сторон. Необходимость развития интернационализации мотивируется различными факторами, в том числе потребностью в расширении доступа к источникам передовых знаний, новыми возможностями для построения партнерских отношений и развития навыков межкультурных коммуникаций, повышением репутации вузов.

Об авторах

Ю. А. Шакирова
Казанский федеральный университет
Россия


И. Л. Щетникова
Казанский федеральный университет
Россия


А. Ф. Гаряева
Казанский федеральный университет
Россия


А. А. Шугаепова
Казанский федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Лебедева М. М. Интернационализация высшего образования: вызовы и возможности для университетов // Императивы интернационализации / отв. ред. М. В. Ларионова, О. В. Перфильева. М.: Логос, 2013. С. 244-261.

2. THE World University Rankings [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings (дата обращения: 22.09.2016).

3. QS World University Rankings [Электронный ресурс]. URL: http://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings (дата обращения: 22.09.2016).

4. U-Multirank [Электронный ресурс]. URL: http://www.u-multirank.eu/#!/home?trackType=home (дата обращения: 22.09.2016).

5. Национальный рейтинг университетов [Электронный ресурс]. URL: http://unirating.ru/ (дата обращения: 22.09.2016).

6. Рейтинг вузов России [Электронный ресурс]. URL: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2016/#3 (дата обращения: 22.09.2016).

7. Академическая мобильность иностранных студентов в России // Факты образования. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130/%D0%A4%D0%9E7.pdf (дата обращения: 13.10.2016).

8. Громов А. Какие вузы привлекают студентов-иностранцев [Электронный ресурс]. URL: https://iq.hse.ru/news/187164580.html (дата обращения: 20.09.2016).

9. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 12.09.2016).

10. Меликян А. В., Железов Б. В. Опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. Т. 7. № 1. C. 156-171.

11. Писляков В. В. Соавторство российских ученых с зарубежными коллегами: публикации и их цитируемость. Препринт WP6/2010/01. М.: ГУ - ВШЭ, 2010. 40 с.

12. Официальный сайт аналитического инструмента SciVal [Электронный ресурс]. URL: https://www.scival.com (дата обращения: 13.10.2016).

13. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1115-1119.


Для цитирования:


Шакирова Ю.А., Щетникова И.Л., Гаряева А.Ф., Шугаепова А.А. Анализ влияния показателей интернационализации на рейтинговые оценки российских вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(6):111-119.

For citation:


Shakirova Y.A., Schetnikova I.L., Garyaeva A.F., Shugaepova A.A. Analysis of internationalization indicators influence on ranking position of Russian universities. University Management: Practice and Analysis. 2016;(6):111-119. (In Russ.)

Просмотров: 26


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)