Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации

https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.063

Полный текст:

Аннотация

Исследовательская статья. Целью статьи является выявление и изучение ключевых факторов, определяющих особенности обучения иностранных студентов в Российской Федерации. В статье раскрываются вопросы оптимизации работы администрации вузов с современным контингентом иностранных студентов с учетом особенностей их мотивации и социокультурного контекста образовательной среды. Причины написания статьи - стремление к обобщению и систематизации опыта практической работы управленческих кадров вузов, курирующих вопросы международных связей и привлечения иностранных студентов. Исследование включает в себя теоретический и практический компоненты. Теоретическая часть построена на анализе истории развития образовательных институтов, связанных с обучением иностранных студентов в СССР и современной России, с использованием историко-компаративистских методов. Эмпирическая часть исследования представляет собой цикл экспертных интервью с представителями учреждений высшего образования (как с преподавательским составом, так и с сотрудниками администрации, курирующими вопросы международных связей) и сотрудниками Федеральной миграционной службы России, а также серию интервью с иностранными студентами московских вузов. Изучение указанных материалов позволило выявить основные цели, с которыми приезжают иностранные учащиеся, проблемы, которые являются наиболее актуальными в процессе адаптации и обучения, а также типологизировать иностранных студентов московских вузов. На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы: во-первых, индивидуальные цели студентов, приезжающих в Россию для получения высшего образования, не сводятся только к получению знаний и квалификационных документов, что необходимо учитывать при организации работы с данным контингентом учащихся; во-вторых, образовательные и жизненные траектории студентов технических и гуманитарных факультетов имеют существенные различия (первые чаще стремятся получить образование, особенно приезжающие по целевым направлениям, а вторые - освоиться в России и найти возможность остаться в стране); в-третьих, основные проблемы, с которыми сталкиваются иностранцы, связаны со сложностями коммуникации в новой культурно-языковой среде; в-четвертых, в настоящее время привлечение иностранных студентов вновь обретает политическое измерение, поскольку государство видит в обучении иностранцев один из способов решения долгосрочных стратегических задач с учетом сложной международной обстановки. Статья может быть полезна сотрудникам администрации вузов, непосредственно курирующим вопросы взаимодействия с иностранными студентами и вопросы организации их учебной деятельности; представителям ректоратов, определяющих приоритеты в выстраивании международных связей вузов; сотрудникам Министерства образования и науки Российской Федерации и иных органов государственной власти, в чью компетенцию входят рассматриваемые вопросы. Ограничением настоящего исследования является необходимость более дифференцированного анализа мотивации и степени адаптации иностранных студентов с учетом особенностей осваиваемых ими направлений подготовки и их языковой, культурной принадлежности. Это же ограничение может стать основой для проведения серии дальнейших исследований, позволяющих более полно проанализировать феномен иностранных студентов в современной России.

Об авторах

И. А. Вершинина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


А. Р. Курбанов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Н. А. Панич
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Шереги Ф. Э., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Демоскоп weekly. 2003. № 97-98 [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/097/analit03.php (дата обращения: 27.06.2016).

2. Панин Е. В. Из истории создания и деятельности Университета для китайских трудящихся в Москве (19251930 годы) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2011. Т. 11. Вып. 2, ч. 2. С. 72-79.

3. Панин Е. В., Харламова Т. И. Коммунистические университеты для национальных меньшинств в Советской России: 1920-1930-е гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 7 (21). Часть III. С. 153-156.

4. Об организации Университета дружбы народов: Постановление Центрального комитета КПСС от 5 февраля 1960 г. № 130 [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=35847 (дата обращения: 27.06.2016).

5. Официальный сайт Российского университета дружбы народов [Электронный ресурс]. URL: http://www.rudn.ru/?pagec=13 (дата обращения: 27.06.2016).

6. Luhmann N. Die Gesellschaft der Gesellschaft. Frankfurt am Mein: Suhrkamp, 1997. 1164 p.

7. Platonova A., Kokarevich M. Formation of Collective Responsibility Principles in Higher Professional Education, Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 206, pp. 434-439.

8. ФилатоваМ. Н., Волкова Л. В. Отношение молодежи к насилию как средству разрешения межличностных и социальных конфликтов // Психология развития и стагнации личности в рамках современного общества. Материалы II Международной научно-практической Интернет-конференции. Система виртуальных конференций PaxGrid. Казань: ИП Синяев Дмитрий Николаевич, 2014. С. 185-196.

9. Арефьев А. Л., Шереги А. Ф. Иностранные студенты в российских вузах. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 с.

10. Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://regulation.gov.ru/Files/GetFile?fileid=b8d37c17-fef6-4e71-91e5-351afe2ff4c7 (дата обращения: 27.06.2016).

11. Черных А., Киселева Е. Россия наращивает импорт студентов (24.04.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2715149 (дата обращения: 27.06.2016).

12. Ватолкина Н. Ш., Федоткина О. П. Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 2 (96). С. 17-26.


Для цитирования:


Вершинина И.А., Курбанов А.Р., Панич Н.А. Иностранные студенты в России: особенности мотивации и адаптации. Университетское управление: практика и анализ. 2016;(6):94-102. https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.063

For citation:


Vershinina I.А., Kurbanov A.R., Panich N.A. Foreign students in Russia: features of motivation and adaptation. University Management: Practice and Analysis. 2016;(6):94-102. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umj.2016.106.063

Просмотров: 455


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)