Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
№ 2 (2015)

РЕДАКЦИОННАЯ РУБРИКА 

4-5 239
Аннотация
Олег Борисович Алексеев окончил Московский государственный историко-архивный институт. С 2003 по 2010 г. - член правления, руководитель блока управления персоналом и корпоративными отношениями в ГК «Ренова». С ноября 2010 по 2013 г. включительно являлся вице-президентом, главным управляющим директором по образованию и исследованиям Фонда «Сколково». В Фонде отвечал за организацию исследовательского комплекса и образовательные проекты (Сколковский институт науки и технологий, Открытый университет Сколково и «Школа Сколково»), взаимодействие с университетами и РАН, а также создание инновационно-продуктивной среды и культуры Сколково. Входил в состав управляющего комитета по взаимодействию Сколковского института науки и технологий с Массачусетским технологическим институтом. С 2012 г. по настоящее время - член Международного консультативного совета повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов.

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ ВУЗА 

6-16 309
Аннотация
В статье описаны исследования автора в области разработки моделей функционирования высшего учебного заведения в условиях нормативного финансирования и приема студентов на платной основе. Решаются проблемы, связанные с определением возможности обеспечения безубыточного функционирования в условиях предоставления студентам льгот по оплате обучения, использования дополнительных учебных площадей для увеличения контингента обучающихся, экономии на условно-постоянных расходах. Для получения необходимых результатов построены три модели, позволяющие определить финансовое положение вуза и использующие разработанный алгоритм упрощенного расчета норматива подушевого финансирования, соответствующий основным положениям его практического определения. Результаты моделирования показали, что в условиях нормативного финансирования предоставление студентам льгот на оплату обучения ведет к ухудшению финансового положения вуза, увеличение учебных площадей для приема дополнительных студентов приводит к дефициту финансирования, а экономия на условно-постоянных расходах возможна только при их жесткой фиксации и при достижении определенной численности студентов. Дальнейшие исследования могут осуществляться в направлении определения связи величины условно-постоянных расходов с точкой безубыточности и разработки модели, отражающей финансовое положение вуза при установлении единого норматива финансирования, не учитывающего индивидуальные особенности функционирования. Разработанные модели и полученные результаты могут использоваться вузами для обоснования возможностей установления льгот по оплате обучения и оптимизации использования учебно-лабораторных площадей.

