Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования

Полный текст:

Аннотация

Статья является обзорной. Ее цель - систематизация и анализ форм реализации студенческой мобильности и инструментов ее государственной поддержки в Российской Федерации в сравнении с общемировыми подходами. Существующие международные и национальные рейтинги, мониторинг эффективности деятельности вузов включают показатели академической мобильности. Вместе с тем она еще не идентифицирована как объект управления, требует описания и систематизации в целях упорядочения практик и развития инструментов реализации различных форм мобильности на уровне отдельного вуза. В статье предложена интегральная классификация форм международной студенческой мобильности на основе следующих критериев: цели мобильности, период образования, институционализация мобильности, степень включенности в образовательный процесс. В соответствии с ней в статье систематизируются существующие подходы к реализации студенческой мобильности и инструментов ее государственной поддержки в Российской Федерации в сравнении с международной практикой, приводится статистика. В результате проведенного обзорного исследования в статье сделана попытка сформировать целостную картину существующих в настоящее время тенденций в сфере поддержки и развития студенческой мобильности в Российской Федерации. Авторы делают вывод о том, что в России в наибольшей степени развита входящая мобильность в целях получения полного высшего образования, создан действенный механизм ее государственной поддержки. Потенциал развития краткосрочной студенческой мобильности в форме включенного обучения и совместных образовательных программ пока реализуется лишь в незначительной степени, основан на системе межвузовского сотрудничества, и требуется государственное регулирование для устранения существующих барьеров. В частности, решение этой задачи потребует расширения регионального охвата вузов-партнеров, развития модульности учебного процесса и создания конкурентоспособных семестровых программ на иностранных языках в области технических, гуманитарных и естественных наук, улучшения инфраструктуры и социально-бытового обеспечения университетов, повышения уровня жизни. Необходимы дальнейшее исследование существующих практик, барьеров и возможностей для каждого вида студенческой мобильности, систематизация международного опыта. Открытым остается вопрос о действительных результатах и эффективности студенческой мобильности для студента, вуза и страны в целом. В статье сложный социально-экономический феномен студенческой мобильности рассматривается как объект управления и инструмент достижения образовательных целей. Это связано с растущими потоками входящей и исходящей академической мобильности, необходимостью их планирования, регулирования, контроля и интеграции с образовательным процессом в вузе. Статья предназначена для специалистов университетов в области международной деятельности, а также всего профессорско-преподавательского состава вузов, вовлеченного в реализацию образовательных программ с международной составляющей.

Об авторах

Н. Ш. Ватолкина
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Россия


О. П. Федоткина
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Россия


Список литературы

1. Арефьев А. Л. Подготовка кадров для зарубежных стран в России и в мире [Электронный ресурс]. URL: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2013/Krasnova.pdf (дата обращения 29.01.2015).

2. Арефьев А. Л. Тенденции экспорта российского образования. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. 240 с.

3. Опыт российских вузов по созданию и реализации различных моделей образовательных программ (материал подготовлен при участии ФГУП «Научно-исследовательский центр экономических преобразований») [Электронный ресурс]. URL: http://inpro.msu.ru/PDF/opyt_vuzov.pdf (дата обращения 19.02.2015).

4. Стипендия «Болашак» [Электронный ресурс]. URL: http://www.uchi.kz/bolashak (дата обращения 10.02.2015).

5. Ткач Г. Ф, Филиппов В. М. Организационно-правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг: монография. Москва: РУДН, 2014. 288 с.

6. Interim evaluation of Erasmus Mundus II (2009-2013): Final Report. Brussels, 9 March 2012 [Electronic resource]. URL: http://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/1/2012/EN/1-2012-515-EN-F1-1.Pdf (accessed 19.02.2015).

7. International Migration Outlook 2014. OECD Publishing, 2014. 428 p. DOI: 10.1787/migr_outlook-2014-en. [Electronic resource]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/migr_outlook-2014-en (accessed 12.02.2015).

8. New Colombo Plan [Electronic resource]. URL: http://dfat.gov.au/new-colombo-plan (accessed 10.02.2015).


Для цитирования:


Ватолкина Н.Ш., Федоткина О.П. Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(2):17-26.

For citation:


Vatolkina N.S., Fedotkina O.P. Students academic mobility in the context of education internationalization. University Management: Practice and Analysis. 2015;(2):17-26. (In Russ.)

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)