Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск
Том 22, № 4 (2018)
Скачать выпуск PDF

ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ

5-8 12
Аннотация
Интервью главного редактора А. К. Клюева с ректором НИУ «Высшая школа экономики» Я. И. Кузьминовым

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ВУЗЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКИ

9-22 15
Аннотация
Исследовательская статья с элементами кейса и иллюстрацией конкретных расчетов на основе разработанной модели с использованием данных пилотного вуза. Цель - сформировать модель поддержки управленческих решений по эффективному использованию имущества вуза, провести исследование на основе такой модели и предложить рекомендации по повышению эффективности деятельности вуза в целом. В статье анализируется достаточность бюджета для содержания имущества вуза и обеспечения его текущей деятельности, а также рассматриваются возможности повышения эффективности использования имущества, предлагается модель поддержки принятия управленческих решений в отношении недвижимого имущества вуза. Данная модель формируется из нескольких подмоделей: «учебная деятельность», «научная деятельность», «проживание», «стоимость использования», «развитие имущественного комплекса», «бюджет». Она может использоваться для имитационных расчетов «что если» с целью анализа различных сценариев изменения параметров внешней среды и внутренних параметров управления (в частности, сценариев по достижению стратегических целей вуза) и прогноза результатов деятельности на основе расчетных показателей вуза. Методологической основой исследования явились общенаучные методы, такие как анализ и синтез, моделирование и классификация, а также методы теории принятия решений. Имитационные расчеты позволяют выделить наиболее важные (существенные) факторы влияния на финансовый результат вуза. Например, сценарные и параметрические расчеты показывают, что для вузов с высокой степенью загруженности помещений рост количества студентов (контрольных показателей приема) при прежней эффективности использования помещений требует строительства новых зданий и в текущих условиях функционирования возможен только при поддержке государства. Повышение эффективности использования имущества позволяет обеспечить рост целевых показателей вуза без дополнительных инвестиций со стороны государства. В условиях снижения контингента студентов модель позволяет оценить необходимую величину оптимизации удельных экономических показателей для формирования бездефицитного бюджета. Новым в статье является разработка и построение модели, которая в комплексе увязывает учебную и научную деятельность вуза, формирование расписания для студентов и загрузку аудиторий, содержание помещений и общежитий, а также бюджет вуза. Подход универсален и применим в любом учреждении высшего образования. Разработанная модель может послужить методической основой для тиражирования предложенного подхода и поиска путей повышения эффективности организаций высшего образования. Применение модели для параметров (условий) конкретных вузов позволит их руководству целенаправленно задавать параметры развития вуза для рационального применения программно-целевого подхода по развитию и достижению целевых показателей. В будущем исследователи могут выполнить более детальные эмпирические разработки по совершенствованию с учетом многообразия внутренних и внешних факторов. Результаты данного исследования имеют практическую значимость для проректоров по экономике, административно-хозяйственной работе, начальников финансово-экономических управлений, а также для руководителей вузов, принимающих решения о формировании стратегии развития в условиях ограниченного бюджета с учетом рисков.
23-30 17
Аннотация
Целью написания статьи является адаптация существующей методики анализа безубыточности для целей управления фандрайзингом и эндаументом в рамках финансирования вузов на современном этапе. Потребность в данных инструментах обусловлена реформами в области финансирования российских вузов, а также неблагоприятным влиянием на доходную часть их бюджета демографической ситуации в стране. С целью диверсификации источников финансирования вузов в мировой практике предлагается использовать фандрайзинг. Очевидно, что с целью повышения эффективности фандрайзинга целесообразно сочетать указанный механизм финансирования с другими финансовыми инструментами. Для определения наиболее оптимального их сочетания авторами предлагается использовать адаптированный многокомпонентный анализ безубыточности. Использование на практике предложенных авторами подходов позволит оценить эффективность фандрайзинга и эндаумента в условиях конкретного вуза и не допустить возникновения убытков еще на стадии планирования и заключения договоров. Областью применения результатов проведенного исследования является управление финансами вузов и соответствующих управляющих компаний.
