Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОНОГОРОДАХ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ, ПРАКТИКИ, ВЫЗОВЫ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.04.044

Полный текст:

Аннотация

Цель данной исследовательской статьи - выявить основные форматы и ключевые особенности организации высшего образования в моногородах, то есть на территориях, где экономическое и социальное развитие исторически связано с присутствием крупного предприятия. Для исследования была выбрана Свердловская область, а основная часть данных была собрана в ходе исследовательской экспедиции54 НИУ ВШЭ. В качестве исследовательской стратегии был выбран анализ кейсов, а в качестве методов - проведение биографических и экспертных интервью в сочетании с анализом статистических показателей по региону. Концептуальной рамкой для описания данных стал модернизированный для целей статьи «треугольник координации» Б. Р. Кларка, где уровень государства заменен на уровень города. Результаты исследования включают в себя выявление и классификацию организационных форматов высшего образования в моногородах (филиал, частный инженерный вуз, основанный предприятием, и программы высшего образования, реализуемые на территории заказчика), описание пяти основных исследовательских кейсов, каждый из которых соответствует одному из моногородов региона, а также распределение кейсов в треугольнике координации по их тяготению к городу, рынку или академическому сообществу. Кроме того, статья включает в себя описание ключевых практик взаимодействия вузов и местных предприятий (специальные стипендии, совместная профориентация школьников, совместное руководство курсовыми и дипломными работами студентов и т. д.) и идентификацию характерных проблем и вызовов в деятельности вузов в моногородах. Данные, собранные при проведении интервью, подтверждаются тезисами на основе статистики - о невысоких показателях научной деятельности вузов, высокой доле внебюджетных средств в структуре доходов вузов и высокой степени дифференциации среднего балла ЕГЭ среди абитуриентов, уехавших из Свердловской области. Наконец, в статье приводится шесть финализирующих тезисов, подчеркивающих важность социальной миссии высшего образования в моногородах и необходимость оценок качества деятельности, которые учитывали бы уникальные практики взаимодействия вуза с предприятием, городом и местным сообществом. Описываются ключевые вызовы, стоящие перед высшим образованием в моногородах.

Об авторах

К. Р. Романенко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Е. Ю. Шибанова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Е. С. Абалмасова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


А. А. Егоров
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Varga A. Regional economic effects of university research: a survey // Unpublished manuscript, West Virginia University, Regional Research Institute, Morgantown, WV. 1997.

2. Etzkowitz H. Enterprises from science: The origins of science-based regional economic development // Minerva. 1993. T. 31. № 3. P. 326-360.

3. Elliott D. S., Levin S. L., Meisel J. B. Measuring the economic impact of institutions of higher education // Research in Higher Education. 1988. T. 28. № 1. P. 17-33.

4. Bluestone B. UMASS/Boston: An Economic Impact Analysis.- 1993.

5. Huggins R., Johnston A. Knowledge networks in an uncompetitive region: SME innovation and growth //Growth and Change. 2009. T. 40. № 2. P. 227-259.

6. Agasisti T, Egorov A., Zinchenko D., Leshukov O. (forthcoming) Universities’ efficiency and regional economic growth: Empirical evidence from Russia

7. Приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: https://минобрнауки.рф/проекты/вузы-центры-инноваций (дата обращения: 03.09.2018).

8. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru (дата обращения: 03.09.2018).

9. Среднесписочная численность работников всех организаций по моногородам за 2016 год: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru (дата обращения: 03.09.2018).

10. Маслова А. Н. Моногорода в России: проблемы и решения //Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2011. Т. 4. № 5.

11. Распоряжение Правительства РФ от 16.04.2015 № 668-р «О внесении изменений в перечень монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утв. распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р».

12. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]: http://indicators.miccedu. ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 03.09.2018).

13. Ревенко Н. Ф., Чикурова О. В., Силиванова О. А. Влияние градообразующего вуза на демографическую ситуацию в моногороде //Вестник ИжГТУ им. МТ Калашникова. 2017. Т. 20. № 3. С. 80-85.

14. Губин В. А., Огородникова Т. Г. Особенности ценностей студентов на этапе обучения в вузе в условиях моногорода // Приволжский научный вестник. 2013. № 10. Т. 26. С. 91-100.

15. Богданова И. Д., Кадырова Х.Р. Проблема миграции молодежи моногородов и пути ее решения// Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 161-163

16. Ахмедова Д. Р. Профессиональная социализация молодежи в условиях современного моногорода: некоторые противоречия процесса и пути повышения эффективности II Современные исследования социальных проблем. 2011. Т. 8. № 4.

17. Павлова А. Н. Диверсификация деятельности вуза на рынке образовательных услуг в моногороде // Современные наукоемкие технологии,- 2012,- № 1. Т. 29. С. 55-59

18. Арский А. А. Виртуальные филиалы как основа системы высшего образования в моногородах II Маркетинг и логистика. 2015. 1-1(1). С. 4-8.

19. Clark В. R. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective.-Berkeley, CA: University of California Press, 1983.

20. Pusser B. The state, the market and the institutional estate: Revisiting contemporary authority relations in higher education // Higher Education. Springer, Dordrecht, 2008. C. 105-139.

21. Князев E. А., Дрантусова H. В. Дифференциация в высшем образовании: основные концепции и подходы к изучению// Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. 2012. С. 43-52.

22. Froumin I., Kouzminov Y., Semyonov D. (2014) Institutional diversity in Russian higher education: revolutions and evolution // European Journal of Higher Education. T. 4. № 3. P. 209-234.

23. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М., Николаенко Е. А. Тенденции изменения общественного спроса на высшее образование в современной России // Вопросы образования. 2012. № 3.

24. Натхов Т, Полищук Л. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование //Вопросы экономики. 2012. № 10. С. 30-51.

25. Platonova D., Semyonov D. Program Diversification and Specialization in Russian Higher Education Institutions. 2014.

26. Князев E. А., Дрантусова H.B. Институциональная динамика в российском высшем образовании: механизмы и траектории // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1.№ 83. С. 6-17.

27. Marginson S., Rhoades G. Beyond national states, markets, and systems of higher education: A glonacal agency heuristic II Higher education. 2002. T. 43. № 3. C. 281-309.

28. Полищук Л. И., Ливни Э. Качество высшего образования в России: роль конкуренции и рынка труда II Вопросы образования. 2005. № 1.

29. Perry В. Universities and cities: governance, institutions and mediation //Built Environment. 2011. T. 37. № 3. C. 245-259.


Для цитирования:


Романенко К.Р., Шибанова Е.Ю., Абалмасова Е.С., Егоров А.А. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОНОГОРОДАХ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ, ПРАКТИКИ, ВЫЗОВЫ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(4):110-125. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.04.044

For citation:


Romanenko K.R., Shibanova E.Yu., Abalmasova E.S., Egorov A.A. HIGHER EDUCATION IN SINGLE-INDUSTRY TOWNS: MODELS, PRACTICES, CHALLENGES. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(4):110-125. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.04.044

Просмотров: 297


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)