Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 6 (2014)

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В ВУЗЕ

69-81 4
Аннотация
Британские государственные кампании оценки исследовательской продуктивности (Research Assessment Exercise - RAE, буквально «упражнения исследовательской оценки»), введенные в практику правительством Тэтчер в 1980-х гг., обычно рассматриваются как прототип всех последующих неолиберальных реформ в науке. Общей целью этих реформ провозглашается повышение эффективности реформируемого сектора (в данном случае сектора фундаментальной науки) за счет внедрения рыночных механизмов и поощрения конкурентного начала. В рамках проекта, направленного на изучение механизмов управления наукой и их влияния на академические карьеры, автором исследовалась практика проведения RAE и их последствия. Основные источники данных, которые обсуждаются в данной статье, это (1) неформализованные интервью с британскими учеными-социологами, имевшими опыт управленческой работы на ключевых университетских должностях, и (2) официальные документы, производимые в ходе кампании.
82-88 1
Аннотация
Анализируется финансирование научных исследований в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» на 2007-2013 и 2014-2020 гг. Проводится анализ целей и задач рассматриваемых ФЦП, показано нарушение логической последовательности их постановки. Предлагается новая система целей и задач для обеих ФЦП, призванная повысить их эффективность.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ

18-29 3
Аннотация
Развитие университетов рассматривается как развитие институциональной формы интеллекта в обществе. Соответственно перспективы университетов связываются с фазовым переходом и становлением «когнитивного общества». Рассматриваются особенности когнитивного общества - значимость, масштабы и формы включенности интеллекта в различные процессы в обществе, превращение коллективного интеллекта в ключевую производительную силу. Обсуждается «задание» на развитие университетов, модельные варианты университетов в когнитивном мире. Отмечается возможность становления нового поколения университетов - «когнитивных университетов». Представлен базовый сценарий - «конверсия» высшей школы как переориентация на другие цели, миссии, функции в соответствии с экономическими и социокультурными изменениями в обществе.
30-34
Аннотация
Диверсификация рабочих мест требует от людей непрерывного оперативного получения актуальных практико-ориентированных знаний, что заставляет меняться всю систему образования. Сегодня оно должно быть гибким и всеохватывающим, и сделать его таковым позволяют современное компьютерное оборудование и технологии электронного обучения. Благодаря им не только студенты вузов получают актуальные знания, но и взрослое, работающее население имеет возможность проходить краткосрочное и мобильное обучение на рабочем месте по необходимым программам. Информатизация образования, регулярное изменение способов приобретения знаний заставляет университеты сегодня не просто наблюдать за происходящими изменениями, но максимально быстро адаптироваться к новым условиям, чтобы быть востребованными на образовательном мировом рынке.
35-41 3
Аннотация
В России за два века сформировалась автономная от университетов система профессионального педагогического образования, основными элементами которой стали педагогические семинарии, институты, училища, в последние годы колледжи. Тем не менее подготовка педагогических кадров в нашей стране исторически всегда рассматривалась как одна из основных задач классического университета. В настоящее время высшее профессиональное педагогическое образование признано неэффективным и потому запущен процесс его модернизации, главным образом в форме интеграции педагогических вузов с классическими университетами. Однако механическая передача педагогических вузов в классические университеты без отработки университетской модели подготовки педагога, соответствующих стандартов и учебных программ может еще больше затруднить решение обнажившихся проблем, одна из которых - оптимальное использование сильных сторон университетского образования и накопленных в специализированных вузах опыта и традиций психолого-педагогической подготовки. Университеты способны готовить более продвинутые педагогические кадры, соответствующие требованиям времени. Педагог, имеющий широкий кругозор, практико-ориентированный спектр предметно-профессиональных, информационных, общекультурных компетенций, - это требование XXI в. Именно в этом направлении идет разработка и внедрение новой модели подготовки педагогических кадров в Тюменском университетском комплексе, в котором интегрированы четыре педагогических вуза.
42-48 3
Аннотация
Дается оценка сегодняшнему состоянию высшей школы России. С применением методологических моделей Фурмана и Сорокина доказывается, что высшее образование в России переживает институциональный кризис, определяются его глубина и основные характеристики. Как показывает проведенный анализ, кризисные явления не достигают своего апогея, но заключаются в перераспределении привычных институциональных функций университетов. Кризис дифференцирует вузы России, выделяя среди них несколько эталонных групп, организационные изменения в которых можно рассматривать в качестве ориентиров развития для всей национальной высшей школы.

ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВУЗАХ

49-56 5
Аннотация
Предлагаются многопериодные оптимизационные модели поддержки принятия решений о выборе портфеля проектов в рамках программы стратегического развития университета. Учет рисков осуществляется в рамках теории портфельного инвестирования Г. Марковица с использованием сценарного подхода. В качестве целевой функции используется функция общей удельной полезности, аргументами которой являются уровни достижения стратегических целей в результате осуществления проекта по периодам с учетом значимости целей и величины приведенных затрат по проекту, а также общий объем необходимых ресурсов. Предполагается, что полезность проекта будет зависеть от того, каким образом происходит рост уровней достижения стратегических целей по периодам, при этом для разных целей предпочтительна разная скорость роста их уровня. Также предполагается, что различаются по предпочтительности различные структуры вложения ресурсов по периодам. Корпоративная социальная ответственность университета проявляется при постановке целей с учетом интересов всех заинтересованных сторон. Приведен пример применения предложенных моделей.
57-68 3
Аннотация
В статье анализируется проблема интеграции университетов в региональные сообщества. На основе данных государственной статистики, социологических исследований автор определяет ключевые риски такой интеграции, формирует контуры скоринговой карты, которая позволяет спрогнозировать эффективность процесса научной, образовательной, социальной интеграции небольших региональных вузов и местных сообществ.

ВУЗЫ И КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА

89-101 2
Аннотация
Обосновывается необходимость расширения сложившихся теоретико-прикладных подходов к диагностике конкурентоспособности выпускников. Предлагается методика оценки, основанная на принципах актуализации профессионального потенциала и оценки отдачи ресурсного обеспечения его формирования в условиях конкретного рынка труда. Выявлены значимые факторы и определена сила их связи с результирующей величиной -уровнем конкурентоспособности при разных типах закрепления выпускника на рынке.
102-109 5
Аннотация
В статье изложены результаты социологического исследования, проведенного среди студентов девяти вузов Кемеровской области, отражающие отношение обучающихся к своим образовательным организациям и условиям обучения в них. Студенты демонстрируют достаточно высокий уровень удовлетворенности обучением в высших учебных заведениях, однако уверенность в успешном трудоустройстве по получаемой специальности не очень велика. При этом реализация некоторых условий обучения оценивается студентами ниже, чем их важность, что обусловливает необходимость акцентировать внимание менеджмента высших учебных заведений региона на соответствующие аспекты организации учебно-воспитательного процесса.
110-116 2
Аннотация
Статья посвящена вопросам разработке методики определения доступности высшего образования в регионе среди вузов, реализующих программы развития, финансируемые Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная методика основана на анализе показателей, разработанных Министерством образования и науки РФ для оценки эффективности программ развития, реализуемых вузами. В статье проведен анализ доступности высшего образования в регионе в соответствии с разработанной методикой.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)