31-39 12
Аннотация
Данная статья является кейсом. Цель статьи - исследование влияния эволюции института кадастровой оценки на деятельность и финансовую устойчивость российских вузов. В ходе анализа было установлено, что внедрение кадастровой стоимости в практику работы российского образования вкупе с изменением правил субсидирования налогов и другими складывающимися негативными тенденциями последних лет существенно увеличивает финансовую нагрузку образовательного учреждения. В методологическом плане проведенное исследование базируется на системном анализе изменений российского законодательства, а также практике оценки и оспаривания кадастровой оценки в российских регионах (на примере Тамбовской области). Исходя из проведенного исследования сделаны следующие выводы: • изменения 2016 г. в порядке субсидирования земельного налога существенно увеличили финансовую нагрузку на российские образовательные учреждения, что потребовало дополнительного изыскания средств, формируемых за счет внебюджетных источников; • произошедшие в 2014 г. изменения в порядке уплаты налога на имущество организаций в перспективе могут дополнительно увеличить налоговые отчисления по указанному налогу; • дальнейшее внедрение института кадастровой оценки в работу вузов создает угрозу их финансовой устойчивости. С учетом того, что кадастровая стоимость в большинстве российских регионов завышена, в практическом плане работа финансового менеджмента должна быть направлена на приведение ее к рыночному уровню. Сама процедура оспаривания кадастровой стоимости четко регламентируется законодательством и требует от руководства вузов пристального внимания. Основной ценностью настоящей статьи является рассмотрение института кадастровой оценки как фактора угрозы финансовой устойчивости российских вузов. В статье показан механизм такой угрозы (как уже проявившейся, так и перспективной). Важной заслугой авторов являются рекомендации для образовательных учреждений в вопросах оптимизации земельного и имущественного налогов.
40-51 11
Аннотация
В статье представлены результаты преобразования структуры управления подразделениями социального комплекса национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Необходимость структурных изменений возникла как следствие реорганизации высшего учебного заведения путем присоединения к нему другого вуза. Вторая причина преобразований данного комплекса связана с участием университета в проекте 5-100 (программе повышения конкурентоспособности российских университетов). Цель работы - оценка осуществленных преобразований с позиций эффективности управления социальным комплексом. Статья содержит характеристику потенциала указанного комплекса до реорганизации, а также его состояния после структурных преобразований, в ходе которых ресурсный состав комплекса вырос более чем в 2 раза. Для установления особенностей фактически сложившейся за последние годы управленческой структуры в сравнении с ее вариантом, спроектированным при реорганизации, привлекли метод общеорганизационной экспертизы и процедуры социометрического опроса. Определение сложности действующей организационной структуры социального комплекса и степень ее устойчивости в координатах «централизация - децентрализация» управления осуществили в рамках информационного анализа. По итогам анализа выявлено, что действующая в настоящее время объединенная структура управления социальным комплексом университета в полной мере воспроизводит его отлаженную систему управления до реорганизации. Высокий уровень менеджмента обеспечивается сохранением вертикального разделения труда для фрактально реплицированных основных организационных блоков комплекса, горизонтального разделения большей части функциональных подразделений, преобразованных в матричной структуре управленческих связей инженерной службы и финансово-экономического отдела. Немаловажным для повышения эффективности структуры управления оказалось стимулирование развития системы горизонтальных связей между сотрудниками социального комплекса, действующими на каждом из его иерархических уровней. Минимизирована информационная сложность структуры рассматриваемого комплекса. Достигнуто снижение численности управленческого персонала. Перечисленные организационные преобразования обеспечили в короткие сроки достижение высокой конкурентоспособности социального комплекса, что способствовало успешному решению основных задач университета в рамках проекта 5-100.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

52-67 41
Аннотация
