Preview

Университетское управление: практика и анализ

Расширенный поиск

ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.15826/umpa.2018.04.043

Аннотация

Данная статья относится к исследовательской категории, так как является продуктом исследования, которое было проведено авторами статьи, и представляет собой анализ данных, полученных в результате опроса, и интерпретацию обнаруженных во время данного опроса проблем управления в вузах. Настоящая статья рассматривает вопрос эффективности привлечения иностранных студентов в вузы России. Изучаемая проблема является практической, так как решает актуальную на данный момент задачу в университетах. В ходе данного исследования было проведено изучение мнения иностранных студентов об уровне и качестве высшего образования в России, а основным результатом работы стала разработка рекомендаций для руководства университетов и органов местного самоуправления по увеличению потока иностранных студентов в российских вузы. Практическая часть работы заключается в проведенном анкетировании иностранных студентов следующих вузов: НИУ ВШЭ, НИУ ВШЭ - Нижний Новгород, Московского государственного областного университета, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ННГУ им. Н. И. Лобачевского, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, а также Самарского государственного экономического университета. Всего в опросе приняли участие 124 студента. Основным результатом исследования являются рекомендации авторов по увеличению числа иностранных студентов в российских вузах на основе опыта зарубежных и российских вузов, а также проведенного анкетирования в вузах. По результатам проведенного анализа следующие меры были обозначены как наиболее актуальные: увеличение количества учебных дисциплин на английском языке в университетах; создание совместных проектов российских и иностранных студентов для решения вопроса коммуникации и взаимодействия; повышение уровня владения профессорско-преподавательского состава английским языком; пополнение электронной базы библиотек российских университетов новейшими исследованиями на иностранном языке по различным специальностям; предоставление ознакомительных туристических туров по России; выделение отдельных комнат в общежитии для иностранных студентов (с достойными условиями проживания); создание информационных табличек по городу на английском языке; открытие лабораторий, исследовательских центров различной научной направленности. В качестве возможного предложения для следующего исследования по данной теме можно обозначить увеличение количества респондентов в опросе, что может позволить обнаружить дополнительные аспекты обучения в российских вузах, которые требуют немедленного вмешательства с целью улучшения репутации вуза и повышения его привлекательности для иностранных студентов. Статья содержит авторское исследование и рекомендации, основанные не только на уже существующем зарубежном и отечественном опыте, но и на полученных первичных данных от непосредственных участников процесса обучения - иностранных студентов. Стоит отметить, что исследование не включает мнение студентов из стран СНГ, так как они в большинстве случаев приезжают учиться в Россию на льготных условиях. Проблему привлечения иностранных студентов в российские вузы также ставит и Министерство образования РФ, поэтому руководство вузов, несомненно, заинтересовано в повышении статуса университетов на международной арене и привлечении в Россию иностранных студентов.

Об авторах

С. А. Пимонова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Е. М. Фомина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия


Список литературы

1. Smolentseva A. International students in Russia. International Higher Education. 2015. № 36. P. 18-20.

2. Rodionov D.G., Rudskaia I. A., Kushneva O. A. The importance of the university world rankings in the context of globalization. Life Science Journal. 2014. № 11. p. 442-446.

3. Elkova A. K. Problems of social and communicative adaptation of foreign students in Russian higher education institutions. Коммуникативные аспекты языка и культуры: сборник материалов XV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Томск: Изд-во ТПУ 2015. Ч. 3. С. 162-165.

4. Очирова О. А., Дашадондокова А. Г., Котуа С. Б. Адаптация учебных мигрантов из Китая и Монголии в рамках российской системы образования (на примере Республики Бурятия) II Вестник ВСГУТУ 2015. № 2. С. 162-166.

5. Министерство образования Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://xn-80abucjiibhv9a.xn-p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения 01.07.2018).

6. Яковлева С. М. Влияние методики учета иностранных студентов на интернационализацию российских вузов II Образование и наука. 2016. № 9 (138). С. 121-135.

7. Чинаева Т. И. Основные тенденции развития международного рынка образовательных услуг II Статистика и экономика. 2017. № 1. С. 60-68.

8. Altbach Р. G. The Globalization of College and University Rankings. The Magazine of Higher Learning. 2012. № 44 (1). P. 26-31.

9. Donetskaya S. S. Analysis of the competitiveness of Russian universities in the world rankings. Higher Education in Russia. 2014. Journal 1.

10. Hazelkorn E. Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence Palgrave Macmillan. 2011. P. 304.

11. Hongcai W. University Rankings: Status Quo, Dilemmas, and Prospects. Chinese Education and Society. 2009. № 42 (1). P. 42-55.