ВУЗ И РЫНОК ТРУДА 

85-93 300
Аннотация
Мобильность выпускников школ обусловливает дифференциацию вузов по уровню исходной ресурсной готовности абитуриентов. Для вузов задаются нормативные требования коэффициента «трудоустройство выпускников по специальности» без учета оценки реальных усилий по повышению уровня профессиональной готовности. Для оценки реальных усилий вуза в обеспечении трудоустройства выпускников предлагается учитывать исходный потенциал абитуриентов и возрастающую готовность состояться в профессии в ходе обучения. Выявленный характер и сила влияния этих факторов на степень профильности трудоустройства и уровень конкурентоспособности выпускников легли в основу сценарных прогнозов распределения выпускников по типам занятости и результативности актуализации профессионального потенциала. По результатам сделан вывод о необходимости изменения подхода к установлению нормативных значений коэффициента «трудоустройство по специальности» с учетом региональных, конъюнктурно обусловленных параметров рынка труда, уровня подготовленности абитуриентов и усилий, предпринимаемых вузами по его наращиванию.
94-103 303
Аннотация
Статья предлагает концепцию прозрачной информационной среды рынка труда как один из инструментов для повышения эффективности функционирования высших учебных заведений. Цель статьи - на основе анализа зарубежного опыта описать концепцию прозрачной информационной среды рынка труда, которая предназначена для создания новой системы связей между участниками рынка труда, рынка образовательных услуг, членами общества и общественными/профессиональными организациями. Методология исследования базируется на элементах теории информации в области создания новых и повышения эффективности работы существующих каналов связи. Предложены подходы, повышающие полезность использования информации (прагматическая мера), а также уменьшающие неосведомленность конечных пользователей (синтаксическая мера). Методология включает элементы, повышающие рост информационной культуры, которые приведут к позитивным изменениям в структуре экономики, структуре труда и в сфере образования. В основе предлагаемой концепции лежит тезис о свободе доступа к информации и ее распространению. Статья включает введение, четыре части и заключение. Первая часть раскрывает концепцию прозрачной информационной среды рынка труда с позиции вуза. Во второй части показаны современные проблемы образования с точки зрения вузов, а именно сложности, связанные с поведенческими особенностями абитуриентов при поступлении. В третьей части прозрачная информационная среда представлена как перспективное управленческое решение для вуза, позволяющее повысить эффективность информационных каналов между местным рынком образовательных услуг и региональным рынком труда. В четвертой части изложена идея реализации прозрачной информационной среды на платформе университета. Предполагается, что создание в регионе прозрачной информационной среды, отражающей не только текущие и будущие параметры рынка труда, но также результаты и качество обучения в вузах, поможет привлечь студентов и, как следствие, окажет позитивное влияние на имидж вуза, преподавательский состав, на социально-экономическую сферу региона. В статье приведены примеры специальных показателей, позволяющих оценить качество подготовки абитуриентов, их результативность во время учебы и успешность трудоустройства по окончании образовательного учреждения. В перспективе данные, используемые для получения показателей, также позволят работодателям оценить компетенции будущих работников и предложить программы подготовки для нужд рынка труда. В свою очередь, для индивида (выпускника, безработного, человека, желающего изменить сферу профессиональной деятельности) появляется возможность построения индивидуальной траектории карьерного роста с четким пониманием степени соответствия своих личных возможностей перспективным требованиям рынка труда.

УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯМИ 

35-46 265
Аннотация
Категория I23 «Высшее образование. Научно-исследовательские учреждения» появилась в «Журнале экономической литературы» как поле в классификации JEL в декабре 2004 г. Данные электронной библиографии EconLit показывают, что на конец 2005 г. в ней было отражено 304 публикации с кодом I23. За период 2006-2013 гг. прирост составил 6176 работ (увеличение в 20 раз). Доля этой области в общем объеме записей электронной библиографии EconLit выросла с 0,2 % в 2004 г. до 1,8 % в 2013 г. Эти показатели указывают на растущий интерес исследователей к проблемам высшего образования и научно-исследовательских институтов, которые во многих странах мира входят в состав университетов. В последние годы в России резко выросла значимость задачи сравнения достижений отечественного высшего образования и отечественной науки с мировым уровнем. Поэтому все большую актуальность приобретает научная задача составления обзоров зарубежного опыта в рассматриваемой области, в первую очередь новых направлений научных исследований, возникающих на пересечениях предметных областей. За 2006-2013 гг. при помощи библиометрического анализа на основе EconLit нами выявлено 376 подобных пересечений. Поскольку рамки одной статьи не позволяют осветить все новое в микрообласти I23, было решено начать с делений макрообласти C Математические и количественные методы, для которой на конец 2005 г. не было ни одного пересечения, а на конец 2013 г. их стало 29. Мы представляем 24 новых направлений исследований, охватывающие 105 публикаций, а также краткие комментарии к 29 работам. Лидерами в списке новых направлений являются пересечения с микрообластями: 1) C51 Построение модели и оценка, 2) C78 Теория контрактов; теория согласования. Свободны для развития новых направлений 37 кодов из макрообласти C. Выявлена тенденция использовать как отдельные методы, так и комплексы, которые включают в себя сочетание различных моделей, программного обеспечения и средств извлечения и анализа данных.
47-56 344
Аннотация
В статье исследуется публикационная активность соискателей ученой степени доктора наук российских вузов. Научные исследования в настоящее время переходят в статус приоритетного направления деятельности высшей школы. В связи с этим докторанты и соискатели ученой степени, выполняющие докторскую диссертацию на базе вуза, как будущая его опора в науке, заслуживают пристального внимания. Результаты своих исследований ученые представляют мировому научному сообществу через публикации статей, монографий, докладов на научных конференциях. Поэтому публикационная активность ученого является одним из главных критериев при оценке результативности его деятельности. В то же время со стороны ВАК повышаются требования к числу публикаций соискателей ученых степеней. Эти причины вызвали необходимость в оценке публикационной активности соискателей ученой степени доктора наук. В качестве исходных были использованы данные, предоставляемые диссертационными советами в электронной форме ежегодных отчетов. Публикационная активность соискателей ученой степени доктора наук также оценивалась на основе данных, полученных из электронных ресурсов eLIBRARY.RU и Web of Science. Для оценки «постзащитной» публикационной активности сравнивались соискатели ученой степени доктора наук, работающие в вузах и академических институтах, защитившие докторскую диссертацию в 2010 г. В статье представлен количественный анализ публикационной активности соискателей ученой степени доктора наук до и после защиты диссертации. Исследования «предзащитной» публикационной активности соискателей показали, что возраст не является фактором, определяющим количество публикаций соискателя ученой степени доктора наук. Публикационная активность по теме диссертации появляется в момент принятия решения о подготовке диссертации. Подготовка диссертации занимает в среднем 6-8 лет, в результате чего соискатели докторской степени вне зависимости от возраста приходят к защите с примерно одинаковым публикационным багажом, достаточным для получения ученой степени доктора наук. В среднем в 2014 г. на момент защиты докторской диссертации соискатель имел 53 публикации по теме диссертации, 19 из которых являлись статьями в журналах, рекомендованных ВАК. Причем эти значения сильно различаются для разных отраслей науки (например, общее количество публикаций на одного соискателя для социологических наук составляет 42, а для геолого-минералогических наук - 72). Дальнейшая «постзащитная» научная активность докторов наук характерна для 90% лиц, защитивших диссертацию. При этом 50% соискателей, работавших в вузах на момент защиты диссертации, и 70%, работавших в государственных академиях наук, ведут активную научную работу, имея в среднем 3-4 публикации в год в «постзащитный» период. Анализ публикационной активности тех же соис -кателей по базе цитирований Web of Science выявил высокую активность для естественно-научных направлений исследований как до защиты докторской диссертации, так и после защиты. В дальнейшем планируется провести тотальное исследование публикационной активности всех соискателей ученой степени доктора наук за несколько лет. Представленная информация может быть полезной как для лиц, участвующих в системе аттестации кадров высшей научной квалификации, так и для самих соискателей докторской степени. Исследование публикационной активности российских соискателей ученой степени доктора наук было проведено впервые. Полученные результаты позволяют оценить состояние и перспективы развития науки на уровне подготовки докторских диссертаций и «постзащитной» публикационной активности защитившихся докторов наук.
57-64 447
Аннотация
Данная концептуальная статья посвящена современному положению университетских научных изданий в России и возможностям их развития. Ее также можно рассматривать как кейс по управлению деятельностью научных журналов в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Цель работы состоит в анализе существующей ситуации в научной периодике, миссии и перспектив развития научных журналов с точки зрения университета как учредителя. Актуальность исследования обусловлена принципиальными изменениями, происходящими в последние годы как в высшей школе, так и в российской научной периодике. В статье приведены краткая историческая справка по развитию международной системы научных публикаций и анализ ее современного состояния, что необходимо для понимания места российских научных журналов в этой системе. Авторы анализируют функции и задачи современного научного журнала, в частности университетского. Обоснована необходимость создания системы управления деятельностью научных журналов в вузе; приведен пример создания такой системы в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. В статье приводятся конкретные рекомендации по модернизации научных журналов, разделению ролей издателя и редакции, соблюдению этических норм научных публикаций. Новизна работы состоит прежде всего в новом взгляде на деятельность научных журналов: какова их миссия в университете, как сочетать интересы вуза и развития журнала, каковы должны быть взаимоотношения учредителя журнала и его редакции.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ВУЗА 