Университеты сформировались в эпоху коммуникации посредством «печатного текста», и происходящая в последние десятилетия в мире цифровая революция создает для них новые возможности и вызовы. Цифровые технологии образуют принципиально новую основу для производства, хранения и трансляции знания; они приводят к глубокой трансформации всех видов коммуникации, содержания и организации мышления и деятельности. Для управления процессами развития высшей школы в России важно понимать, какое место в приоритетах развития университетов занимает их цифровая трансформация, ведут ли их стратегии к лидерству в производстве и использовании современных цифровых технологий в исследовательской, образовательной и управленческой деятельности или есть риск превращения российских университетов в аутсайдеров формирующегося цифрового мира. В статье представлены результаты масштабного опроса экспертов (1481 эксперт из 65 вузов) по вопросам перспектив и приоритетов развития университетов в России. Ключевые вопросы исследования: какое место занимает «цифровизация» среди масштабных изменений («трендов»), воздействующих на высшую школу; какое место занимает «цифровой вызов» среди других вызовов; в какой мере приоритеты управления российскими университетами отражают значимость «цифрового вызова». Согласно данным опроса, «тотальная цифровизация» экономики и общества будет ведущей тенденцией в перспективе до 2035 г. Соответственно, «вызов цифровизации» (необходимость перехода к масштабному использованию цифровых технологий в образовании, в исследовательской деятельности и в управлении университетом) будет наиболее значимым для университетов. По мнению экспертов, инвестиции в цифровую инфраструктуру должны занимать значимое место в системе приоритетов развития и должны дать «быстрые эффекты». Опрос показывает определенный разрыв между «должной» (с позиции экспертов) и фактической структурой приоритетов развития российских университетов. Главным трендом изменений и вызовом для университетов является «цифровизация», при этом среди фактических приоритетов инвестиций в развитие на первых позициях находится «PR и продвижение университета», «сотрудничество с Минобрнауки и федеральными агентствами», а инвестиции в цифровую инфраструктуру находятся лишь на третьем месте. Еще ниже фактический приоритет таких значимых, по мнению экспертов, направлений инвестиций, как мотивация преподавателей и студентов («инвестиции в активность»); международное сотрудничество; сотрудничество с бизнесом; образовательные технологии нового поколения; привлечение «новых студентов»; привлечение «новых кадров»; развертывание поисковых исследований; поддержка научных школ.Результаты опроса показывают необходимость корректировки стратегических приоритетов российских университетов. При сохранении высокой приоритетности инвестиций в цифровые технологии, требуется повысить приоритетность инвестиций в человеческий капитал - в «новые кадры» (привлечение ведущих ученых, практиков с уникальным опытом, талантливых молодых ученых и преподавателей), в стимулирование активности преподавателей, сотрудников и студентов, их включенность в процессы развития.
68-82 23
Аннотация
Настоящая статья представляет собой анализ кейса Копенгагенского университета по созданию полиязычной среды. В статье проанализированы документы университета, описывающие стратегические и тактические подходы к реализации идеологии полиязычности в университете, исследования, посвященные данному вопросу, и материалы, полученные в ходе глубинных интервью с сотрудниками университета. Актуальность изучения практик мировых университетов по созданию полиязычной среды обусловлена, с одной стороны, распространением английского языка как lingua franca академической коммуникации, с другой стороны, растущим осознанием необходимости определить место родного языка, часто являющегося языком обучения, и других иностранных языков в университетской языковой экологии. Кейс Копенгагенского университета позволяет увидеть, каким образом достигается баланс разных языков в университетской образовательной среде, какими могут быть варианты сочетания имеющихся средств коммуникации, каковы факторы, влияющие на конфигурацию этих вариантов. Проведенный анализ показывает, что внедрение полиязычной среды успешно в том случае, если вовлечены все уровни управления университетом (высший, средний и низовой), если имеется концептуальная база, описывающая принципы той или иной языковой экосистемы, на университетском уровне существует стратегия создания такой системы и прописана тактика ее реализации, определена управленческая структура, ответственная за реализацию поставленных целей. В статье сформулированы некоторые рекомендации по разработке языковой идеологии российских университетов, стремящихся войти в мировую образовательную элиту.