12. Hou A., Y. Chi R., Morse C. and C. Lin An Analysis of Mobility in Global Rankings: Making Institutional Strategic Plans and Positioning for Building World-Class Universities. 2014. P. 841-847.

13. Ross W. Methodology, Meaning and Usefulness of Rankings. Australian Universities’ Review. 2008. № 50 (2). P. 51-58.

14. Soh K. World University Rankings: What Is in for Top Ten East Asian Universities? New Horizons in Education. 2012. № 60 (2). P. 36-50.

15. Брумштейн Ю. M., Зарипова В. M., Пугина H. H. Анализ целей и факторов конкурентоспособности и методов информационно-рекламной поддержки привлечения иностранных студентов в российские вузы II Прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии. 2009. № 3. С. 96-100.

16. Ваулина Л. Н., Коношенко Н. А. Межкультурная адаптация иностранных студентов II Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2014. № 3. С. 225-227.

17. Каргина Е. В. Развитие системы сопровождения и поддержки как эффективный инструмент привлечения иностранных студентов в российские вузы II Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2 (17). С. 102-105.

18. Еромов А. Д. Академическая мобильность иностранных студентов в России II Факты образования. 2016. № 7. С. 7.

19. Будущее сегодня. Информационно-аналитический бюллетень РУДН. 2017. № 3. С. 3.

20. РИА Новости. Россия сегодня [Электронный ресурс]. - URL: https://ria.ru/abitura_world/20180517/1520759802.html/ (дата обращения 02.07.2018).

21. Портал Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. URL: http://5top100.ru/ (дата обращения 02.07.2018).

22. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость II Молодой ученый. 2015. № 10. С. 1115-1119. URL https://moluch.ru/archive/90/18764/ (дата обращения: 29.06.2018).

23. Данилина В. В. Коммуникационная кампания по продвижению российских магистерских программ за рубежом (из опыта НИТУ «МИСИС») II Российская школа связей с общественностью. 2015. № 7. С. 180-191.

24. Арсеньев Д. Б., Речинский А. В., Швецов К. В., Ватин Н. И., Еамаюнова О. С. Программа «5-100-2020»: привлечение иностранных студентов в СПбПУ на обучение по инженерно-строительным направлениям II Строительство уникальных зданий и сооружений. 2014. № 8 (23). С. 21-35.

25. Архипов А.Ю., Рогова Т. М., Савченко И. Н., Фурса Е. В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) II Проблемы развития системы образования. 2013. № 1 (11). С. 124-128.

26. Маркина Д. М. Социально-экономические факторы, оказывающие влияние на мотивацию обучения в России иностранных студентов на примере РАНХиГС II Social-economic phenomena and processes. 2018. № 2 (13). С. 5-63.

27. Вершинина Т. С., Кочева О. Л. Социокультурная адаптация иностранных студентов с помощью методов интерактивного обучения в условиях интернационализации образовательной среды вуза II Педагогическое образование в России. Екатеринбург. 2016. № 5. С. 154-156.

28. Еалямова Е. Ф., Кудимана Б. О. Привлекательность Российских вузов на рынке международных образовательных услуг // Вестник Удмурдтского университета. 2017. Т. 27, вып. 3. С. 23

29. Rodionov D. G., Fersman N. G., Kushneva О. A. Credibility of the Russian higher education in the world: problems and solutions. Life Science Journal. 2014. № 11. P. 43-47.

30. Luneva E. V. Key Performance Indicators (KPI) System in Education. Asian Social Science. 2015. № 8. P. 194-200.

31. Sidorenko T. World University Rankings as a Challenge to Improve Higher Education in Russia. Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. P. 464-467.

32. Беккер И. Л. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) / И. Л. Беккер, С. А. Иванчин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36). С. 247-257.

33. Abasov Z.A. Methodological functions of philosophy of education in the age of globalization // Philosophy of Education. 2013. № 3. P. 32-38.

34. Модное С. И., Ухова Л. В. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 2. Том I (Гуманитарные науки). С. 114.

35. Бедный А. Б., Ерушкина Л. В. Нижний Новгород глазами иностранных студентов: социологический анализ. Нижний Новгород. 2011. С. 19.


Рецензия

Для цитирования:


Пимонова С.А., Фомина Е.М. ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(4):97-109. https://doi.org/10.15826/umpa.2018.04.043

For citation:


Pimonova S.A., Fomina E.M. GROWING ATTRACTIVENESS OF RUSSIAN UNIVERSITIES FOR INTERNATIONAL STUDENTS. University Management: Practice and Analysis. 2018;22(4):97-109. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/umpa.2018.04.043

Просмотров: 1913


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1999-6640 (Print)
ISSN 1999-6659 (Online)