65-73 342
Аннотация
Данная статья описывает опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по проведению кадровой политики на примере организации открытого конкурса на должности научно-педагогических работников (НПР). Цель - рассмотрение подходов к решению проблем кадрового обеспечения региональных вузов. Качество кадров сегодня определяет качество деятельности вуза, подбор кадров является одной из главных задач вузовского управления. Для решения основной цели были поставлены конкретные задачи по организации конкурса и предложены способы решения каждой из них. Задачи, поставленные в статье, были раскрыты за счет проведения анализа рынка труда в сфере образования, обобщения опыта ведущих российских университетов по привлечению персонала в России, проведения опроса среди вновь принятых на работу преподавателей с целью изучения факторов выбора вуза, мотивации и способов поиска работы в академической среде, применения метода экспертных оценок. В результате использования различных инструментов кадровой работы университету удалось создать альтернативный конкурс, осуществить ротацию около 10% штатного состава НПР, повысить долю преподавателей с учеными степенями и званиями, снизить средний возраст НПР с 47 до 42 лет. Проведенное исследование в данной области поможет другим вузам привлечь преподавателей из внешней среды, в том числе из других регионов, обеспечить приток новых идей, сформировать новые научные направления и школы. В качестве научной новизны статьи стоит выделить внедрение матрицы как критерия подбора кадров на должности НПР, сформулированной в терминах результатов, соответствующих содержанию эффективного контракта преподавателя. Такой подход позволил исключить межличностный фактор, поскольку процедура оценки стала прозрачной и объективной. Для расширения возможности горизонтальной карьеры помимо традиционной должности «доцент» введены дополнительно должности «доцент-исследователь» и «доцент-бизнес-консультант». Для каждой из должностей разработаны формы эффективных контрактов исходя из специфики названий. Университет рассматривает данный проект не только как серьезный шаг в развитии своего кадрового потенциала, но и как вклад в развитие города и Дальневосточного региона, для которого проблема оттока квалифицированных кадров на запад стоит весьма остро.
74-84 260
Аннотация
Цель статьи - представить результаты эксперимента по разработке и внедрению информационной системы стимулирования сотрудников вуза, не занятых в преподавательской деятельности. Приводится обзор текущей ситуации в сфере стимулирования труда в вузах. Составлен набор показателей оценки работы сотрудников и рассмотрена экспертная оценка этих показателей и их групп руководителями отделов вуза, обработанная по методу Дельфи. Предложена информационная система учета деятельности сотрудников, описан ее алгоритм, спроектированы потоки данных с помощью DFD-диаграмм, проведен краткий статистический анализ результатов внедрения этой системы. Проведено измерение ее влияния на работу сотрудников (так, например, в передовой части коллектива активность работы повысилась примерно на 67% за первые три квартала внедрения системы). Дальнейшими направлениями исследования являются: более плотная увязка системы с формой эффективного контракта, совершенствование перечня показателей оценки сотрудников (в основном по специфике отделов), совершенствование системы аттестации сотрудников и схем их продвижения по карьерной лестнице, разработка подсистемы оценки деятельности руководителей. Внедрение системы возможно в любом вузе, при наличии дополнительного стимулирующего фонда для поощрения сотрудников, не занимающихся преподавательской деятельностью. При внедрении подобных систем необходима поддержка руководства на уровне ректора вуза. Ценность статьи заключается в том, что предложена модель оценки деятельности сотрудников вуза, не занятых в преподавательской деятельности, учитывающая достижения и упущения за выбранный отчетный период, позволяющая построить рейтинговый список и предусматривающая начисление ежеквартальных стимулирующих выплат на основе рейтинговой оценки. Разработана информационная система для «прозрачного» учета и расчета стимулирующих выплат. Осуществлена декомпозиция трудовой сферы деятельности сотрудников, в результате которой выделены пять направлений: техника безопасности и пожарная безопасность (ТБ и ПБ), трудовая дисциплина (ТД), исполнительская дисциплина (ИД), интенсивный труд (ИТ) и качество работы (КР+, КР-). Сфор -мирован перечень возможных показателей оценки деятельности сотрудников, включающий 43 универсальных показателя, мало зависящих от рода деятельности, и около 70 показателей, учитывающих специфику работы. Статья может быть полезна для проректоров по экономическому направлению и лиц, ответственных за стимулирование труда в вузах (и других бюджетных организациях)