83-96 22
Аннотация
Публикация представляет собой концептуальную статью, центральной проблемой которой являются ответы современного образования на вызовы современности. Современным студентам нередко приписывают неспособность концентрировать внимание на одном предмете длительное время. Постоянно меняются требования современного рынка труда, и к выпускникам университетов предъявляются запросы на новые компетенции, навыки, стили работы. Чтобы оставаться востребованным, университет должен успевать адаптироваться к изменениям общества. Целью статьи является проведение обзора и анализа образовательных подходов, созданных для решения этой проблемы. Подходы объединены центральной идеей - применение проектных методов agile. Agile- методология гибкого управления проектами. Ключевым отличием такой методологии является повышение чувствительности компании к изменениям предпочтений потребителей и заказчиков, а также организация сотрудничества с ними для постоянного улучшения продукта. Изначально ставшая популярной в разработке компьютерных приложений данная методология была успешно адаптирована для целей проектного менеджмента и управления бизнесом на различных рынках, но при адаптации к образовательным практикам похожий успех пока не был достигнут. Для достижения поставленной цели авторами были применены следующие методы: сбор и анализ научных публикаций, посвященных изучению опыта применения различных подходов agile в образовании. В анализ вошло сопоставление концептуальных элементов подходов, их сравнение с основными постулатами, высказанными в манифесте agile; особое внимание было уделено двум наиболее изученным подходам - agile teaching-learning methodology (ATLM) и eXtremePedagogy (XP). Проведенные сбор и анализ обнаружили общую однородность и универсальность подходов, их применимость к различным дисциплинам вне зависимости от практической ориентированности дисциплин. Анализ ценностей различных образовательных методологий, основанных на agile, позволил увидеть, что методологию можно легко адаптировать для решения конкретных образовательных проблем в университетах практически без изменения центральных идеи методологии, выраженных в agile-манифесте. В результате получены данные, новизна которых заключается: 1) в сопоставлении основных подходов agile, применяемых в образовании; 2) в концептуальном обосновании реализуемости методов agile в университетской среде; 3) в формулировке рекомендаций для применения методов agile в университетском образовании. На основании анализа образовательных подходов в работе были также сформулированы следующие рекомендации для создания методик для процесса обучения. Во-первых, применяемые образовательные практики должны соответствовать адаптированным ценностям agile. Во-вторых, базисом образовательного подхода должно быть итеративное взаимодействие между преподавателем и студентом короткими циклами. Результатом взаимодействия могут выступать как знания студента, так и изменение программы обучения.
97-109 25
Аннотация
Данная статья относится к исследовательской категории, так как является продуктом исследования, которое было проведено авторами статьи, и представляет собой анализ данных, полученных в результате опроса, и интерпретацию обнаруженных во время данного опроса проблем управления в вузах. Настоящая статья рассматривает вопрос эффективности привлечения иностранных студентов в вузы России. Изучаемая проблема является практической, так как решает актуальную на данный момент задачу в университетах. В ходе данного исследования было проведено изучение мнения иностранных студентов об уровне и качестве высшего образования в России, а основным результатом работы стала разработка рекомендаций для руководства университетов и органов местного самоуправления по увеличению потока иностранных студентов в российских вузы. Практическая часть работы заключается в проведенном анкетировании иностранных студентов следующих вузов: НИУ ВШЭ, НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, Московского государственного областного университета, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, а также Самарского государственного экономического университета. Всего в опросе приняли участие 124 студента. Основным результатом исследования являются рекомендации авторов по увеличению числа иностранных студентов в российских вузах на основе опыта зарубежных и российских вузов, а также проведенного анкетирования в вузах. По результатам проведенного анализа следующие меры были обозначены как наиболее актуальные: увеличение количества учебных дисциплин на английском языке в университетах; создание совместных проектов российских и иностранных студентов для решения вопроса коммуникации и взаимодействия; повышение уровня владения профессорско-преподавательского состава английским языком; пополнение электронной базы библиотек российских университетов новейшими исследованиями на иностранном языке по различным специальностям; предоставление ознакомительных туристических туров по России; выделение отдельных комнат в общежитии для иностранных студентов (с достойными условиями проживания); создание информационных табличек по городу на английском языке; открытие лабораторий, исследовательских центров различной научной направленности. В качестве возможного предложения для следующего исследования по данной теме можно обозначить увеличение количества респондентов в опросе, что может позволить обнаружить дополнительные аспекты обучения в российских вузах, которые требуют немедленного вмешательства с целью улучшения репутации вуза и повышения его привлекательности для иностранных студентов. Статья содержит авторское исследование и рекомендации, основанные не только на уже существующем зарубежном и отечественном опыте, но и на полученных первичных данных от непосредственных участников процесса обучения - иностранных студентов. Стоит отметить, что исследование не включает мнение студентов из стран СНГ, так как они в большинстве случаев приезжают учиться в Россию на льготных условиях. Проблему привлечения иностранных студентов в российские вузы также ставит и Министерство образования РФ, поэтому руководство вузов, несомненно, заинтересовано в повышении статуса университетов на международной арене и привлечении в Россию иностранных студентов.
