О современной модели подготовки педагога в структуре университетского комплекса
Аннотация
В России за два века сформировалась автономная от университетов система профессионального педагогического образования, основными элементами которой стали педагогические семинарии, институты, училища, в последние годы колледжи. Тем не менее подготовка педагогических кадров в нашей стране исторически всегда рассматривалась как одна из основных задач классического университета. В настоящее время высшее профессиональное педагогическое образование признано неэффективным и потому запущен процесс его модернизации, главным образом в форме интеграции педагогических вузов с классическими университетами. Однако механическая передача педагогических вузов в классические университеты без отработки университетской модели подготовки педагога, соответствующих стандартов и учебных программ может еще больше затруднить решение обнажившихся проблем, одна из которых - оптимальное использование сильных сторон университетского образования и накопленных в специализированных вузах опыта и традиций психолого-педагогической подготовки. Университеты способны готовить более продвинутые педагогические кадры, соответствующие требованиям времени. Педагог, имеющий широкий кругозор, практико-ориентированный спектр предметно-профессиональных, информационных, общекультурных компетенций, - это требование XXI в. Именно в этом направлении идет разработка и внедрение новой модели подготовки педагогических кадров в Тюменском университетском комплексе, в котором интегрированы четыре педагогических вуза.
Ключевые слова
университетский комплекс,
университетская модель педагога,
одаренная молодежь,
школа одаренных,
академическая гимназия,
педагогическая интернатура,
university complex,
university model of a teacher,
gifted young people,
a school for gifted young people,
academic gymnasium,
pedagogical internship
Список литературы
1. Белякова Е. Г. Содержательные аспекты современной практикоориентированной подготовки студентов - будущих педагогов // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 9: Педагогика. Психология. С. 25-34.
2. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. С. 32-40.
3. Дюркгейм Э. Педагогика и социология. М.: Канон, 1995.
4. ЗагвязинскийВ. И. Наступит ли эпоха возрождения?: Стратегии инновационного развития российского образования: монография. М.: Логос, 2014. 140 с.
5. Концепция развития педагогического образования ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет».
6. Куцев Г. Ф. Учитель из университета // Правда. 1985. 25 марта.
7. Новости образования в мире // Вестник высшей школы. 2009. № 4.
8. Рукшин С. Педвузы - под нож. На пути от плохого к худшему // Учительская газета. 2014. 28 янв.
9. Семенов А. Мы не строим замки на песке // Вести образования. 2014. 20 мая.
10. Шафранов-Куцев Г. Ф., Толстогузов С. Н. Проф-ориентационные практики вуза: монография. М.: Логос, 2014. 196 с.
Для цитирования:
Шафранов-Куцев Г.Ф. О современной модели подготовки педагога в структуре университетского комплекса. Университетское управление: практика и анализ. 2014;(6):35-41.
For citation:
Shafranov-Kutsev G.F. Concerning modern model of teacher training in the structure of university complex. University Management: Practice and Analysis. 2014;(6):35-41.
(In Russ.)
Просмотров: 260