Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Когнитивный университет: контуры будущего

Полный текст:

Аннотация

Развитие университетов рассматривается как развитие институциональной формы интеллекта в обществе. Соответственно перспективы университетов связываются с фазовым переходом и становлением «когнитивного общества». Рассматриваются особенности когнитивного общества - значимость, масштабы и формы включенности интеллекта в различные процессы в обществе, превращение коллективного интеллекта в ключевую производительную силу. Обсуждается «задание» на развитие университетов, модельные варианты университетов в когнитивном мире. Отмечается возможность становления нового поколения университетов - «когнитивных университетов». Представлен базовый сценарий - «конверсия» высшей школы как переориентация на другие цели, миссии, функции в соответствии с экономическими и социокультурными изменениями в обществе.

Об авторах

Валерий Сергеевич Ефимов
Сибирский федеральный уни­верситет
Россия


Алла Владимировна Лаптева
Сибирский федеральный уни­верситет
Россия


Список литературы

1. Барнетт Р. Осмысление университета / пер. с англ. Р. Е. Гайлевича // Образование в современной культуре / под ред. М. А. Гусаковского. Минск, 2001. С. 97-124.

2. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030: аналитический доклад / под ред. В. С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 182 с.

3. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Будущее высшего образования в России: экспертное видение // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4. С. 52-64.

4. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Высшее образование в России: вызовы XXI века // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 4. С. 6-17.

5. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Корпоративная культура - инструмент развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 1. С. 23-29.

6. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Форсайт высшей школы России - 2030. Базовый сценарий - «конверсия» высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3. С. 6-21.

7. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Дадашева В. А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 13-48.

8. Ефимов В. С., Лаптева А. В., Румянцев М. В. Будущее высшей школы России: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам делфи-опроса экспертов) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 2. С. 24-37.

9. Иноземцев В. Л. К теории постэкономической общественной формации. М., 1995. 330 с.

10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

11. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. С. 494-505.

12. Кислов А. Г. Университет эпохи постмодерна // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 18-24.

13. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / пер. с фр. А. М. Руткевича. 2-е изд. СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2003. 160 с.

14. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 61-75.

15. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 7. С. 86-87.

16. Переслегин С. Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2007. 619 с.

17. Покровский Н. Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом глобальных изменений // Общественные науки и современность. 2005. № 4. С. 148-154.

18. Постиндустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ Российской Федерации: Доклад Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». СПб., 2005. 127 с.

19. Розин В. М. Рефлексия образов и сферы образования. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.fondgp.ru/lib/mmk/46/#_ftnref16

20. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. С. 392-409.

21. Ясперс К. Идея университета / пер. с нем. Т. В. Тягуновой под ред. О. Н. Шпарага; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 159 с.

22. GordonR. J. Is U.S. economic growth over? Faltering innovation confronts the six headwinds. NBER Working Paper. 2012. № 18315.

23. Readings B. The university in ruins. Cambridge: Harvard University Press, 1996.


Для цитирования:


Ефимов В.С., Лаптева А.В. Когнитивный университет: контуры будущего. Университетское управление: практика и анализ. 2014;(6):18-29.

For citation:


Efimov V.S., Lapteva A.V. Cognitive University: the contours of the future. University Management: Practice and Analysis. 2014;(6):18-29. (In Russ.)

Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)