110-125 18
Аннотация
Цель данной исследовательской статьи - выявить основные форматы и ключевые особенности организации высшего образования в моногородах, то есть на территориях, где экономическое и социальное развитие исторически связано с присутствием крупного предприятия. Для исследования была выбрана Свердловская область, а основная часть данных была собрана в ходе исследовательской экспедиции54 НИУ ВШЭ. В качестве исследовательской стратегии был выбран анализ кейсов, а в качестве методов - проведение биографических и экспертных интервью в сочетании с анализом статистических показателей по региону. Концептуальной рамкой для описания данных стал модернизированный для целей статьи «треугольник координации» Б. Р. Кларка, где уровень государства заменен на уровень города. Результаты исследования включают в себя выявление и классификацию организационных форматов высшего образования в моногородах (филиал, частный инженерный вуз, основанный предприятием, и программы высшего образования, реализуемые на территории заказчика), описание пяти основных исследовательских кейсов, каждый из которых соответствует одному из моногородов региона, а также распределение кейсов в треугольнике координации по их тяготению к городу, рынку или академическому сообществу. Кроме того, статья включает в себя описание ключевых практик взаимодействия вузов и местных предприятий (специальные стипендии, совместная профориентация школьников, совместное руководство курсовыми и дипломными работами студентов и т. д.) и идентификацию характерных проблем и вызовов в деятельности вузов в моногородах. Данные, собранные при проведении интервью, подтверждаются тезисами на основе статистики - о невысоких показателях научной деятельности вузов, высокой доле внебюджетных средств в структуре доходов вузов и высокой степени дифференциации среднего балла ЕГЭ среди абитуриентов, уехавших из Свердловской области. Наконец, в статье приводится шесть финализирующих тезисов, подчеркивающих важность социальной миссии высшего образования в моногородах и необходимость оценок качества деятельности, которые учитывали бы уникальные практики взаимодействия вуза с предприятием, городом и местным сообществом. Описываются ключевые вызовы, стоящие перед высшим образованием в моногородах.

ДИСКУССИИ

126-134 15
Аннотация
Консерватизм академических структур очевиден. Однако не менее очевидно и внедрение корпоративных форм и стиля управления в вузах. В университетах и при университетах создаются проекты и компании, производящие интеллектуальные продукты и услуги. Спектр новой деятельности университетов простирается от медиапредпринимательства, туристической и культурной сферы до инжиниринга, землеустройства и фармакологических разработок. При этом обсуждение изменений в высшем образовании часто актуализирует конфликт сторонников менеджери-ализма и академической автономии: в какой мере корпоративные ценности академии можно сохранить, занимаясь бизнесом? В рамках предлагаемой дискуссии предложен иной разворот проблемы. Мы хотим обсудить, каким образом в условиях нарождающегося университетского бизнеса можно задать новое определение академической автономии, которое позволит высшим учебным заведениям не следовать пассивно в фарватере изменений социального порядка, а определять их. Для организации обсуждения было сформулировано несколько рамочных вопросов, которые задают не столько план высказываний, сколько тематическое поле. Это следующие вопросы: 1. Являются ли изменения, связанные с проникновением бизнеса и корпоративных подходов в вузы, устойчивым трендом? 2. Как связана академическая свобода и университетский бизнес в российском и мировом контексте? 3. Каковы приоритеты организационного проектирования в контексте проникновения в них бизнеса (на примере российских университетов)? 4. Какова позиция основных участников университетской жизни по отношению к этим изменениям?


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)