Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

Модели функционирования высшего учебного заведения в условиях нормативного финансирования

Полный текст:

Аннотация

В статье описаны исследования автора в области разработки моделей функционирования высшего учебного заведения в условиях нормативного финансирования и приема студентов на платной основе. Решаются проблемы, связанные с определением возможности обеспечения безубыточного функционирования в условиях предоставления студентам льгот по оплате обучения, использования дополнительных учебных площадей для увеличения контингента обучающихся, экономии на условно-постоянных расходах. Для получения необходимых результатов построены три модели, позволяющие определить финансовое положение вуза и использующие разработанный алгоритм упрощенного расчета норматива подушевого финансирования, соответствующий основным положениям его практического определения. Результаты моделирования показали, что в условиях нормативного финансирования предоставление студентам льгот на оплату обучения ведет к ухудшению финансового положения вуза, увеличение учебных площадей для приема дополнительных студентов приводит к дефициту финансирования, а экономия на условно-постоянных расходах возможна только при их жесткой фиксации и при достижении определенной численности студентов. Дальнейшие исследования могут осуществляться в направлении определения связи величины условно-постоянных расходов с точкой безубыточности и разработки модели, отражающей финансовое положение вуза при установлении единого норматива финансирования, не учитывающего индивидуальные особенности функционирования. Разработанные модели и полученные результаты могут использоваться вузами для обоснования возможностей установления льгот по оплате обучения и оптимизации использования учебно-лабораторных площадей.

Об авторе

С. А. Беляков
Центр экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Беляков С. А. Оценка экономического положения образовательных учреждений // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5-6. С. 112-120

2. Беляков С. А. Финансирование образования в Российской Федерации. М.: МАКС Пресс, 2006. 304 с.

3. Беляков С. А., Федотов А. В., Фигурин А. В. Процессы объединения в системе высшего образования: проблемы и возможности // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 6. С. 8-18.

4. Кельчевская Н. Р., Слукина С. А. Методические вопросы определения точки безубыточности для образовательной деятельности вуза и оптимизации уровня цены образовательных услуг // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 2. С. 52-58.

5. Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений / Утверждены приказом Минфина России и Минэкономразвития Рос сии от 29.10.2010 № 137н/527 [Электронный ресурс] // Минфин России: [сайт]. URL: http://www.minfin.ru/ru/document/index.php?group_type=&q_4=методические+рекомендации+по+расчету+нормативных+затрат&DOCUMENT_NUMER_4=&M_DATE_from_4=&M_DATE_to_4=&P_DATE_from_4=&P_DATE_to_4=&t_4=906611936&order_4=P_DATE&dir_4=DESC (дата обращения: 06.03.2015).

6. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ / Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173432 (дата обращения: 06.03.2015).


Для цитирования:


Беляков С.А. Модели функционирования высшего учебного заведения в условиях нормативного финансирования. Университетское управление: практика и анализ. 2015;(2):6-16.

For citation:


Belyakov S.A. Models of higher education institution functioning in the context of normative financing. University Management: Practice and Analysis. 2015;(2):6-16. (In Russ.)

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)