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

17-26 802
Аннотация
Статья является обзорной. Ее цель - систематизация и анализ форм реализации студенческой мобильности и инструментов ее государственной поддержки в Российской Федерации в сравнении с общемировыми подходами. Существующие международные и национальные рейтинги, мониторинг эффективности деятельности вузов включают показатели академической мобильности. Вместе с тем она еще не идентифицирована как объект управления, требует описания и систематизации в целях упорядочения практик и развития инструментов реализации различных форм мобильности на уровне отдельного вуза. В статье предложена интегральная классификация форм международной студенческой мобильности на основе следующих критериев: цели мобильности, период образования, институционализация мобильности, степень включенности в образовательный процесс. В соответствии с ней в статье систематизируются существующие подходы к реализации студенческой мобильности и инструментов ее государственной поддержки в Российской Федерации в сравнении с международной практикой, приводится статистика. В результате проведенного обзорного исследования в статье сделана попытка сформировать целостную картину существующих в настоящее время тенденций в сфере поддержки и развития студенческой мобильности в Российской Федерации. Авторы делают вывод о том, что в России в наибольшей степени развита входящая мобильность в целях получения полного высшего образования, создан действенный механизм ее государственной поддержки. Потенциал развития краткосрочной студенческой мобильности в форме включенного обучения и совместных образовательных программ пока реализуется лишь в незначительной степени, основан на системе межвузовского сотрудничества, и требуется государственное регулирование для устранения существующих барьеров. В частности, решение этой задачи потребует расширения регионального охвата вузов-партнеров, развития модульности учебного процесса и создания конкурентоспособных семестровых программ на иностранных языках в области технических, гуманитарных и естественных наук, улучшения инфраструктуры и социально-бытового обеспечения университетов, повышения уровня жизни. Необходимы дальнейшее исследование существующих практик, барьеров и возможностей для каждого вида студенческой мобильности, систематизация международного опыта. Открытым остается вопрос о действительных результатах и эффективности студенческой мобильности для студента, вуза и страны в целом. В статье сложный социально-экономический феномен студенческой мобильности рассматривается как объект управления и инструмент достижения образовательных целей. Это связано с растущими потоками входящей и исходящей академической мобильности, необходимостью их планирования, регулирования, контроля и интеграции с образовательным процессом в вузе. Статья предназначена для специалистов университетов в области международной деятельности, а также всего профессорско-преподавательского состава вузов, вовлеченного в реализацию образовательных программ с международной составляющей.
27-34 274
Аннотация
Статья посвящена новым тенденциям в экспорте образования и усилению конкуренции на мировом рынке образовательных услуг. Страны, традиционно направляющие студентов на обучение за рубеж, стали привлекать иностранных студентов на обучение. Национальные стратегии Китая, Южной Кореи, Малайзии предусматривают удвоение числа иностранных студентов. В то же время ведущие страны-экспортеры смягчают миграционное законодательство, чтобы сохранить темпы роста и число иностранных студентов в своих национальных университетах. В этих новых условиях Россия пока не представила программу продвижения российского образования, и начало новой приемной кампании в вузы осложняется геополитической и финансовой ситуацией.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)